Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?

Песня на слова Леонида Дербенёва некорректна в семейном плане.  У Одиссея был только один сын – Телемах. Но именно с ним связана первая в истории психиатрии симуляция психического расстройства хитроумным греком Одиссеем, царём острова Итаки и героем поэм Гомера.

Поэт характеризует его самыми завидными эпитетами: «многоумный», «богоравный», «многостойкий», «в испытаниях твёрдый». Царь хотя бы и одного островка представлялся соответственно:

«Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих
Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесённый…»

И это не пустая похвальба. Сама богиня Афина Паллада говорит ему комплимент:

«Должен быть скрытен и хитр несказанно, кто спорить с тобою
В вымыслах разных захочет; то было бы трудно и богу».

Не забудем упомянуть и психопатологическую отягощённость своего героя. Дед Одиссея с материнской стороны Автолик прославился как «искусный вор», и в мировой литературе стал синонимом плутовства.

Одиссей жил в своё удовольствие с молодой женой Пенелопой на своём острове в Ионическом море! Но вот незадача – началась война из-за Елены - жены спартанского царя Менелая, которую соблазнил и увёз с собою троянский царевич Парис.

Пришла пора и «многостойкому» ехать воевать с Троей, чтобы помочь мужу вернуть похищенную Елену, бывшую, кстати сказать, двоюродной сестрой Пенелопы. Но оракул предсказал нашему герою, что если он уйдёт на войну, то вернётся нищим и только через 20 лет. Одиссей решил, что воевать за чужую жену на таких условиях не выгодно. И решил прикинуться «безумным».

Когда приглашённые представители эгейского «Облвоенкомата» приплыли на Итаку, они увидели удивительную картину: Одиссей вспахивал плугом поле, посыпая борозду вместо зерна солью.

Но приехавшие за «призывником» представители тоже не лыком был шиты. Один из них – сын эвбейского царя Паламед разоблачил симуляцию Одиссея. Он взял маленького Телемаха и положил его на пути «сеятеля». Одиссею ничего не оставалось, как остановить упряжку, отнести сына в сторону и вновь продолжить пахать поле. Тем самым «сумасшествие» Одиссея было разоблачено и ему пришлось проститься с сельской идиллией.

Умышленная симуляция симптомов психического расстройства по Международной классификации болезней рассматривается в рамках расстройств поведения (другими словами, в рамках психопатии). Так что сумасшедшим Одиссей не был, но его психопатические черты личности не в последнюю очередь позволили ему закономерно стать одним из героев «Илиады», описавшей победу на Троей.

А ля гер ком а ля гер. Благородные и смелые погибают первыми, а психопатические личности (хладнокровные и циничные) остаются победителями. Так при высадке десанта с кораблей все знали о таком пророчестве: первый, ступивший на землю Трои, погибнет. Приплывшая армия застыла в тревожном ожидании. Первым прыгнул с борта корабля Одиссей. За ним – все остальные, не заметившие, что хитроумный царь предварительно бросил на дно свой щит, на который и наступил. Так что стрела поразила не его, а последовавшего за ним воина.

Одиссей совершил немало полезных хитростей за время затянувшейся осады: украл из осаждённой Трои статую Афины Паллады; предложил построить большого Троянского коня, благодаря чему Троя и была наконец-то взята после многолетней осады. Из чувства мести не погнушался прибегнуть и к подлому поступку. Успел отомстить бдительному Паламеду за своё разоблачение и бывший позор. Он обвинил его в предательстве и сговоре с царём Трои Приамом, подбросив в шатёр Паламеда подложное письмо от Приама и мешочек с золотом, который все восприняли как плату за предательство. Безвинный Паламед был побит камнями.

После разгрома Трои в полном соответствии с пророчеством богов Одиссей возвращался домой ещё десять лет. Но не все эти года он боролся с бушующим морем. Год прожил у волшебницы Кирки, которая родила от него сына. Семь ещё более приятных лет – у нимфы Калипсо. Совмещал приятное с полезным, пока не вмешались всеведущие боги.

Древнегреческие трагики представляют Одиссея порядочным негодяем (исключение – «Аякс» Софокла). Он беспощаден, жесток и беспринципен. Но именно «отсутствие совести» - основная черта психопатической личности - часто позволяло ему совершать значимые для него и окружающих поступки. Данте недаром поместил Одиссея в восьмом круге «Ада» своей «Божественной комедии», где герой «казнился в стонущем огне» среди «лукавых советчиков», воров и обольстителей. На последнем девятом круге находились уже предатели и «враги народа».

Психические расстройства могут проявляться не только психозами, но и симуляцией психотических расстройств, которые относятся в специальную рубрику.

Жестокость и геройство – достояния не только архаической эпохи, поэтому в нашей памяти Одиссей остался олицетворением хитрости и изобретательности.

Но вспоминаются и другие школьные образцы, на которых мы воспитывались: темпераментная красавица Кармен, которая была лгуньей и соблазнительницей; горьковский Челкаш – вор, бомж и «заядлый пьяница»…

Возможно мы иногда «отрабатываем» усвоенные ещё в детстве архетипы?


Источники:

Гомер. Илиада. Одиссей / Пер. с древнегр. Н.И. Гнедича и В.А. Жуковского. – М.: Художественная литература, 1967.
Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с ит. М. Лозинского. - М.: Художественная литература, 1961.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 2. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1992.
Кто есть кто в античном мире. Справочник. / Сост. Бетти Редис. Пер. с англ. М. Умнова. – М.: РИО ПО и Таллин: МАДПР, 1993.
***
Опубликовано на сайте журнала "Наша психология"


Рецензии
Вместо Кармен помню из школы старуху Изергиль, которая сторожа грудью задушила.

Вопрос в том, какой знак полярности присваивали сами древние авторы характеристикам Одиссея? Мы, современные читатели (причём наверняка отдельные) ставим беспощадности, жестокости и беспринципности знак минус. А те то что ставили? Во всяком случае, Троянский конь, на мой взгляд, у них ценился позитивом. Может и всё остальное тоже? Оттуда тянутся весьма близкие аналогии с современностью. Скажем, оценка метода начала Афганской войны. Отсюда вообще принципиально - к оценке общественной средой, иерархами среды знака полярности методов. И дальше – к оценке здоровья среды. Кстати, какой процент нашей среды оценит методы Одиссея положительно?

Владимир Прозоров   20.02.2020 10:02     Заявить о нарушении
Интересный у Вас подход к мифу, но вполне справедливый. Думаю, что со временем мнение о герое (персонаже) в большинстве случаев меняется ещё и в зависимости от индивидуальной оценки - все читатели имеют разные психотипы. Если обобщённо, то хитрость Одиссея, его сексуальность, брутальность и мстительность в наше время наверняка приветствовались бы. Кстати, интересен был бы опрос "Вашего отношения к..." среди читателей. Когда писал о Гамлете и Отелло, то я сам воспринимал их негативно. Последний у меня вообще дебил (по современной классификации "умственная отсталость лёгкой степени).
Спасибо за отзыв.

Александр Шувалов   20.02.2020 12:18   Заявить о нарушении