На сколько добр Бог, и зол диавол?

В девяностые годы из Европы выводились наши воинские части. Перед этим заранее планировалось построить жилье для  размещения личного состава и семей. Выбор пал и на нашу местность. Начали строить городок, который сдали в 1996 году. Это было что-то прорывное для того времени. Дома красивые,  компактно размещённые, дорожки заасфальтированные,  торговый центр, школа, детский сад, всё для удобства людей. Строили  немцы, их проект, а они знают толк. Но самое главное – это квартиры.  Не квартиры, а мечта.  Стены, потолок, пол – всё сделано ровно, аккуратно, на полу паркет. Ванна, туалет раздельные,  в кафеле, аккуратно, сантехника супер. Окна, двери, балконы… не хватает слов. До сих пор, а прошло 25 лет, квартиры в военном городке котируются выше, чем в расположенном недалеко районном центре. Это то, что сделано. А сколько было запланировано, и не сделано… Например, планировалось построить окружную дорогу до города, в дополнение к существующей,  нередко блокируемой из-за работ на переезде. Остаётся только догадываться, чего ещё лишились  жители городка,  потому что  к концу стройки прошёл слух, что  много средств  разворовано, и главный немец, руководивший стройкой,  застрелился. 

Но не только немцы могут заботиться о благополучном и комфортном проживании граждан.

«В начале сотворил Бог небо и землю… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой»(Быт.1:1-34).

«Бог сотворил замечательный мир» - считают не только поэты. Наш мир,  природа, животные, растения, птицы, бабочки, цветы,  закаты и восходы, звёздное небо, морская гладь, леса, венец творения человек – всё, несомненно, всё,  вызывает восхищение, восторг, благодарность. Если уж творить, то самое доброе. А если обнаружится что-то недоброе,  то это сфера диавола, он специалист по злу.

Но, как констатировал Бог, недоброго не было – всё хорошо весьма.

Учёные утверждают, что воспринимаемая нами Вселенная характеризуется набором отлично пригнанных друг к другу констант – таких как масса электрона или сила тяжести, от которых зависит существование нашего мира. Если бы заряд электрона был немного другим, если бы сила притяжения была хоть чуть-чуть слабее, то не было бы  материи в нынешнем виде, и не существовало бы ни  планет, ни звёзд.  Кто  создал  эти параметры? Большой взрыв? Бог? У учёных  нет теории, которая могла бы объяснить, почему заряды и массы частиц таковы, каковыми они являются. С теоретической точки зрения эти параметры представляются произвольными. Но если бы их величины отличались от реальных хоть на йоту, нас попросту бы не существовало.


Это привело некоторых ученых к мысли о том, что если мы здесь, значит, мир должен быть таким, каков он есть, в единственно пригодном для жизни варианте соотношения этих констант. Это  так называемый антропный принцип, которым всё объясняется без участия Бога, заменитель Бога для атеистов. 

«Мы находимся в той Вселенной, в какой можем существовать. Почему? Если бы всё  было по-другому, то некому  было бы спрашивать» - согласитесь, очень интересный  принцип.  Верующие говорят, что Вселенная возникла в результате создания её Богом, а ученые – потому что потому. Представить, что  необходимые константы возникли в результате взрыва, это  просто… фантастика. Почему бы не рассматривать  антропный принцип как инструмент Бога, который целенаправленно сотворил природные константы для того, чтобы мы могли жить?

Английский физик и математик Пенроуз в одной из книг  нарисовал   образ Создателя – человека с длинной белой бородой, указующего перстом на бесконечно малую точку всего «пространства параметров», актуальных для создания  Вселенной. Не будучи религиозным человеком, Пенроуз, тем не менее, понимает: для того чтобы появился наш мир, должно было случиться чудо и возникнуть строго определенное количество энтропии, требующееся для его создания. Самый знаменитый ученик Пенроуза, Стивен Хокинг, утверждал, что  вероятность того, что Вселенная, подобная нашей, могла возникнуть в результате Большого взрыва, ничтожно мала.

Многие физики не любят антропный принцип, потому что он ничего не объясняет, давая лишь тривиальный ответ: порядок вещей таков, каков он есть, потому что  именно таков он необходим, и, значит,  не может быть иным. Не конкретно как-то для науки, не хватает «железных» аргументов. А как иначе, если перечисленные, и многие другие физические  константы нашего мира не поддаются анализу и разумному объяснению.  Кто-то их настроил, и они такими продолжают оставаться…

Если учёным не нравится слово Бог, то можно было бы заменить его Вселенским Разумом,  некоторые так и делают. Таким образом, можно сказать, что существует лишь одна Вселенная, и Бог (Вселенский Разум)сотворил ее именно такой, с необходимыми  параметрами, подходящими для возникновения и поддержания жизни.

Возможно, что ученые и верующие нашли бы некоторые точки соприкосновения, если бы, верующие не обожествляли переводы Библии, слепо веря в каждое слово, а немного думали о том, во что верят.

Например, с добротой Бога мы знакомимся с первых страниц Библии. А в чём эта доброта выражается?

Стоило придумать теорию доброго, белого, пушистого Бога, как неизвестно откуда взялась теория  зла, и стоящего за ним злодея. Хотя зла не существует, в первые дни сотворения нашего мира оно не создавалось, не создавалось и в другие дни. Но тем не мене, мы его чувствуем, значит, оно существует.   И для объяснения такого пробела понадобилось сотворить диавола и армию бесов с чертями, для которых зло  родная стихия.  Предлагаю взглянуть по новому на добро и зло, исходя из того же текста:

Хорошо
2570
kalow
1. внеш. вид красивый, прекрасный, прелестный;
2. внеш. кач. добрый, хороший, благополучный, благоприятный, благодетельный;
3. внеш. кач. добрый, благой, добродетельный;
син. 18 (agayow) (говоря о нравственной доброте, 18 (agayow) обычно обозн. доброе по своим результатам, а 2570 (kalow) обычно обозн. доброе в абсолютном смысле, доброту очевидную для других);
син. 791 (asteiow), 5611 (vraiow);
791 (asteiow) обычно подчеркивает
изящность, изысканность, элегантность и утонченность;
2570 (kalow) обычно подчеркивает
гармоничную полноту и законченность, стройность, пропорциональность и соразмерность;
5611 букв. обозн. „цветущий";
ант. 2556 (kakow), а тж. 4190 (ponhrow).

Словарное определение:

1) красивый, прекрасный, прелестный, изящный;
2) прекрасный, благородный, славный;
3) благоприятный, попутный;
4) благоприятный, предвещающий добро;
5) благополучный, счастливый, удачный;
6) чистый, настоящий ;
7) превосходный, отличный;
8) годный, удобный, выгодный.


весьма
3029
lian
очень, весьма, крайне, чрезвычайно, сильно, слишком, чрезмерно.

Из нескольких вариантов предпочитаются в основном слова «хорошо», «добро». Да ещё с наречием «весьма». Получается «гремучая» смесь пушистости и белизны… (иронизирую).

Возможно, в некоторых случаях,  слова «добро» и «хорошо» будут уместны. Но здесь просится другой вариант:

«обычно подчеркивает гармоничную полноту и законченность, стройность, пропорциональность и соразмерность», «годный, удобный, выгодный».

 Например - возвышенность, весьма удобная для состязаний в беге; тело, хорошо приспособленное к бегу.

А земля?

А наша земля очень хорошо приспособлена к жизни на ней. Все физические константы, заряд электронов, силы притяжения  и отталкивания, атмосферное давление, состав воздуха, соответствующий диапазон температур, расстояние до солнца, и пр. пр., служат для этой жизни.

Я уже писала в теме «Происхождение зла», что

«Добро» – от слова «доба», что значит время, пора, однокоренные - сдоба, доблесть, удобно. Когда говорят «удобрая обувь», то имеется в виду, что обувь подходящая, т.е. впору, в самый раз, а «добрый час» – вовремя, подходяще, именно тогда, когда требуется, так же и «в добрый путь».

Следовательно, библейский текст может читаться иначе:

«В начале сотворил Бог небо и землю… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, удобно весьма. И был вечер, и было утро: день шестой»(Быт.1:1-34).

Т.е., всё, что создал Бог весьма удобно, продумано, выверено, пропорционально, соразмерно. А ведь земля это не городок. Но если городок можно построить удобным для проживания людей, то не менее удобной для жизни создаётся и земля.

Считается, что у каждого человека есть своё призвание:

« Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»(Пс.138:16).

Другими словами, мы призываемся в этот мир, на эту землю, где всё приготовлено для нас. И мы, каждый из нас, призван как пазл,  встать точно на своё место, в общую картину мира. Вместе с призванием Бог даёт своему посланнику и средства для исполнения этого призвания, и способности. Наше место специально для нас! Это ли не здорово, не хорошо, не удобно?

Идя по своему призванию человек подвержен минимуму сопротивления, и испытывает радость и  счастье от жизни. И миру хорошо и удобно от этого, потому что те задачи, которые даны нам для решения, никто другой, кроме нас, не решит настолько удобно,  полно, вовремя, и гармонично.

Но если мы не живём по своему призванию, то мучаемся на чужих местах, решаем не свои задачи совсем не  удобным для земли и человечества способом, а как можем, как получается. В результате всё идёт вкривь и вкось, мы болтаемся не там, где должны, а где должны быть мы, там другие… у нас зло, у них зло. Мы и они вопим – откуда? За что?


Не надо искать мифическое добро, доброе для всех. Добро это когда удобно, пропорционально, соответственно, гармонично, своевременно, как те физические константы, идеально подходящие друг другу и Вселенной. А зло –  наоборот,  несоответственно, непропорционально, негармонично, несвоевременно… и даже опасно для жизни. Но на наши негармоничные и несвоевременные действия Вселенная по прежнему отвечает гармонично, соответственно, пропорционально, и по другому не может.



Фото из интернета.


Рецензии
Поразили логической канвой, критически вплетающуюся в научное, философское, нравственное и религиозное.
С уважением,

Радиомир Уткин   19.02.2020 22:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Радиомир! Многое зависит от читающего)).

Людмила Возняк   20.02.2020 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.