Квартира сдаётся?

Истории, которые хочу рассказать, возможно, заинтересуют людей, решившихся сдать своё жильё внаём, и, надеюсь, они кому-то послужат уроком. Квартиранты за много лет встречались разные, но расскажу о наиболее запомнившихся случаях.
Сложилось так, что к 35 годам я осталась вдовой и с двумя несовершеннолетними детьми жила в двухкомнатной квартире. Моя мама жила неподалёку в однокомнатной квартире. В двухтысячных годах, как и многие в нашей стране, наша семья кое-как перебивалась на мамину пенсию и мою маленькую зарплату. Выход из тяжелого материального положения был найден: решили сдавать в аренду мамину однушку.
Газета с рубрикой о сдаче жилья внаём выходила два раза в неделю, но телефонные звонки стали поступать ещё до того, как вышло наше объявление. По нежно просящим голосам я никак не могла определить, кому сдать нашу ухоженную, чистенькую квартиру. Решила, что выберу семью: жена будет следить за порядком, а муж, если будут какие-то неполадки с сантехникой или чем-то ещё, сможет отремонтировать по-хозяйски.

Квартиру пришла смотреть пара средних лет. Попросили сбавить цену, я согласилась и облегченно вздохнула, вручив ключи. Но, к моему удивлению, супруги попросили вывести всю мебель, так как им нужна пустая комната для коробок с косметикой. Из их разговора я поняла, что они предприниматели, и им нужно помещение для склада с продукцией.

Честно сказать, я испугалась таких предприимчивых людей. Уговорами мне пришлось забрать ключи от собственной квартиры.
Потом приходили молодые влюблённые, которые хотели попробовать жить вместе, но не обещали сразу заплатить за проживание, так как являются студентами, а их родителям в селе не всегда вовремя выплачивали зарплату – пришлось отказать. Молодой семье с грудным ребенком тоже отказала, так как соседка предупредила, чтоб наши жильцы вели себя тихо.

История 1.

Из множества претендентов на наше жильё одна молодая пара мне показалась мне достаточно милой и вежливой. Не торгуясь, они отдали деньги и к вечеру завезли свои вещи. Я была рада, так как жильцы производили впечатление порядочных и аккуратных. Уже через неделю раздался телефонный звонок от маминой соседки, она была в таком возмущении от шума, доносившего из нашей квартиры, что даже пригрозила вызвать милицию, если мы не избавим подъезд от ужасного воя.
Дождавшись вечера, мы пошли выяснять причину шума.

– Извините, пожалуйста, но на вас жалуются соседи, у вас кто-то воет, – вежливо начала я разговор с квартирантом, который вышел на лестничную площадку, закрывая за собой дверь.
– Мы деньги заплатили за месяц вперед. Это наше жильё, – он показал пальцем на дверь. – Своевременную оплату и порядок гарантируем, – строго, даже хамовато ответил квартирант.
Он быстро проскользнул в комнату, но за секунды мы успели рассмотреть, как квартирант погладил по морде собаку размером с молодого теленка.
Первые жильцы после нескольких неприятных разговоров всё-таки съехали в назначенный день, ключи оставив в почтовом ящике.
– Этот запах не выветрится никогда. А что этот монстр сделал с обоями… а с дверями… Жалко-то как, они ж почти новые, – со слезами на глазах дрожащим голосом говорила мама, оглядывая свою квартиру после съехавших квартирантов, обещавших порядок.

Переклеила коридор дешевыми обоями, знакомый отремонтировал двери, заштопала разорванный псом диван, горшки с обгрызенными цветами выбросила, хлоркой отмыла пол. Подсчитав убытки, почесала затылок и опять подала объявление в газету, но теперь дописала: «Сдам жилье без детей и животных». Прошла ещё пара недель, а я всё никак не могла определить добросовестных квартиросъёмщиков, уже не доверяя нежным голосам в телефонной трубке.

История 2.

И вот пришёл смотреть жильё симпатичный, улыбчивый молодой человек. Он признался, что в их селе работы нет, но ему повезло: работу нашёл денежную, так что оплата будет вовремя. А о своей возлюбленной так красиво напевал, что та, краснея, тихо стояла за его спиной и не проронила ни слова. Я согласилась. Парень дал предоплату, правда, небольшую. Он предложил заключить договор аренды и всю оставшуюся сумму обещал отдать, как только привезёт все свои вещи: в ближайшие выходные. Разговор он построил так, как будто они боятся за своё имущество больше, чем я. Мама облегчённо вздохнула: «Хорошо, что они животных не любят, да и детишек не скоро ждать».

Прошли выходные. Улыбчивый парень, назвавшийся Юрой, денег за квартиру не принёс, а номер телефона, что он назвал, подло молчал.
– Наверно, нашёл дешевле жильё, а перед нами неудобно, даже предоплату не забрал, – я старалась оправдать улыбчивого влюблённого парня.
– Давай сходим, посмотрим квартиру, а то, может, там уже пусто – вывез всю мою мебель, что с твоим отцом всю жизнь наживали, – дрожащим голосом предложила мама.
– Фух… Дома квартиранты, видишь, свет в зале горит, – с облегчением сказала я, и мама прибавила в шаге.

Мы долго звонили, стучали, оба прикладывали ухо к дверям, прислушивались,  затаив дыхание.
– Здрасти-мордасти, явились! – громко, с издёвкой поздоровалась соседка тётя Шура, выходя из лифта. – Вы совсем уже обалдели что ли? Вы б ещё табор сюда поселили, чтоб нам веселей жилось, а то так скучно было без ваших этих… – она ткнула пальцем в двери, потом с усилием нажала на звонок нашей двери и продолжала что-то непонятное говорить о квартирантах.
– Я сейчас милицию вызову, если не откроете, – угрожающе кричала тётя Шура в замочную скважину. Потом застыла, стараясь рассмотреть что-нибудь в маленькую дырочку. – Есть движение! Испугались, ага? – оживлённо закричала соседка.
Я заволновалась, когда увидела, что испуганная мама начала молиться. Дверь тихо открылась.
– Здравствуйте, уважаемый! Что кричишь? Зачем милиция хочешь звать? Мы живём тихо, ни шумим. Не нада милиция звать! – Перед нами стоял крепкого телосложения не то татарин, не то молдаванин. Лицо его застыло в недоумении.
– Вы кто? – в шоке спросила я. – Как здесь оказались?
– Нам квартиру хозяин сдал, Юра. Деньги за три месяца вперёд взял, а ещё за газ, воду и свет. Мы всё оплатили, – разъяснил нам возмущённый, втянувшийся в разговор мужчина, хорошо говорящий по-русски.
– Какой хозяин? Это я здесь прописана и никакого Юры я не знаю. Господи, помоги! – зарыдала мама.
– Зову милицию, без них не справимся с этим табором, – собравшись с духом, предложила соседка тётя Шура.
Милиционеры приехали быстро. Проверив наши документы, сначала отчитали, а в дальнейшем посоветовали всё оформлять по договору, через нотариуса. Записав все сведения о так называемом Юре, милиция освободила нашу однокомнатную квартиру от непрошенных восьмерых гостей-татар, приехавших на временную работу.
– Да, у вас получился классический «лохотрон»! – Участковый, ухмыльнулся и захлопнул папку с документами. Он посмотрел на мою маму и пояснил, – пересдача квартиры другим лицам без ведома хозяев.
Оплатив коммунальные расходы, убравшись в квартире и подсчитав убытки, опять подала объявление в газету.

Следующей парой были молодожёны-студенты. Квартиру смотрели две семьи сватов. Всё одобрили, составили договор. Сваты пообещали оплачивать за жильё по очереди. Молодежь радовалась, только у мамы невесты глаза были на мокром месте. И чутьё её не подвело: молодые прожили всего полгода. Девушка ушла, собрав свои вещи, а одежда её жениха была разбросана по квартире ещё два месяца. Вещи я сложила в пакеты, спрятала у себя на балконе, сменила замки, оплатила коммуналку за пару месяцев. Обозлённая на все супружеские пары, решила сдавать жильё студенткам, твердо решив, что буду строгой и дотошной хозяйкой, лишь бы себе не в убыток.

История 3.

К началу учебного года в чистенькую квартиру въехали две первокурсницы. С девчонками особых проблем не было, только у них часто текли краны, ломались утюг и стиральная машинка. За все ремонты платила я. Раз в неделю приходила и прибирала в квартире, пока они были на занятиях. Времена были тяжёлые, цены на всё росли, а молодежи хотелось купить одежду помоднее, косметику, да и поборы в учебном заведении, где обучались девочки, тоже имели место. Вот, мои студентки экономического факультета подсчитали свои расходы и решили сэкономить. Они решили, что лучше будут в тесноте, но в прибыли. Попросили у меня купить раскладушку и привели жить с ними знакомую девушку, работающую в гастрономе. Мне барыша ни на копейку, а им всё дешевле жильё обходится. А я подумала, что хоть одна работающая будет вовремя расплачиваться, а то у студенток родителям всегда зарплату задерживают.

Никто и предположить не мог, какие проблемы нам создаст эта симпатичная, как куколка Барби, деревенская, тихая девушка. Из трёх месяцев, что она проживала в квартире, оплату я получила всего за полмесяца. По словам девочек, у неё начались проблемы с работой, она уходила по собственной инициативе то с одного места, то с другого, так как к ней приставали хозяева-мужчины, а взаимностью она не отвечала. У девчонок-студенток наша Барби заняла денег и накупила косметики: решила заняться мелким бизнесом и поправить своё материальное положение. Потом наша куколка надолго исчезла, сказав, что у неё умерла бабушка, и она поживет дома какое-то время, будет ухаживать за больной мамой, пока папа на работе. Я всё ждала, когда же она со мной рассчитается. Девочки жили уже полгода, оплачивая только свои две трети.

Я отважилась поговорить со студентками и предложила им два варианта: либо они все съезжают и забирают вещи своей подружки Барби, либо живут вдвоём и платят, как прежде. Девчонки ревели, просили не выгонять их, пока не закончится сессия, а за долги исчезнувшей подруги предложили мне забрать два пакета непонятного производства косметики, которая стояла возле раскладушки Барби. Я на всё плюнула и сама чуть не разревелась.

Всё время я думала о студентках, мне их было жалко: они в чужом городе, полуголодные, на всём экономят. Себя вспоминала, как училась в Ростове, жила в крохотной комнатке на квартире с вечно курящей папиросы хозяйкой и её мяукающими котами, ела в столовой манную кашу, лишь бы сэкономить.
Но вот однажды раздался звонок в дверь.

– Тётя Люда, выручите, пожалуйста! У нас такое горе: маму привезли на «скорой» в больницу, сейчас будут делать операцию, нужны деньги. Одолжите, пожалуйста. Папа завтра приедет и всё вам привезёт, и за квартиру долг отдам и со своими рассчитаюсь, только сегодня помогите, займите, сколько сможете, не хватает, надо заплатить врачам! – Барби искренне рыдала, говорила о страданиях своей мамы и о том, сколько им, бедным, пришлось пережить, что я даже не сомневалась: у людей горе, надо помочь, а мы как-нибудь дотянем до получки.

Я принесла ей последние две тысячи рублей, на которые планировала жить с двумя детьми целый месяц, а впереди были майские праздники. Зарплата моя на тот момент была всего три тысячи. Протянула ей деньги, но напомнила, что она должна мне уже 10 тысяч, и подружкам-студенткам тоже задолжала, с ними тоже нужно рассчитаться.
У студенток заканчивалась сессия, и они собирались уезжать домой. Квартирантки задолжали мне большую сумму, а Барби всё не отвечала на звонки. Вместе мы решили обратиться в родную нам уже милицию, благо, что их пункт находился неподалёку.
Девчонки заигрывали с молодым участковым, пытаясь объяснить ему, сколько их подруга задолжала, и просили у стража порядка помощи. Сначала он всех напугал большими штрафами за незаконное проживание на чужой территории без регистрации, мне напомнил о своевременной уплате налогов. У меня от страха ноги затряслись и потекли ручьем слёзы. А участковый – молодец, оказался хорошим парнем и согласился нам помочь. Он надел фуражку и прокомандовал нам садиться в его рабочий уазик.

Примерно через час милицейская машина остановилась возле подъезда, где сидели любопытные старушки. Поговорив с ними, участковый подал нам сигнал, что можно выходить из машины. Двери нужной нам квартиры открыла бодрая старушка. В семье все оказались живыми и здоровыми. У отца тряслись руки, когда участковый рассказывал обо всем, что натворила их дочь в городе. Мать Барби, красивая и худая женщина, вышла из квартиры, примерно через полчаса, принесла деньги, извинилась за дочь. А вскоре и наша беглянка пришла, за руку она держала маленького сына. Когда собрались уезжать, я спросила красивую кареглазую девушку, почему она меня обманула по поводу смерти бабушки и болезни мамы, ведь с такими вещами шутить нельзя! Она тихо ответила, пряча свои красивые глаза: «Деньги срочно нужны были на аборт».

Моя дочь окончила школу, пришли время поступать в университет, и деньги нам были нужны на её обучение, поэтому я по-прежнему вынуждена была сдавать мамину однокомнатную квартиру. И каждый раз я влипала в какую-нибудь историю.

История 4.

На пороге стоял очень красивый парень. По его одежде я поняла, что он при деньгах, и предположила, что этот джентльмен будет вовремя платить за проживание в квартире.
– Я бы желал въехать в квартиру сегодня, хочу успеть обустроить всё до нового года. Собираюсь сделать сюрприз моей девушке. – Его нежный, с акцентом, голос заворожил меня.
О
н представился: Олег Павлович, директор частной химчистки. Мужчина сам предложил мне оплату поквартально. Ему было бы удобно, чтобы я часто его не беспокоила. Ещё немного накинул сумму, сразу и за коммунальные расходы. «Так как я деловой человек, – пояснил он, – то оплачивать буду за прожитые месяцы, а не авансом. Вдруг у меня что-то изменится в жизни?!». Я настолько была ошарашена, что даже не поняла, как отдала красавчику ключи от квартиры, согласилась со всем, что он сказал, и с пустым кошельком пришла домой.

Спустя три месяца я начала ходить за деньгами. Олега Павловича и его девушку я никак не могла застать дома. На телефонные звонки он не отвечал и не реагировал на мои записки, оставленные в дверном косяке. Спустя полгода мне наконец-то удалось выловить квартиранта дома. Дверь мне открыл незнакомый молодой человек в расписном восточном халате. Несколько секунд я стояла и не могла произнести ни слова. Никогда в жизни я не догадалась бы так обустроить мою квартиру: в углу комнаты к потолку на крепкой крестовине была прибита уже сухая ёлка, до сих пор украшенная игрушками и мигающими гирляндами, хотя на улице было лето. Часть моей мебели отсутствовала, как сказал молодой человек: «не вписалась в интерьер Олега Павловича». Парень в халате, зевая, любезно пояснил мне, что вся наша мебель аккуратно, досточка к досточке, сложена на лоджии. А вместо немецкой стенки с антресолями в комнате до потолка раскинулись зеркала с перилами, как в балетном классе. И главное потрясение – это шатёр посреди комнаты, прикрывающий большую кровать. Привязанная к люстре шифоновая прозрачная накидка не скрывала голого спящего Олега Павловича.

– По поводу оплаты я вам, милая, ничего сказать не смогу. Всем у нас заправляет Олеженька, но сейчас я вам будить его не рекомендую, – парень зевнул и сладко потянулся, халат его распахнулся, и я увидела нагое тело.
Меня ноги вынесли оттуда так быстро, что я буквально поняла выражение «только пятки засверкали».
– Тогда я приду завтра, – проговорила я кому-то в пустом лифте, находясь в шоковом состоянии.

Увиденное перевернуло мой разум. Очень хотелось с кем-то поделиться, меня переполняли эмоции. Я не могла придумать, как избавится от «голубоватых» квартирантов. А главное: я больше не могла врать маме, почему нет денег от квартирантов, и сколько можно за них платить. На следующий вечер мне удалось поговорить с Олегом Павловичем. Он оказался дома не один – в квартире была вечеринка. Парней было много, они все оценивающе смотрели на меня, от чего мне сделалось неловко. Я испугалась.
– Послушай, красавица, плюнь ты на эти деньги! Давай, выпей с нами, расслабься. Заплачу я тебе, что ты так волнуешься? Скоро будут деньги, и всё будет чики-пуки! – Качающийся Олег Павлович неприлично провел рукой по спине и ниже, что я с ужасом вылетела из квартиры.

Через пару дней раздался навязчивый дверной звонок. Я открыла, и в квартиру ворвались люди в масках и с автоматами. Они искали Олега Павловича. Почему-то решили, что он проживет со мной, и, угрожая, требовали сдать его. Со слезами на глазах, дрожа от страха, я сказала, что он квартирант, не платил мне ни разу, и о нём я ничего не знаю. Я подписала какую-то бумагу и, немного успокоившись, пошла посмотреть квартиру. Кто-то вывез вещи квартирантов, оставив прибитую к потолку наряженную ёлку и множество пустых бутылок от дорогих напитков.

История 5.

Только спустя несколько лет мне встретились порядочные и чистоплотные квартиранты. Это была зрелая пара. Такого порядка и чистоты наша квартира давно не знала. Газовая плита, ванна и унитаз блестели, шторы висели складочка к складочке, даже обувь стояла по струнке. Женщина даже мыла пол в общем коридоре и лифте. Прожив вместе несколько месяцев, пара решила расписаться. Но в семье женщины случилось горе: парализовало её маму, которая воспитывала двух сыновей дочери от первого брака. И как-то неожиданно женщина тихо уехала домой, в село. Мужчина тоже внезапно съехал, оставив неоплаченные квитанции за коммунальные услуги и ключи от моей квартиры в почтовом ящике. Когда я вошла домой, меня охватил ужас – квартира была совершенно пустая! Квартиранты всё вывезли, даже цветы в горшках. Телефоны не отвечали. Беглых квартирантов я знала только имена, а адреса были выдуманными. Всё, что написано в составленном договоре оказалось липовым.

Я даже не знаю, как мы с мамой всё это пережили, но о квартирантах вспоминать больше не хочется.

Через год мы сделали ремонт в маминой квартире, а на деньги, подаренные на свадьбе моей дочери и зятя, молодые купили новую мебель. У нашей квартиры началась новая история, и будет она, непременно, счастливой!


Рецензии
Людмила,
Необычные истории Вы рассказали, прямо детективные.
Ошибка в главном: хозяйка постоянно путала стороны баррикады.
Нужно было принять чёткое решение - сдавать квартиру с частично благотворительными немерениями - или только с коммерческими.
Дело в том, что "частично" не бывает.
Ложка благотворительного (=необдуманного) дёгтя портит бочку здорового коммерческого мёда, тк в жизни люди, склонные к благотворительности (или просто доверчивые в силу собственной порядочности в сочетании с некоторой наивностью), становятся добычей ловкачей.

Предлагаю Вам мой рассказ "Квартирку не сдаёте, случайно?.." - это взгляд на аренду квартиры со стороны самого мошенника.
Кроме того, продолжая квартирную тему, предлагаю прочесть мою повесть "Квартирный вопрос" - там больше морально-этических зарисовок и социального, так сказать, ответа на события 90-х годов, как деньги и квартиры меняли отношения людей к главным жизненным ценностям.
Буду рада услышать Ваше мнение.

С уважением,

Вера Протасова   08.07.2022 01:27     Заявить о нарушении