Этимология топонимов Тир и Делос
Введение
Тир безусловно был торговым городом в эпоху эллинизма, но каковы были масштабы торговли, если Тир находился в восточном тупике Средиземного моря и располагался на краю пустыни Аравийского полуострова без возможности прямого контакта с торговыми странами Малой Азии и Греции ? И если Тир был материковым городом, то почему в легендах об основания города говорится об острове Тир ?
В этом нам следует разобраться.
Этимология
Тир
«Тир (греч. Tyros), в древности финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. На месте Т. находится г. Сур в Ливане.» [БСЭ]
«Сур, или Тир (ара., Сур, от финикийск.«Сор» — скалистый остров; греч. ;;;;;) —город в Ливане. Находится в мухафазе Южный Ливан. Тир один из древнейших крупных торговых центров Финикии и Средиземноморья. Современное арабское название — Сур. В его честь названа кольцевая структура Тир на спутнике Юпитера Европе.» [ВП]
Весьма странным кажется, что г. Тир, расположенный на восточном побережье Средиземного моря имеет название «скалистый остров» В легендах об основании Тира также говорится об острове.
«Легенды об основании
Финикийские мифы (записанные Филоном Библским) возводили основание города к богам (они же герои или полубоги в другом понимании). Согласно этим мифам, Усоос приплыл к острову на бревне, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, остров плавал по волнам; на нём находились две скалы и между ними росло оливковое дерево, на котором всегда сидел орёл; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывёт к нему и принесёт в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, после чего остров был прикреплён ко дну.
Геродоту приводит утверждения местных жрецов, что их город основан 23 века тому назад (относительно времени, когда жил Геродот), то есть в середине XXVIII века до н.э. Двое античных историков относят его основание к позднейшему времени — ок. 1200 года до н. э.: Иосиф Флавий, помещавший это событие за 240 лет до Храма Соломона, и Марк Юниан Юстин, утверждавший, что Тир был построен вскоре после разрушения Трои.» [ВП]
Фраза «Усоос приплыл к острову на бревне, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных.» относится к мореплавателю Одиссею Улисс – Uliss > Ussos – Усоос (греч.) с пропуском буквы Л > Ulissos. Фраза «два ментра» - искажение «для Ментора», где ментор – наставник Одиссея. Иначе, Одиссей потерпел кораблекрушение в Средиземном море, приплыл на двух брёвнах на остров Крит (!) и там воздал жертвы своему учителю, наставнику и советчику Ментору, воздвигнув два столба (Геркулесовы столбы !). Видимо, Ментор учил Одиссея как действовать при кораблекрушении. Достаточно вспомнить картину «Девятый вал» известного художника Айвазовского, где изображёны моряки, держащиеся за упавшую мачту в волнах моря.
Рис. 1. Айвазовский, картина «Девятый вал»
Почему остров Крит ?
Остров Крит расположен именно на торговом пути из Средиземного в Чёрное море, между Пелопоннесом и Малой Азией.
Крит – Krit > Torg > Торг (слав.)(инв. Krit, редукция g/k)
Тир (Сар) не имеет никакого стратегического назначения для торговли, если только обмениваться товарами с бедуинами Аравии.
Город Тир в Ливане не представляет собой скалистого острова, побережье Ливана тоже не скалистое, но Тир вполне может быть торговым городом по названию.
Тир – Tir > Torg – Торг (слав.)(пропуск g)
Корневое слово от «Тир»– Торг (слав.)
Мелькарт
Если увязывать назначение Тира с торговлей, то божеством города Тира называли Мелькарта, имя которого переводится как «царь города».
«Мелька;рт, Мелике;рт (от др.-греч. ;;;;;;;;;;, эллинизированное финик. milk-qart – «царь города») — в финикийской религии и мифологии – бог-покровитель мореплавания и города Тира, отождествлявшийся греками с Гераклом. Почитался в Тире и Фасосе. Считалось, что «тирийский Геракл» был похоронен в Испании. В двуязычной надписи с Мальты имя Мелькарт переведено как Геракл-архегет.
Согласно Менандру Эфесскому, его храм воздвиг царь Хиром. Геродот упоминает своё посещение тирского храма Мелькарта, называя его храмом Геракла Тирского. Финикийцы также называли колоннами Мелькарта Гибралтар, откуда, вероятно, и произошло его греческое название Геркулесовы столпы. Есть легенда, как его статуя приплыла на плоту из Тира в Эрифры.» [ВП]
Однако, вероятнее всего название Мелькарта «Царь торга».
milk-qart > velikij torg – Великий Торг (слав.)(редукция v/m, g/q, инв. qart )
Меликерт
Мелькарт под тименем Меликерта
«Меликерт (др.-греч. ;;;;;;;;;;, имя заимствовано у финикийского бога Мелькарта) — в древнегреческой мифологии сын Ино и царя Орхомена Афаманта, брат Леарха. После того, как Гера наслала на его мать безумие и Ино бросилась в море вместе с сыном, Меликерт был превращён в младшее морское божество Палемона (др.-греч. ;;;;;;;;).» [ВП]
Меликарт косвенно через Афаманта и Ино связан с детьми Афаманта и Мефелы (туча) – Фриксом и Геллой, которая согласно мифу соскользнула в воду со спины летающего барана с золотой шерстью, где на месте падения образовался пролив Геллеспонт между Средиземным и Чёрным морем.
Так или иначе, Мелькарт связан с проливом Геллеспонт и Геркулесовыми столбами, которые находились, как было выяснено, не в Гибралтаре (иберы-Алан-царь), а между Грецией и Малой Азией.
Упоминание Одиссея решает ещё одну загадку древнегреческой мифологии. Куда плавал Одиссей ?
Одиссея
В древнегреческой мифологии обширное место занимают морские путешествия греков и это не удивительно, поскольку Древняя Эллада была морской державой. Основными легендами являются:
1. Возвращение Одиссея домой после Троянской войны;
2. Возвращение греков домой после Троянской войны;
3. Поиски аргонавтами «золотого руна»;
4. Путешествие Ореста в Таврию за образом Артемиды.
5. Морской поход Геракла в страну Амазонок.
В этих путешествиях важно выделить назначение и маршрут, которые совсем не однозначны на первый взгляд. Казалось бы, чего гадать ? Первые два путешествия связаны с возвращением домой победителей-греков после Троянской войны. Маршрут возвращения известен до мельчайших подробностей, ибо не раз воины ходили по этому маршруту. Возвращаться тем более необходимо, что разлука с домом затянулась на десять лет. Однако главные виновники событий Троянской войны Менелай и Одиссей не возвращаются домой, а в результате серии случайных обстоятельств блуждают по Средиземному морю еще на долгие восемь лет.
Аргонавты во главе с Ясоном отправляются за «золотым руном» в «неведомую землю, землю незнаему» страну Колхиду, расположенную на берегу Черного моря по указанию царя и тоже попадают в приключения, из которых с честью выходят.
Орест тоже отправляется по указанию оракула Аполлона за образом богини Артемиды в далекую Тавриду и также, расположенную на побережье Черного моря, чтобы искупить свои грехи.
Вроде как в старой доброй народной сказке: пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная, что.
Создается впечатления бесцельности и бессмысленности собственных сил мореходов, поскольку их спасают боги и топят тоже боги, да и посылают в экспедицию те же боги. Возникает вопрос: зачем все это ? Ради красного словца ? Нет.
Греки уже в период Троянской войны показали себя смелым, хитрым и упорным народом. Значит, была цель и эта цель – колонизация новых земель. Из истории известно, что при колонизации новых земель всегда приходится сталкиваться с аборигенами и силы сторон, как правило, не равны. Греки-чужестранцы всегда в меньшем числе и никакое новое оружие не поможет победить варваров. А варварами греки считали всех, пограничных с ними народов. Особенно опасались колонизаторы варваров Причерноморья. С древних времен известно, что есть только одно средство победить врага, превосходящего в силе – это отнять у него символ, например символ веры. Это то же самое, что украсть знамя полка у противника во время современных войн. Полк без знамени расформировывали. Варвары без охранителя - божества бессильны против вторжения. Более того, они готовы на все, чтобы вернуть этот символ. Тогда уже начинается торговля, в которой греки были большие специалисты.
Заимствование культов чужих народов было довольно распространенным явлением в языческом мире. И это заимствование носило не только религиозные функции, но и чисто житейские, например, охрана собственных территорий.
Таким образом, путешествия Одиссея, Менелая, аргонавтов и Ореста были колониальными экспедициями. В этой связи весьма неправдоподобными и странными являются приключения Одиссея по Средиземному морю. Средиземное море в те времена (1200 лет до н.э.) уже было достаточно хорошо изучено греческими мореплавателями. Острова заселены, известна их флора и фауна. Может это было не Средиземное, а Черное море ?!
В самом деле. Посмотрим на маршруты движения Одиссея В Средиземном Море (рис.2) и предполагаемом Черном море (рис.3).
Рис. 2. Плавание Одиссея в Средиземном море
Рис. 3. Плавание Одиссея в Чёрном море
Невооруженным глазом видна хаотичность маршрута Одиссея в Средиземном море и целенаправленное движение в Черном море.
Эпоха колонизации берегов Черного моря относится к 1000-500 гг. до н.э, то есть это происходило после природной катастрофы 1200 г. до н.э. Следовательно, нет никакой связи между Одиссеем Троянской войны и самой Одиссеей. Соединение различных исторических событий характерно для эпического жанра античных поэтов, да и не только античных. Южный берег Черного моря грекам уже был известен, поэтому Одиссей плыл вдоль западного побережья, то есть берег был все время с левой кормы корабля. Маршрут Одиссея следующий:
1. Киконы – Фракия;
2. Лотофаги – устье Истра;
3. Циклопы – Устье Днестра;
4. Эол (город Ольвия) – Устье Днепра;
5. Лестригоны – Северное Причерноморье;
6. Кирка (город Керчь) – Таврия
7. Аид – Меотийкое море (Меотийское болото) – царство Аида;
8. Возврат в Керчь;
9. Остров Сирен – Восточный Берег Черного моря;
10. Сцилла и Харибда (Пропонтида – Мраморное море);
11. Тринакия - Восточный Берег Черного моря;
12. Калипсо - Восточный Берег Черного моря;
13. Феакия (Схерия)- г. Фасис (Зихия).
Из цепочки маршрута выпадает только Сцилла и Харибда. Это объясняется тем, что как и в путешествии аргонавтов Сцилла и Харибда представляли собой сталкивающиеся скалы в Мраморном море. Мраморное море расположено между двумя узкими проливами Геллеспонт и Босфор и образует естественную гигантскую воронку (см. рис. 4). Если плыть против течения из Средиземного моря, то плывя вдоль берега можно обойти круговорот. При выходе из Черного моря в Средиземное мореплаватели при быстром течении попадали в круговорот воронки и терпели кораблекрушение. Упоминание Сциллы и Харибды в середине маршрута использовалось Гомером для усиления картины бедствия в повествования Одиссеи (гипербола).
Рис. 4. Воронка Геллеспонта
В Одиссее все время упоминаются острова, а не побережье и вот почему. Побережье Черного моря рассекают множество крупных и малых рек (Дунай, Днестр, Днепр, Дон, Фазис), ширина устья которых наводила мореплавателей (если они не знали местности) на мысль, что между реками были острова, поэтому побережье Черного моря, разделенное реками, казалось, состояло сплошь из островов.
Персонажи поэмы: Лотофаги, Циклопы, Эол, Кирка, Калипсо так или иначе являлись потомками Посейдона или океанид, а Алкиной являлся внуком Посейдона. Поскольку известно, что Посейдон являлся покровителем атлантов, то и это указывает, что все события происходили в Черном море. После крушения Средиземноморских и Причерноморских цивилизаций в конце второго тысячелетия до н.э. потомки атлантов – данайцы покинули побережье Черного моря и их место заняли кочевые скифские племена.
Нечто похожую Одиссею испытал Менелай, которого судьба забросила к берегам Ливии. Там он странствовал семь лет, и тоже вернулся на родину с помощью родственника Посейдона Протея. Эта экспедиция была, очевидно, связана с колонизацией греками северной Африки. Но, она была менее удачной, чем у Одиссея, Аргонавтов и Ореста в Причерноморье. Пришлось выкручивать руки Протею, чтобы вернуться на родину.
Еще более запутанный маршрут представляет путешествие Аргонавтов за золотым руном. На рис. 5 представлен этот маршрут согласно описанию греков. Ничего более эпического представить себе нельзя.
Рис. 5. Плавание Аргонавтов
Аргонавты переплыли Геллеспонт, Пропонтиду, Черное море, по Истру (Дунай) поднялись к истокам. Затем на плечах перенесли корабль до берега Адриатического моря, переплыли Адриатику, по рекам По Рона пересекли Аппенины, поплавали в Средиземном море, посетили Северную Африку (Ливия) и обратно через Крит вернулись на родину в Иолк. Грандиозный поход, который не снился даже Александру Македонскому. Причем все это на десятивесельном суденышке с горсткой отчаянных парней.
Но если представить себе, что плавание аргонавтов на самом деле состояло из суммы различных, ранее описанных походов Одиссея, Менелая вкупе с походом аргонавтов и неизвестного путешествия по Истру каким-то негреческим народом (греки не ходили по рекам), то картина становится ясна. На рис. 11 показаны отдельные плавания Одиссея, Менелая, Аргонавтов и, на наш взгляд, народа рек – данайцев.
Рис. 6. Плавание Аргонавтов, Одиссея, Менелая, данайцев
Все эти морские и речные экспедиции носили явно разведывательный колониальный характер. Эпическое описание плавания Аргонавтов представляет собой наложение легенд и мифов один на другой, что часто использовалось поэтами Древней Эллады.
Путешествие Аргонавтов легко раскладывается на два известных нам маршрута.
Плавание Одиссея по западному и северному побережьям Черного моря:
1. Фракия;
2. Истр;
3. Кирка;
4. Сцилла-Харибда;
5. Сирены;
6. Планкт;
7. Схерия (Зихия).
Плавание Менелая к берегам Северной Африке (Ливия):
1. Ливия;
2. озеро Тритон;
3. Крит;
4. Анафа, Фера;
5. Иолк.
Два других маршрута: по южному берегу Черного моря и по Истру нам ранее не были известны.
Плавание аргонавтов по южному берегу Черного моря:
1. Лемнос - Эгейское море;
2. Кизик – Пропонтиада (Мраморное море);
3. Мизия – северо-запад Малой Азии;
4. Вифиния - северо-запад Малой Азии;
5. Симплегады – сталкивающиеся скалы;
6. Оретида – Аратия (Армения);
7. Колхида – Фасис (Феакия) – Схерия (Зихия).
Симплегады – это, вероятно, Фермопилы – узкий проход между наземных, а не морских скал, где 300 спартанцев сдержали персов (еще одно образное сравнение поэтов).
Оретида – это вероятно Аратия или Армения, которая вполне логично лежит по южному маршруту Аргонавтов.
Колхида или Эета – конечный путь Аргонавтов. Аргонавты останавливаются у устья реки Фазис или Фасис (Фисон – библейская река, обтекающая землю Хавила), на которой стоит город известный с 1000 года до н.э. Фасис или Факис очень напоминает по звучанию название страны Феакии, где правил Алкиной. Таким образом, конечные пункты маршрутов Одиссея и Аргонавтов сходятся на острове Схерия или побережье страны Зихия, соседствующей с Таматархой. Это означает, что и цель путешествий Одиссея и Аргонавтов была общей.
Здесь мы подходим к основному вопросу: куда и зачем плавал Одиссей, а также Аргонавты ?
Ответ кажется предельно ясен: за «золотым руном» Но понятие «золотое руно» - это образное понятие, как и летающий золотой овен. Если считать экспедиции греков, как захватнические, то добычей мог быть опять же символ веры местных народов. Таким символов у феакийцев или колхов могли быть золотые таблицы с записями жрецов, упоминаемые в описании Платоном Атлантицы. После гибели Атлантиды священные золотые таблицы могли сохраниться у обитателей восточного побережья Черного моря и, в частности, у внука Посейдона Алкиноя. Часть этих золотых таблиц сохранилась в Италии в виде золотой таблицы города Пирги с этрусскими надписями. «Золотое руно» может переводиться с этрусского, как «золотые руны» (письмена). И если Одиссей эти таблицы не добыл, то аргонавтам это удалось сделать с помощью Медеи. Медея или Меотея могла быть той самой богиней Артемидой Меотийской, которую украл Орест в Таврии, таким образом, воспользовавшись помощью Артемиды греки овладели «золотыми рунами».
Девятым подвигом Геракла был морской поход в страну амазонок со столицей Фемискирой. Фемискира переводится как «Схерия - город женщин» (Феми- Схерия). Это означает, что Геракл тоже плавал в Схерию (Зихию), но не за золотыми рунами, а за поясом царицы Ипполиты.
В результате колониальных морских походов, в Элладу греками были доставлены трофеи от варварских племен: Орестом – образ Артемиды, Одиссеем – священные треножники, Аргонавтами – золотые таблицы, а Гераклом – пояс Ипполиты.
Группа островор Тира
С топонимом Тир связана группа вулканических островов, которые тоже связаны с легендой о Геркулесовых столбах.
«Тира (Thera), Санторин (Santorin), группа вулканических островов в Эгейском море, в архипелаге Киклады. Территория Греции. Площадь около 80 км2. Наиболее крупный остров - Тира (74 км2), остаток подводного вулкана. На острове Каймени - действующий вулкан (извергался в 19 в.). Сложены лавами, туфами, шлаком. Добыча пемзы. Виноградники. Порт Тира.» [ВП]
Thera > terra – земля (греч.)(пропуск r)
Террор ( Terror) – потухший вулкан в Антарктиде - игра слов terra-terror.
Геракл – Heracle – слава Гере (греч.) > hera-clad > hera Delos/Leda - земля Делос/Леда (слав.)
Геракл олицетворение земли Делос.
Киклады – Kiklades – лежащие кругом (гореч.) > okolo-Delos/Leda – около Делоса/Леда (слав.)
Образ Геракла связан с извержением вулканов, Геракл освободил Прометея, т.е. совершил извержение вулкана.
Острова Киклад
Рис. 7. Киклады [ВП]
Совершенно чётко видно сферическое формирование земли, которая представляла собой гигантский вулкан на материке Делос или Леда, а по-славянски – Лебедь, Лебедия.
«Наиболее крупные острова Наксос (428 км;), Андрос (380 км;), Тинос, Парос, Милос, Кея, Аморгос, Иос,Китнос, Миконос, Сирос, Тира, Серифос, Сифнос, Сикинос, Анафи, Кимолос, Андипарос, Фолегандрос. Один из островов — Дилос (Делос) имеет примерно круглую форму. Острова имеют материковое происхождение, являются выступающими над морем частями подводного порога, соединяющего Балканский полуостров и Малую Азию.» [ВП]
Считается, что все острова сформировались вокруг Дилоса, который назывался «перепелиный остров», а может быть «пепельный остров». По легенде Зевс овладел богиней Лето (Леда), явившись к ней в образе «перепела», точнее «в облаке «пепла» от извержения вулкана и осеменил Лето.
«Согласно мифологии, изначально Дилос был плавающим островом, появившимся в результате того, что Посейдон захватил своим трезубцем комок земли со дна моря. Аполлон закрепил остров между Миконосом и Ринией.
Был известен как Кинтия (;;;;;;) из-за горы Кинт, на которой Лето родила Артемиду и Аполлона. Другими названиями были Ортигия (;;;;;;;), «Перепелиный остров», Хламидия (;;;;;;;;), Астерия (;;;;;;;), Лагия (лат. Lagia), Кюнет или Пюрпила, потому что здесь изобрели огонь (от др.-греч. ;;; «огонь» и др.-рес. ;;;;; «сгущать»).» [ВП]
Некогда вместо островов Киклад была земля Лебедия по аналогии С Пеласгией (Белый аист) с действующим вулканом (гора Кинт), которая соединяла Балканский полуостров с Малой Азией. Крит не был островом, а частью материка. На материке процветала культура пеласгов, культура данайцев, которые пришли с берега Дуная. Эта культура сохранилась, когда Крит стал островом. Произошло извержение вулкана (примерно XIII в. до н. э.) и, вероятно, его взрыв. Вулкан раскололся на множество осколков-островов. Так образовалось Эгейское море с Кикладами и Критом.
Рис. 8. Лебедия – родина Апполона и Артемиды
Согласно легенде Аполлон и Артемида летали в Скифии на колеснице, запряжённой белыми лебедями.
Сокращения
СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
Ссылки
1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-С-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm
Свидетельство о публикации №220022100819