Челобитная Путину из XVII века

«Государю всея Руси бьют челом служивые и промышленные люди из дальних земель Сибирских, Даурских, Камчатских, Курильских и прочая...

Служили мы тебе, государь, многие службы. За ради прииска новых земель остроги ставили с крепким караулом, чтоб иноземцы безвестным приходом какого дурна не учинили. Под государеву высокую руку тунгуских аманатов и улусных сидячих людей приводили, збирали в государеву казну с великим береженьем ясак богатый соболями и прочей рухлядью, руды серебряные и медные изыскивали, волоком через камень суды и бечевой супротив речных шивер да порогов водили, голод и нужду многую терпели, пива и мёду не пивали, а кору дерева и всякую поганую гадину ели, дабы не помереть голодною смертию в дальних походах.

А тунгусы те, к шерти (присяге) приведеные, воисты, дикие, русских людей преж у них не бывало, и слухов про государевых людей не бывало же. Многия лиха привелось перенесть.

Однако дошла до нас, государь, молва чудная, де буде опосля на конец четвёртого веку от времён нонешних развал в Руси-матушке учинится и де виной тому, не милостию Божьей, басурман, званьем не русским зовётся. А принёс ту молву в енисейскую съезжую избу, в коей бывали служивые, промысловые и охочие люди с дальних северов, холоп твой, служилый человек Ярёмка.

Человек сей сказывал, буде зрел он в том веку неведомом и хоромы небывалые и, дескать, телеги без лошадей сами ездют. То диво для смеху, мастак он сказывать, однако в пустословии и воровстве не славен, и в деле же сноровист и пригож. Однако сказывал також, буде там тайгу вековую под корень пилют, рыбу, коей было неводом не выволочь, тепереча там ловить не велено, реки прудят, портют, людишки бедствуют, а пуще того иноземцы на земли сибирские и даурские зарятца, приказные же люди государевым делом не радеют, свою выгоду блюдут без меры, воровством промышляют.

Как так, государь-батюшка? Века миновали, а воровских воевод да дьяков не извели. Ежели воровством промышлять, какая прибыль Отечеству? Раззор один. И каков толк от иноземных супостатов на землях наших? Мы ж не за ради их прибылей раны принимали да головы складывали в дальних походах – за ради государя нашего. То ж зря велено нам не примётыватца к им, не зарились бы на Русь.

Сия злая весть ярёмкина о землицах поруганых, кои приводили мы со всяким стараньем под высокую государеву руку, чтоб как прибыльнее вышло по тогдашнему делу, тепереча зародила смуту в думах наших.

Государь великий, Русь-матушка без лесов обернётся пустошью. Избавь нас от дум сиих, смени басурмана тово, что к пустоши ведёт, на государева чина, радеющего за земли сибирские, даурские, курильские и прочия... Вели не радеющих за Отечество убрать от приказных дел, а самых ярых воров бить батогами нещадно и в кандалы на каторгу. Вели також примётыватца к иноземцам пристрастно, дабы не повадно было им зыркать на земли наши обильные. А ще вели лес накрепко сторожить, пилить на срубы, да на дрова, и рыбу ловить вели, без неё людей сибирских да поморских голод изымет.

За сим кланяемся тебе, государь-батюшка, новыми землями анадырскими.

Казачьи атаманы, пятидесятники и прочие промышленные и охочие люди.

Лето 7163, октября в 14 день».


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.