Блок. Мой любимый, мой князь, мой жених... Прочтен

72. «Мой любимый, мой князь, мой жених…»


                Мой любимый, мой князь, мой жених,
                Ты печален в цветистом лугу.
                Павиликой средь нив золотых
                Завилась я на том берегу.

                Я ловлю твои сны на лету
                Бледно-белым прозрачным цветком.
                Ты сомнешь меня в полном цвету
                Белогрудым усталым конем.

                Ах, бессмертье мое растопчи, —
                Я огонь для тебя сберегу.
                Робко пламя церковной свечи
                У заутрени бледной зажгу.

                В церкви станешь ты, бледен лицом.
                И к царице небесной придешь, —
                Колыхнусь восковым огоньком,
                Дам почуять знакомую дрожь…

                Над тобой — как свеча — я тиха,
                Пред тобой — как цветок — я нежна.
                Жду тебя, моего жениха,
                Всё невеста — и вечно жена.
                26 марта 1904


     В степи «на том берегу»… Он уже бывал здесь. После Мистического лета, осенью 901-ого года,  когда Любочка отвлекала его от миссии, когда позволяла видеться с собою в якобы случайных встречах после Курсов – после занятий в театральной студии…
(Блок. Из дневников 18-ого года:
     «Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода…». )
… а двойники делали то же самое, прельщая россыпью миров. И это мир вечной Степи, мир вечной битвы, мир Куликова поля, где победа у него будет только в том случае, если он и она будут вместе, если он убедит, умолит, уломает, соблазнит встать рядом.
     Осень 1901 года:

                Ты страстно ждешь. Тебя зовут, —
                Но голоса мне не знакомы,
                Очаг остыл, — тебе приют —
                Родная степь. Лишь в ней ты — дома.

                Там — вечереющая даль,
                Туманы, призраки, виденья,
                Мне — беспокойство и печаль,
                Тебе — покой и примиренье.

                О, жалок я перед тобой!
                Всё обнимаю, всем владею,
                Хочу владеть тобой одной,
                Но не могу и не умею!
                22 ноября 1901


     В 908-ом на Куликовом поле будет так:

                «Река раскинулась. Течет, грустит лениво
                И моет берега.
                Над скудной глиной желтого обрыва
                В степи грустят стога.
                7 июня 1908»

     Убедить, соблазнить, уломать – не получится:

                «…Умчались, пропали без вести
                Степных кобылиц табуны…

                И я с вековою тоскою,
                Как волк под ущербной луной,
                Не знаю, что делать с собою,
                Куда мне лететь за тобой!

                …Объятый тоскою могучей,
                Я рыщу на белом коне...
                31 июля 1908»

     И будет поражение. Потому что, как и сейчас, в 904-ом:

                Завилась я на том берегу.

     так и 908-ом будет:

                «Опять за туманной рекою
                Ты…»
*

     В исходном стихотворении Блок признаёт, что он смирился со своим поражением и называет причину:

                Всё невеста — и вечно жена.

     “Любочка” добилась своего: стала женой. Земной женой.

                Ты сомнешь меня в полном цвету

     Стала женщиной, которую на законных основаниях “мнут” и “мнут”.

*

                В церкви станешь ты, бледен лицом.
                И к царице небесной придешь, —
                Колыхнусь восковым огоньком,
                Дам почуять знакомую дрожь…

     А это, конечно, воспоминания о “соборах”, куда она его той осенью 901-ого уводила, где они в сумерках стояли рядом, где в сумерках в отдалении от всех сидели рядом. Где впервые и проявилась эта «знакомая дрожь»…

*
     И ещё одно стихотворение вызывает в памяти последние строчки исходного
                (Жду тебя, моего жениха,
                Всё невеста — и вечно жена)

     стихотворение, написанное до Света, до «Стихов о прекрасной даме» в далёком 1899 году:

                «Не призывай. И без призыва
                Приду во храм.
                Склонюсь главою молчаливо
                К твоим ногам.

                И буду слушать приказанья
                И робко ждать.
                Ловить мгновенные свиданья
                И вновь желать.

                Твоих страстей повержен силой,
                Под игом слаб.
                Порой — слуга; порою — милый;
                И вечно — раб.
                14 октября 1899»

     Сколько же горечи в этом: «…и вечно жена».

;


Рецензии