Гермес Трисмегист. Миф или современник Моисея?

(На фото в начале статьи - Гермес Меркурий Трисмегист, современник Моисея. Мозаика на полу кафедрального собора Сиены, 1480-е годы (изображение из статьи Википедии "Гермес Трисмегист", Автор: неизвестен - http://web.axelero.hu/dob10638/konyvtar/tabula.htm, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=761099)


В первой части этой статьи ("Большой Сфинкс и созвездие Ориона", http://www.proza.ru/2020/02/18/1359 ) мы рассмотрели версии возраста Большого Сфинкса на плато Гизы, и пришли к выводу, что наиболее вероятно он был создан около 10 500 лет до н.э., — согласно т.н. "Теории корреляции пояса Ориона", изложенной и доказанной на основе анализа древнеегипетских "Текстов пирамид" и компьютерного моделирования звёздного неба той эпохи (эпохи Льва) Робертом Бьювелом и Грэмом Хэнкоком в книге "Загадка Сфинкса" (1996).

Эта эпоха (эра Льва) относится (по классификации официальной египтологии) к концу т.н. "Доисторического периода Египта" (от 40 000 до 5 000 лет до н.э.), о котором официальная историческая наука (и египтология) мало что известно. Немного больше известно о т.н. "Додинастическом периоде" (4000 - 3100 гг до н.э.). Официальная наука относит ранние религиозные верования египтян именно к этому периоду. При этом известно, что периодичность разлива Нила и соотнесение с этим наблюдений за звёздным небом позволило им с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь. Вообще не позже этого периода египтяне овладели основами астрономии (вернее, астрологии, т.к. астрономия была просто её частью вплоть примерно до XV века н.э.). Конечно, знание астрологии также отразилось на верованиях египтян той эпохи (и более поздних эпох).


К додинастическому периоду относится и возникновение древнейшего города Гелиополя (как поселения жрецов). Первоначально Гелиополь был основным центром почитания Атума, считающегося первым общеегипетским солярным божеством. Однако уже к началу Древнего царства Атум был вытеснен схожим гелиопольским богом Ра и отождествлён с ним в образе Ра-Атум. Кроме Ра и Атума, в Гелиополе также был распространён культ быка Мневиса (Аписа в Мемфисе) — воплощение бога-Творца всего сущего (Ра в Гелиополе или Птаха в Мемфисе) — в виде Великого чёрного быка.

Напомним, что по герменевтической (астрологической) периодизации исторических эпох, 4450-2300 годы до н.э. относятся к эре Тельца (до неё в течение около 2150 лет была эра Близнецов, а после неё — эра Овна, за которой около 140-150 г. до н.э. наступила эра Рыб, продолжавшаяся примерно до уже недавнего 2007 года)

Каким ещё богам поклонялись тогда египтяне, каково было их представление о мироздании? Одни из самых ранних древнеегипетских богов — Ра (бог Солнца), Гор (покровитель фараонов в их земном воплощении) и Тот (бог мудрости и знаний, а также бог Луны). В древней египетской мифологии предтечей Гермеса был Гор (Хор), покровитель фараонов и земное воплощение каждого из них, а в перевоплощении, после смерти, судьба фараона была связана с Тотом, богом мудрости, счета, письма и сакральных тайн. Тот — бог Луны, ночной заместитель солнечного бога Ра. Тот охранял каждого умершего египтянина и вел его в царство мертвых. В египетской мифологии именно Тот-Гермес принял решение бальзамировать тело убитого Осириса и изобрел тайны бальзамирования.

При эллинизации Египта (начавшейся в IV веке до н.э. после его завоевания Александром Македонским) шёл и обратный процесс влияния египетской культуры и мифологии на Грецию той эпохи. Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший) — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. Триждывеличайший — как царь, законодатель и жрец. Но, как мы увидим чуть ниже, эллинские и египетские корни Гермеса Трисмегитста появились примерно на 1000-1300 лет раньше эпохи Александра Македонского (в эпоху Микенской цивилизации, примерно в середине II-го тысячелетия до н.э.)

Старейшее упоминание о Гермесе Трисмегисте (Меркурии) в Европе содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что на самом деле было пять Меркуриев, и тот, «которому поклоняются фенеты (жители города Фенея в Аркадии), как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году по лунному календарю, соответствующий началу разлива Нила» [Цицерон. О природе богов. Кн. 3, XXII (56)].
Цицерон родился в 106-м и умер в 43 году до н.э., так что первое известное письменное упоминание о Гермесе Трисмегисте стало известно примерно (как я предполагаю) через 1200-1300 лет после его жизни. Аркадия — ном (административный округ) в Пелопоннесе. Аргус (Аргос) — Всевидящий (многоглазый) великан древнегреческих мифов, который был сначала усыплён и затем убит Гермесом (по распоряжению своего отца, Зевса). Судя по этому мифу, дело было во времена Микенской цивилизации, то есть между XVI и XI веками до н.э. С другой стороны, поскольку Гермес был современником легендарного врачевателя Асклепия, а он, по легенде, вернул к жизни сына царя Миноса, — и, в свою очередь, основал на острове Крит города Кносс, Фест и Кидонию, то мы наконец можем соотнестись не с мифологической хронологией, а с данными археологии:

Кносс был основан в 2000-1700 гг до н.э.("раннедворцовый период"). Первый дворец в Фесте также был основан в "раннедворцовый период" (по данным археологии в 1900-1700 гг до н.э). Наконец, Кидония была основана несколько веков спустя, во времена уже Микенской цивилизации, то есть между XVI и XI веками до н.э. По одной из легенд, Кидония была основан царем Кидоном, сыном Гермеса и Аккалы, дочери Миноса, — так что скорее всего Гермес жил (если он реально жил) именно в эпоху Микенской цивилизации, то есть между XVI и XI веками до н.э.

Микенская цивилизация, возникшая на Крите, распространилась также на Элладу и Египет, — отсюда и пошли корни синкретического Гермеса Трисмегиста, сочетающего в себе и древнегреческую, и древнеегипетскую мифологию (а возможно и реальные черты тех персоналий)

«Бог Гермес, повелитель слов, с древности справедливо почитается всеми жрецами за общего. Он единственный также стоит во главе истинного знания о богах, один и тот же повсюду», — именно словами о Гермесе начинает свой трактат «О Египетских Мистериях» неоплатоник Ямвлих Халкидский (примерно 280-330 гг н.э.).
Само слово «герма» (эрма) означало груду камней или каменный обелиск на месте погребения и таинств. Разрушение гермы с самых древних времен считалось величайшим святотатством. О том, что строительство и мистика пирамид Египта связаны с Гермесом, говорили все их исследователи. Имя этого бога давно стало символом всего тайного, сокровенного, сакрального — герметического. А жезл в его руке, опоясанный двумя змеями, — магический кадуцей, — непременный атрибут мага, Посвященного, Иерофанта. Гермес, сын Зевса и Майи, вестник и любимец всех остальных богов, как и многие другие боги древнегреческого пантеона, имеет более древние корни, чем мифология Эллады.

В христианской традиции Гермес Трисмегист — автор теософского учения (герметизм), излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках (герметический корпус). Отцы Церкви не сомневались в реальном существовании этого автора. Трисмегист жил намного раньше Платона (427-347 гг до н.э.) и Пифагора (570-490 гг до н.э.). Известный ранний христианский историк (и воспитатель сына Константина Великого) Лактанций (250-325 гг н.э.) считал Трисмегиста одним из важнейших языческих провидцев, предсказавших приход христианства. Другие известные историки эпохи раннего христианства (Августин, Климент Александрийский) также не сомневались в реальности существования великого провидца, мага и врачевателя Гермеса Трисмегиста, и считали его современником Моисея (примерно XIV век до н.э.) Климент Александрийский (150-215 гг. н.э.) упоминает 36 книг Гермеса, заключающих в себе всю египетскую философию, 6 его книг по медицине, две книги с музыкой и гимнами Гермеса, и 4 книги Гермеса о звёздах (об астрологии).

Как мы увидим далее, именно Гермес Трисмегист связывает в истории религий Большого Сфинкса и три Великие пирамиды Гизы с некоторыми аспектами Христианства.

Продолжение следует


Рецензии
Спасибо, очень интересно.

Тимур Тамирхан   26.02.2020 12:40     Заявить о нарушении
Тимур, спасибо за отзыв.

Борис Романов   27.02.2020 11:47   Заявить о нарушении