Пушкин не по понятиям...
И тут, по совету моего друга, – начитанного до невозможности! – знакомлюсь со статьёй Эдуарда Лимонова «Пушкин: поэт для календарей». Пересказывать содержание смысла не вижу, но вот отдельные утверждения по поводу желания погружения в великую поэзию довольно любопытны..
…«конечно, «мороз и солнце, день чудесный» или «октябрь уж наступил, уж роща отряхает» – это строчки российского календаря, и, как посконно-исконно календарные, их не забудешь и не заменишь. Это ясно, это гарантировано. Хотя со временем, может, и забудется, кто автор календарных стихов. Но вот, кроме календаря и общих мест (а общие места – это: «мой дядя самых честных правил...»), Пушкин нам ни для чего не нужен. Ни для того, чтоб мыслить о любви (тут ни «Я помню чудное мгновенье...», ни «Гавриилиада» не помогут). Сейчас мыслят иначе, другими категориями.».
Прочитав это оценочное суждение Лимонова, мне стало интересно подумать, а как сейчас, нынешнее поколение, мыслит о Любви? Это, какими такими категориями? В откликах, комментариях, рецензиях постоянно встречаются затасканные слова: «круто», «зацепило», "мурашки побежали", «послевкусие», которые, предположительно, должны нести определённую смысловую нагрузку по части глубоких впечатлений, оставленных в душе читателя надолго, если не навсегда…
И далее читаем:
«Всю славу Пушкина на самом деле составляют именно календарные стихи. Он впервые воспел времена года в легких и удобных запоминающихся стихах, ставших народным достоянием. А в «Евгении Онегине» джентльменский набор сдержанных светских ухаживаний с «зардевшимися ланитами», и только. И не зардевшимся никаким другим местом – это все не держит конструкции. Это беда не только Пушкина, это тотальное отсутствие жизни пола, страсти в литературе..»
Похоже, для удовлетворения читательского интереса, любопытства упоминания «зардевшихся ланит» уже не достаточно. Чтобы современный читатель смог пережить сильные эмоции, подавай ему, грубо говоря, "сиськи", "фаллосы", описание эректильной функции и прочие удовольствия, иными словами – «правду жизни», а иначе, считай, творческое время угроблено зря, – ни в какой лонг-лист и, уж тем более, шорт-лист со своим писательским творением попасть не надейся… При таком раскладе получается, что гипотетически у читателя напрочь отсутствует воображение: ему нужно всё разжевать, в рот положить и нижней челюстью придавить… Тут даже про духовность говорить как-то неловко и неуместно… Если ты не циник, то значит не способен улавливать веяние времени, стремительность и объёмы потока информации, новые смыслы и авангардные взгляды…
Продолжаю цитировать Лимонова:
«Психологически современный человек очень далек от Пушкина и вся это ретро-атрибутика в виде гусаров, чепчиков, старых дам, игры в карты, гусарского досуга должна была быть дико далека уже от советского рабочего или колхозника. Знания о человеке были в России в эпоху Пушкина примитивны, потому вселенная Пушкина не сложна, да еще из нее эвакуирована полностью плоть...»
Как же всё относительно! Думаю, всё познаётся в сравнении; в данном случае ближе всего к собственному сознанию – своя Вселенная, тут уж важно какие происходят движения внутри, сила гравитации, расстояния, магнетизм, тёмная материя, столкновения, взрывы, рождение и умирание… что называется, – «не хлебом единым». Тогда и появляется возможность сравнить, дополнить, разнообразить и, главное, – познать новые миры…
Публицист-«шестидесятник» и литературный критик Дмитрий Писарев отрицал значение творчества Пушкина для современности: «Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия"…Тут можно и поспорить.. Противоречие, однако... обладать «художественной виртуозностью» вряд ли возможно при духовной нищете...
В гениальности Пушкина Александра Сергеевича, великого поэта, который – «наше всё!» не сомневаюсь, но вот сидит во мне занозой вопрос без ответа: почему я, в своём восприятии его поэзии, хожу, условно говоря, другими тропинками? Это при всём притом, что Лимонов в литературе уж точно – не «герой моего романа…»
Свидетельство о публикации №220022501144
думаю - ошибка::))
недавно Онегина прочитал... с большим удовольствием::)0
виртуоз...
так что не ломайте себе головы... просто почитывайте иногда...
поэзия - не проза... ее не будешь читать сутками...
Валерий Кувшинчиков 02.06.2020 15:08 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Вера Июньская 02.06.2020 15:55 Заявить о нарушении