Блок. Мой любимый, мой князь, мой жених... Прочтен
72. «Мой любимый, мой князь, мой жених…»
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Павиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу.
Я ловлю твои сны на лету
Бледно-белым прозрачным цветком.
Ты сомнешь меня в полном цвету
Белогрудым усталым конем.
Ах, бессмертье мое растопчи, —
Я огонь для тебя сберегу.
Робко пламя церковной свечи
У заутрени бледной зажгу.
В церкви станешь ты, бледен лицом.
И к царице небесной придешь, —
Колыхнусь восковым огоньком,
Дам почуять знакомую дрожь…
Над тобой — как свеча — я тиха,
Пред тобой — как цветок — я нежна.
Жду тебя, моего жениха,
Всё невеста — и вечно жена.
26 марта 1904
В степи «на том берегу»… Он уже бывал здесь. После Мистического лета, осенью 901-ого года, когда Любочка отвлекала его от миссии, когда позволяла видеться с собою в якобы случайных встречах после Курсов – после занятий в театральной студии…
(Блок. Из дневников 18-ого года:
«Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода…». )
… а двойники делали то же самое, прельщая россыпью миров. И это мир вечной Степи, мир вечной битвы, мир Куликова поля, где победа у него будет только в том случае, если он и она будут вместе, если он убедит, умолит, уломает, соблазнит встать рядом.)
Осень 1901 года:
Ты страстно ждешь. Тебя зовут, —
Но голоса мне не знакомы,
Очаг остыл, — тебе приют —
Родная степь. Лишь в ней ты — дома.
Там — вечереющая даль,
Туманы, призраки, виденья,
Мне — беспокойство и печаль,
Тебе — покой и примиренье.
О, жалок я перед тобой!
Всё обнимаю, всем владею,
Хочу владеть тобой одной,
Но не могу и не умею!
22 ноября 1901
В 908-ом на Куликовом поле будет так:
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
7 июня 1908»
Убедить, соблазнить, уломать – не получится:
«…Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны…
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
…Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
31 июля 1908»
И будет поражение. Потому что, как и сейчас, в 904-ом:
Завилась я на том берегу.
так и 908-ом будет:
«Опять за туманной рекою
Ты…»
*
В исходном стихотворении Блок признаёт, что он смирился со своим поражением и называет причину:
Всё невеста — и вечно жена.
“Любочка” добилась своего: стала женой. Земной женой.
Ты сомнешь меня в полном цвету
Стала женщиной, которую на законных основаниях “мнут” и “мнут”.
*
В церкви станешь ты, бледен лицом.
И к царице небесной придешь, —
Колыхнусь восковым огоньком,
Дам почуять знакомую дрожь…
А это, конечно, воспоминания о “соборах”, куда она его той осенью 901-ого уводила, где они в сумерках стояли рядом, где в сумерках в отдалении от всех сидели рядом. Где впервые и проявилась эта «знакомая дрожь»…
*
И ещё одно стихотворение вызывает в памяти последние строчки исходного
(Жду тебя, моего жениха,
Всё невеста — и вечно жена)
стихотворение, написанное до Света, до «Стихов о прекрасной даме» в далёком 1899 году:
«Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.
14 октября 1899»
Сколько же горечи в этом: «…и вечно жена».
Повторю: героиня стихотворения не Лучезарная, а её противопоставление. Та, которая отвлекала героя от его долга. Которая своего добилась. Правда счастья ей это принесет немного. В "томе III" сюжет получит продолжение:
"В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь, не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: «Здравствуй, князь.
Вот здесь у меня – куст белых роз.
Вот здесь вчера – повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принес?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?»
Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь – тучи вдали встают,
И слушаешь песни далеких сел…
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой – зовет и мани;т…
Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне» –
И опять за травой колокольчик звенит…
12 июля 1907"
Раз в году он будет на неделю-другую появляться у своей "вечно жены" и опять уходить. И хорошо, если в "бой", а то ведь просто - в "чужую сторону", "женщин чужих целовать"...
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Мой любимый, мой Князь, мой жених ... - Ср.: "Князь мой милый, ты ... " ("Я вижу в пустыне ... ", 24-28 июня 1903, см. т. 4 наст. изд.). Образ жениха-"князя" восходит к лирике русской свадьбы. О символическом значении образа жениха см. примеч. к стих. "Я, отрок, зажигаю свечи ... ".
[
"Я живу в пустыне...":
"Я живу в пустыне.
Нынче, как вчера.
Василек мой синий,
Я твоя сестра.
Низкие поклоны
Мне кладут цветы.
На меже зеленой
Князь мой, милый, ты.
Милый мой, не скрою,
Что твоя, твоя ...
Не дает покою
Думушка моя.
Друг мой, князь мой милый
Пал в чужом краю.
Над его могилой
Песни я пою.
24-28 июня 1903"
"Символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« - Жених сойдет из алтаря». - Ср. евангельский образ Христа-Жениха, приходящего в полночь (Мф., XXV, 6).
[
Притча о десяти девах.
25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
25:2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
25:3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
25:4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
25:5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
25:6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
25:7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
25:8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
25:9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
25:10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
25:11 После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
25:12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
]
- «Павиликой средь нив золотых ...» - Павилика в фольклоре символизирует женскую верность.
- «... Завилась я на том берегу.» -О символике двух берегов реки см. примсч. к стих. "Сумерки, сумерки вешние ... ".
[ Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
- «... Там, на другом берегу». - Распространенный фольклорный образ двух берегов реки как разлученных влюбленных возникает здесь как символизация пейзажей на пути из Боблова в Шахматово (р. Лутосня).
]
- «Ты сомнешь меня в полном цвету // Белогрудым усталым конем».- Символика смятых цветов восходит к лирике русской свадьбы и широко представлена в народной песне. Образ коня, топчущего цветы, близок к стихотворению А.К. Толстого "Колокольчики мои ... " (1840-е годы): "Он вас топчет под собой,// Бьет своим копытом" (этой близостью,очевидно, навеяно и понимание текста А. Белым в статье "Поэзия Блока" - см. выше).
Эпитет "белый" (конь) определен одновременно и биографическими, и апокалиптическими ассоциациями (см. примеч. к стих. "Я вышел в ночь- узнать, понять ... ").
[
"биографически": "Мальчик", на котором Блок приезжал в Боблово в Мистическое лето 901-ого года был белой масти.
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
«... белый конь ...» - По значению образ связан с Апокалипсисом (Откр. Vl, 8 и XIX, 11 и 15). В последнем из этих упоминаний речь идет о "коне белом" и его Всаднике. называемом "Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует ( ... ). Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным".
Смысл упоминания этих образов у Блока уточняется в сопоставлении с цитатой из Апокалипсиса во "2-й, драматической", "Симфонии" А. Белого (М., 1902 (цензурное разрешение от 18 марта). С. 96). У Белого "белый конь" и Всадник, которому надлежит "пасти народы жезлом железным",- образы, связанные с высмеиванием ложных надежд на немедленное воплощение апокалиптических пророчеств: наивные юные мистики принимают за Всадника девочку, дочь одной из московских красавиц. У Блока же образы "белого коня" и всадника лишены иронии, но тоже связываются с темой несбывшихся ожиданий.
»
]
- «Робко пламя церковной свечи // ( ... ) зажгу. // ( ... ) Колыхнусь восковым огоньком ...«» - Связанное со свадебной символикой отождествление невесты и свечи; ср. также: "Царевна-невеста что лампадка" ("Царица смотрела заставки ... ").
- «... Всё невеста - и вечно жена». - Наличие в образе героини элементов христианской символики, сопутствующих мистической Невесте ("невеста неневестная") и Жене, дополняется в стихотворении "кощунственным", с точки зрения ортодоксальной церковности, сближением "царицы небесной" и влюбленной девушки, обрисованной в фольклорных тонах.
Великая Пятница - день Страстной недели перед Пасхой. В 1904 г. приходился на 26 марта[дата написания стихотворения]. Накануне был посвященный Богоматери праздник Благовещенья, с тематикой которого (а не с пасхальной тематикой) данное стихотворение имеет ассоциативные связи.
Д р у г и е р е д а к ц и и и в а р и а н т ы
В е ч н о. - Заглавие подчеркивает, что речь идет о мистически неизменном чувстве (см. выше отзыв А. Белого).
[заглавие позже было убрано]
»
Свидетельство о публикации №220021700350