Украина столкновение цивилизационных сущностей

Украина: столкновение цивилизационных сущностей.
Беглый взгляд сквозь историю

Изначально народ, который сейчас именует себя украинским, формировался в непримиримой борьбе русскости с польской экспансией на территории его проживания. Эта борьба была жестокой и поначалу привела к раздвоению ядра народной сущности: "И было у Тараса два сына: Остап и Андрий" (Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»), "Немов живе в душі два чоловіки, і хтось когось в мені не впізнає", "Серед оцій скорботи і печалі, серед оцій одвічній колотнечі - і Чураївські голови на палях, і Вишняківські голови на плечах" (Л. Костенко, «Маруся Чурай»).
Об этой раздвоенности сущности говорил и бытописатель времен Национально-освободительной войны под водительством Хмельницкого месье Боплан. Боплан - француз, который работал у ляхов инженером фортификационных сооружений. При этом он описывал реалии того времени абсолютно непредвзято (король польский даже запретил хождение его книг среди шляхты). Впрочем, о ментальном раздвоении жителей Малороссии говорил и Ги де Мопассан в своем эссе «Богдан Хмельницкий».
Но, если копнуть историю ещё глубже, то можно увидеть, что предпосылки к раздвоению сущности были заложены ещё во времена Киевской Руси. Вспомним эпопею XII века, когда в борьбе за Киевский стол Галицкие князья заручались поддержкой ляхов и угорцев, а Черниговские - кочевников. Эта более чем столетняя междоусобная склока предшествовала падению Киева под ударами монголо-татар, всесторонне подготовив это падение. На фоне этой склоки в течение всего XII - начала XIII веков с Киевских земель было 3 больших исхода русичей в Северо-Восточные княжества Руси, потому что жить в Киеве и окрестностях из-за постоянной жестокой междоусобицы стало невозможно.
Тот же князь Юрий Долгорукий, основавший Москву, сначала был изгнан из Киева. Вслед за ним на север потянулись его сторонники. Первое упоминание о Москве - 1147 год. Середина XII века. Это период второй волны исхода русичей из центра Киевской Руси на север. Но мы можем заметить, что именно в этот период начинается ускоренное развитие Северо-Восточных княжеств Руси, и ослабление роли Киева как центра русской цивилизации. И это неудивительно: в жизнь Северо-Восточных княжеств на протяжении длительного времени тогда вливался непрекращающийся поток лучших людей из Киева. Вместе с ними из Киева на Север переместилось и духовное ядро Киевской Руси, вокруг которого медленно, но верно стало формироваться новое государство - Россия. Именно потому только Россию, а вовсе не Киев, можно считать исторической правопреемницей Киевской Руси.
Киев как центр русской цивилизации погиб под ударами Батыя вместе со всеми своими защитниками в 1240 году.
Кто остался на киевских землях после трёх исходов самых активных граждан и татаро-монгольского нашествия? Остались в основном люди, готовые мириться с любой властью и любыми иноземцами только лишь бы их не очень кантовали. Таков был основной человеческий материал, на базе которого стала формироваться некая, отличная от русских, но всё же, тогда ещё близкая к ним, общность людей. Сначала эта общность людей попала под Великое княжество Литовское, потом на эти земли пришли поляки вместе со своим иезуитским католичеством.
Нравится нам это или нет, но первоначально ментальность народов начала формироваться в Средние века под воздействием той или иной религии. Именно католичество лежит в основе западной ментальности вместе с её жестокостью, агрессией, экспансией и лицемерием. Именно православие лежит в основе славянской цивилизации. Поляки, приняв католичество, утратили ментальную связь со славянством, собственно, как и прибалты. Цивилизацию Ближнего и Среднего Востока определяет ислам, который тоже в виду своей агрессивности вырвал из славянской цивилизации несколько народов (хорваты, албанцы, наполовину - болгары). Цивилизацию Дальнего и Южного Востока определил аскетично-созерцательный буддизм, призывающий опираться лишь на свои собственные силы. Чтобы понять разницу в ментальности народов, надо заглянуть в их средневековые, а иногда и древние, религиозные тексты.
Столкновение на территории, где сейчас расположена Украина, даже не двух, а трех цивилизаций, определяющих ментальность, явилось решающим фактором в формировании определённого характера местного населения.
Из трех цивилизаций, столкнувшихся на поле Украины, лишь славянская, основанная на православии, отличалась добротой, отсутствием экспансионизма, мессианства и относительным миролюбием. Католичество - это проводник таких качеств как лицемерие, коварство, исключительность, жестокость и агрессивное мессианство. Ислам - это не прекращающаяся агрессия, направленная на всех неверных, и фанатическая ограниченность.
Поначалу на землях, тогда ещё именуемых Малороссией, конечно, доминировала славянская сущность, что находит свое отражение во многих произведениях литературы (таких, как Остап - множество, предатель Андрий - выродок). Но из этих же произведений мы видим, что именно носители русских ценностей на протяжении многих веков гибли в муках от рук всевозможных захватчиков, тогда как приспособленцы и лжецы выживали и давали потомство.
Чем ближе к нашему времени, тем меньше оставалось в малороссийских пределах носителей русскости. В Галичине их организованно уничтожили в Терезине и Талергофе в 1912-1914 годах. Вслед за галичанами в Центральной Украине в 1917-1920 годах отлично «поработал» в этом направлении Петлюра.
Надо отметить, что именно носители русской сущности поддерживали большевиков в годы Гражданской войны, именно их уничтожали бандиты всех мастей. Тот же процесс углубил пропасть между польской и русской сущностью малороссов в годы Великой Отечественной войны: носителей русской сущности погибло больше всего, потому что они боролись против фашистских захватчиков, а носители неких иных сущностей пересидели по углам, схронам, а потом дали потомство.
Большевики называли себя интернационалистами, но вся их деятельность - это раскрытие русской сущности. К слову заметить, что именно интернационализм испокон веков был присущ русской цивилизации. Именно русские на протяжении всей своей истории помогали другим народам, защищали их от внешних врагов, и, не порабощая, включали в свою семью. Чего не скажешь ни об одном из западных народов, которые шли по чужим землям с огнем и мечом, превращая представителей других народов в своих рабов, а захваченные земли – в свои колонии. Представители украинского, как и любого другого, национализма являются антиподом естественного русского интернационализма. Представители украинского национализма – это носители западной, а точнее польской, сущности.
Большевизм и сталинизм - это полное раскрытие русской сущности, победа и высшее достижение русского духа. Эта эпоха, как никакая другая, будто писана по русским народным пословицам и поговоркам:
- раньше думай о Родине, а потом о себе;
- сам погибай, а товарища выручай;
- на миру и смерть красна;
- справедливость и тьму освещает;
- чем хвалиться силой, лучше слабому помоги;
- кто друг другу помогает, тот врага одолевает;
- где говорят деньги, там спит справедливость и т.д. и т.п.
Именно потому большевики активизировали в украинцах всё лучшее, т.е. их природную сущность, пусть даже это произошло на малороссийском диалекте, который был оформлен, как мова. Но тогда на этой мове в людях актуализировались лучшие человеческие качества, соответствующие их русским корням. А сейчас на той же мове в людях воспитываются качества, присущие западной цивилизации: нетерпимость, агрессия, национальная исключительность, лживость и лицемерие.
После того, как большевизм и сталинизм были дискредитированы и оболганы, русский народ остался идейно безоружным. И напротив - все идейные поделки Запада, включая идеологию фашизма, который, к слову, является полным раскрытием сущности западной цивилизации, основанной на католичестве, получили доступ к раздвоенным душам украинцев, активизировав их чуждую русской ментальности часть. Как нетрудно заметить, цельными в своей русской сущности оказались очень немногие. В народе с раздвоением (а иногда и растроением сущности) под внешним воздействием одна его часть легко вытесняется и заменяется другой. Ну, примерно, то же самое случилось и с гоголевским Андрием, и с Грыцем в "Марусе Чурай".
И вот сейчас мы, с одной стороны, наблюдаем процесс, аналогичный происходящему в XII веке: с Украины идет массовый исход носителей русской сущности, где вместе с территориями, где индивидуально, и одновременно с этим происходит активное вытеснение её из сознания людей, живущих на данной территории. А, с другой - мы наблюдаем захват этой территории представителями западной ментальности, идейной вершиной которой является фашизм. И соответственно - стремительное перерождение в данном ключе всех тех, кто изначально хоть в какой-то мере был согласен терпеть подобное положение вещей.
И этот раскол уже коснулся каждой семьи, каждого отдельного человека.
Чертой, за которой тайное начало становиться явным, и обнажились скрытые глубины коллективного и индивидуального бессознательного, явился евромайдан-2014.  Все годы после этого события – это годы выбора и для  территорий, и для каждого отдельного жителя Украины в пользу той или иной цивилизационной сущности. И тот факт, что украинская ситуация до сих пор не разрешается, помимо внешних политических причин имеет ещё и внутреннюю, глубинную – это необходимость осознанного выбора в ту или другую сторону. Именно отсутствие осознанного выбора среди многих слоев и групп граждан незримо удерживает украинскую ситуацию от разрешения.
История мудра, она всем дает возможность определиться раз и навсегда. К примеру, вот эти люди в Новых Санжарах, которые забрасывали автобусы с эвакуированными соотечественниками камнями и горящими бутылками, наконец, определились в сущности своей. Ведь нельзя до бесконечности выбирать: туда или сюда. Можно констатировать, что так, как новосанжарцы, могли поступить жители средневековой Европы, но русские так не поступали даже в Средние века.
Украинская гражданская война – это война двух, а иногда и трёх, цивилизационных сущностей её народа. Причем так было и в прошлую Гражданскую войну, основным лейтмотивом которой тогда была борьба за социальное равенство и братство всех людей. Но уже тогда на Украине эта борьба наслаивалась на цивилизационное столкновение восток-запад. Как известно, именно руководство УНР, силовой блок которого возглавляли Петлюра и Коновалец, пригласило на Украину немецкую армию, а потом просило поляков о помощи против большевиков, т.е. против России. И поддерживали Петлюру и Коновальца тогда отнюдь не только и не столько представители богатых классов. Напротив их опорой были селяне и маргинальные слои общества.
Классовый раскол определяется положением в обществе, отношением к средствам производства, ролью в общественном разделении труда и местом в распределении общественного богатства, т.е. - внешними условиями человеческого бытия. Цивилизационный раскол проходит сквозь подсознание людей (если выразиться поэтически – сквозь их души), т.е. касается их внутреннего содержания. Когда одним – хоть унитазы мыть, но в Европе, а другим – что угодно, но лишь бы с Россией. Потому, когда мы имеем дело с цивилизационным расколом, стоит помнить древнюю формулу: «царство, разделившееся само в себе, падет».

март, 2020 г.


Рецензии
Уважаемая Елена!
Вы даёте глубокий анализ событий, вскрываете их причины. Это много важнее простой констатации фактов, без объяснения причины случившегося.
Хотел бы выяснить у Вас два вопроса. Первый - о трёх волнах миграции (три исхода) русичей из Киева на северо-восток Руси. Я ничего не слышвл об этих трёх волнах. Не могли бы Вы пояснить подробнее?
Хотел бы добавить, что мигранты с Киева достигли и самой северной окраины Восточной Европы и стали поморами. Именно они сохранили до 20 века былинные сказания о русских богатырях.
Второе: Вы пишите, что русская, славянская цивилизация, основанная на православии, отличалась добротой, отсутствием экспансионизма, мессианства и относительным миролюбием.
Насчёт относительного миролюбия я согласен. Но Россия всю свою историю вела политику экспансионизма, в чём я не вижу ничего плохого. Это говорит о внутренней силе и здоровье нации, готовой к расширению. Думаю, что только затухающая нация закрывается в своих пределах и способна только обороняться, что говорит о её дряхлости и отсутствии жизненных сил.
Это не отнсится к сегодняшнему дню, когда на планете стало слишком тесно. Нельзя толкаться локтями.
С уважением - Лев

Лев Ольшанский   25.02.2020 15:43     Заявить о нарушении
Уважаемый Лев! Спасибо Вам за позитивную оценку моего труда. Вы спрашиваете о трёх исходах русичей, и сами же упоминаете, что они достигли северной окраины Восточной Европы. Это и произошло в XII - начале XIII веков. После правления Владимира Мономаха, последнего сильного главы Киевской Руси, объединившего князей разных княжеств для противодействия внешней угрозе. Это правление закончилось в 1125 году в связи со смертью князя. И на Руси буквально тут же началась эпоха феодальной раздробленности, сконцентрированная в основном в борьбе за Киевский стол. В деталях всю эту историю здесь пересказать невозможно, потому что князья сменялись каждые один-два года. Описание этой истории есть частично в "Повести Временных Лет", откуда черпали знания такие историки как Державин, Соловьев и Ключевский. В их книгах есть упоминания об этих трёх исходах. Самый запоминающийся связан с именем Юрия Долгорукого, который поначалу был князем Ростово-Суздальского княжества, но потом долгие годы боролся за Киевский стол с Изяславом. В промежутках этой борьбы он два раза становился киевским князем, и оба раза Изяслав его изгонял. Юрий Долгорукий славился своей тягой к градостроительству (им не только Москва основана, но и многие другие города северо-Восточной Руси), а так же тем, что выдавал переселенцам с южных земель ссуды для строительства. Именно в середине XII века отмечено начало бурного расцвета Северо-Восточных княжеств Руси. Большинство переселенцев, конечно, оседало во Владимире, Рязани, Твери, Ярославле, до северного побережья доходили отнюдь не все и даже не многие. И тем не менее, их хватило, чтобы заселить северные земли. Такой вот экспансионизм))) Просто люди уходили поначалу от междоусобиц, потом от татаро-монгол, потом от крепости и боярских поборов, потом от религиозных нововведений, которые они не приняли в годы Никоновского раскола. Так и Сибирь освоили, и все пространства России. Это не экспансионизм в прямом смысле этого слова, это переселение и заселение отдаленных пределов, вызванное средневековыми эксцессами. Русские никогда не любили несправедливости и чужой плетки над собой. И уходили от этого, когда могли, и куда могли. И прекрасно уживались с народами, которые на этих землях встречали. Ни один народ не вымер, не был уничтожен или заперт в резервацию. Помните фильм Эйзенштейна "Александр Невский"? Вот там в лице Тевтонских рыцарей и их католической идеологии был показан истинный экспансионизм. И такой экспансионизм был везде, куда приходили представители Западной цивилизации: огонь, грабёж, гибель целых народов и - рабство, рабство, рабство. А русские лишь мирно расселялись, вбирая в свою цивилизацию малые народности и поднимая их развитие до своего уровня. Но почему-то принято говорить: "освоение Дикого Запада" и "завоевание Сибири". Хотя надо бы говорить наоборот, чтобы выражение соответствовало историческим реалиям. Но кто-то и зачем-то навязал нам именно такие вот формулировки.

Елена Киянка   25.02.2020 17:00   Заявить о нарушении
Спасибо за подробное разъяснение, уважаемая Елена!
Я не один раз пытался как-то запомнить все нюансы борьбы князей в период феодальной раздробленности пришёл к выводу, что это непосильная для меня задача: такое ощущение, что все воевали со всеми. Простому народу, конечно, пришлось очень трудно, потому и бежали на север.
Однажды я перепечатал работу историка С.А. Нефёдова "Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России", так он писал о работорговле русскими людьми во времена первых русских князей (варягов). Возможно, практиковалась работорговля и во времена феодальной раздробленности (в южных княжествах, близких к Чёрному морю).

Лев Ольшанский   25.02.2020 17:21   Заявить о нарушении
Да, уважаемый Лев, запомнить все перипетии XII столетия дано не всем. Мне тоже не дано. Это, наверное, только историки-специалисты именно по тому периоду знают. Все князья были братьями, зятьями и другими родственниками, при этом каждый грёб под себя, а Киев был для них как главный приз. Но основные вехи и тенденции я, конечно, уловила и запомнила. О чем в статье и написала. Насчет работорговли. Конечно, я наверняка не знаю и не помню, чтобы о ней было упомянуто в каких-то первоисточниках, но логика подсказывает, что она вполне могла быть, потому что был спрос. О рынках рабов в Константинополе (тогда Царьграде) очень даже хорошо известно - они были одними из крупнейших в Европе. Так же и соседом Руси в период правления варягов был Хазарский Каганат. Там тоже рабами не брезговали. А в период раздробленности в ходе стычек и столкновений неминуемо были пленные, которые как балласт были не нужны победителям. Возможно, если их не выкупали сородичи, они шли на невольничьи рынки юга. Но точно, конечно, сложно сказать.

Елена Киянка   25.02.2020 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.