Александр Яковлевич

Не знаю, как сейчас, но раньше учащимся начальных классов приходилось ходить на некоторые занятия в другие, так скажем по-современному, корпусы, которые находились на пришкольной территории в разных зданиях.

Так на уроки музыки и ритмики мы ходили в большую школу. Большой она была и в размерах, и ещё потому, что в ней учились "большие" и наверняка очень умные, как нам представлялось, дети с пятого по одиннадцатый классы. Занятия по физкультуре проводились в отдельно выделенном для малышей спортзале. Это было довольно старое здание с очень высокими окнами и потолком. Наш учитель физкультуры, Александр Яковлевич, был наидобрейшим души человеком. Сидя на лавочке и наблюдая за игрой ребят в пионербол, то и дело, коротенькими рывками свистел  в свой свисток. Те, кто не играл в игру, присели тут же, рядом. Все мы постоянно жались к нему, как к родному. А он давал посвистеть в свисток, который навсегда пропах табаком. Хороший был человек Александр Яковлевич.

У него был мотоцикл "Урал" и розовый шлем. А ещё усы. Как у нашего папы. Наверное, отчасти поэтому для нас с братом он сразу стал своим.

Однажды в спортзале с потолка упала здоровенная квадратная люстра и чуть не угодила брату по голове. Хотя урок практически только начался, но игру пришлось прервать. Александр Яковлевич усадил нас на лавочки, а сам огрызком веника, найденным в спортзаловских закромах, подметал пол, убирал стекла и то и дело посматривал на Андрея.

- В тебя точно осколок не попал? Испугался? Как чувствуешь себя? - задавал он многочисленные вопросы, переживал.

А брат говорил, что всё нормально, махал непринуждённо рукой, будто такое с ним частенько случалось, мол нечего даже волноваться.

В тот день урока не вышло. Зато все душевно посидели на лавочках.

Зимой он вместе с нами наяривал на лыжах вокруг школьного стадиона. Обгоняя кого-то, обязательно подбадривал, если не получалось, и хвалил, если получалось довольно сносно ехать, а не просто топать по лыжне. Пробегая мимо каждого из нас, он обязательно называл имя того, кого обгонял. Это была игра в угадайку - угадай со спины кто там корячится в шапке ушанке и шубе. Как же нам нравилась эта игра. Как было здорово услышать своё имя. Это было так важно. Никого он в этом не обделял. Для него не было разделения на двоечников и отличников. Да что говорить, все мы у него ходили в круглых отличниках.

Мы с братом были мелкими. Роста и силы совершенно не хватало на подачи и мяч вечно летел в сетку. В конце занятия смотришь - ставит оценки. Заглядываешь через плечо, а он красиво так, кругленькими циферками выводит каждому присутствующему по пятёрке, а отсутствующему - остренькую малюсенькую "энку". Потом он звучно захлопывал журнал и с чувством выполненного долга брал свисток и, коротенький свист давал знать об окончании урока, ведь звонка в спортзале не имелось вовсе.

Шумная толпа кидалась обувью, шапками друг в друга, вываливалась из дверей спортзала на улицу. Дорога обратно шла мимо водонапорной башни. Зимой с неё то ли сливали воду, то ли она сама по себе иногда бежала, образовывая внизу огроменную ледяную воронку. Никто из нас не упускал момента подурачиться в ней.

Александр Яковлевич закрывал на замок дверь спортзала и шёл в начальную школу, чтобы лично в руки передать журнал классному руководителю. Он и разгонял нас с этой воронки. И все его слушались. Моментально наша галдящая братия облепляла его, некоторые девочки даже шли с ним за руку. Я завидовала такой их смелости и робко шла в стороне. 

Перейдя в пятый класс и соответственно в большую школу, мы обрели свой спортзал. Уже не приходилось бегать туда-сюда. Александр Яковлевич так и продолжал вести физкультуру у малышей в том старом зале. Как вы поняли, наши пути разошлись...

Потом он внезапно уволился, но проработав где-то в другом месте около года, вернулся в школу. В большую! К нам! И снова наша галдящая толпа облепляла его каждый урок! Опять морщинистая рука выводила круглое "отлично", свисток всё так же пах табаком, за год в усах прибавилось седины, а волос на голове в два раза убавилось. Всё было по-прежнему, всё опять стало на свои места. Только Александр Яковлевич немного угас, устал.

Я помню, как он пришёл к нам на последний звонок в брючном сером костюме. Так непривычно было его видеть без олимпийки и "бессмертных" синих штанов с белыми лампасами. Каким-то другим он казался, более добрым что ли. Раскрасневшись, он довольно проворно танцевал вальс с одной из выпускниц, у них хорошо получалось.
Таким я его и запомнила.

Жизнь сложна во многих аспектах. В ней мне много понятно и много нет. А самое главное, самое важное, что непонятно, это то, почему хорошие люди рано уходят... Живи! Ты же хороший порядочный человек! Кто отмерил им столько? Неужели кто-то свыше, там где раздают пачками эту жизнь: получите, распишитесь, живите! Вот ты её получил, эту жизнь, и тянешь до "зарплаты", ужимаешься в желаниях и возможностях. А потом, бац! Кончилась! Только вот не одолжат её, как деньги, взаймы до получки. Самим бы как-нибудь дотянуть...

Спустя пару лет после выпуска нашего учителя не стало. Просто... Неожиданно тихо... И, конечно, навсегда. Жаль. Хороший был человек, наш Людвиневич Александр Яковлевич, мы его очень любили.


Рецензии
Драматично, но не без юмора.
Это какие годы Вы описываете?

Вероника Кисс   28.02.2020 12:25     Заявить о нарушении
Спасибо. Вероника, это начало двухтысячных.

Морозова Анна Николаевна   29.02.2020 15:20   Заявить о нарушении
По-моему как раз тогда жизнь уже кардинально и начала меняться, отличаясь от советского времени)

Вероника Кисс   29.02.2020 17:32   Заявить о нарушении