О поэме Руслана Ровного Ушкуйники

Главным героем нового произведения Руслана Ровного «Ушкуйники» выступает свободолюбивая, народная вольница, которая веками, словно дикие ветра, взнуздывает русский дух. Отголосицу этой лихой стихии можно различить во всех бунтах и восстаниях в нашей многовековой истории, в её вечевых собраниях и разбойничьих сходках, в крестьянских войнах Болотникова, Разина, Пугачёва, в Гражданскую войну в махновском и антоновском народных движениях, в нравах в дивизии легендарного Григория Котовского, в наши дни, в некотором роде, в Донбасской малоросской самостийности.
В поэме эта вольница выражена в ушкуйничестве Новгородской республики XII – XV вв. Именно эта вольница побуждает Турабея идти в опасный поход за славой и богатством для Новгородчины. Это свободолюбие устремляет его отца, словенского вечника и ополченца, добиваться на вече равноправия и привилегий для бедноты. Эта же стихия, выраженная в любви к свободе, заставляет боярышню Марину порывать со своим боярским кругом, рискуя быть лишённой наследства и обеспеченного, богатого будущего.
Марина и Турабей – те два героя, которые занимают центральное место в произведении, неся на себе основную художественно-композиционную нагрузку сюжетного повествования.
Турабей – новгородский простолюдин, ремесленник, рыбак, сиротство которого заставляет его стать ушкуйником, то есть отнести себя к той своеобразной прослойке древнего новгородского общества, которая профессионально занималась сопровождением и охраной торговых караванов республики и представляла её интересы перед всеми народами поморского Севера от Балтийского и до Карского морей. Эта лихая братия попутно занималась и пиратством, и данничеством, и строительством новых торговых становищ и военных крепостей республики.
Семья Турабея вычерчена в поэме в положительном ключе. Отец - уважаемый в городе демократ, выбранный от своей улицы представителем на вече, отстаивающий там интересы простого народа и ставший жертвой внутривечевых межпартийных конфликтов. Мать - представительница обрусевших финно-угорских народностей, трудолюбивая и неприхотливая к тяготам жизни женщина, ради прокормления семьи после гибели мужа отправляется в долгие рыбацкие походы по северным морям и везёт оттуда гостинцы своему сыну. Турабея воспитывает его бабушка в традициях свободолюбивой республики на ценностях справедливого мироустройства.
Марина представляет собой наследницу богатого боярского рода Авиновых, относящегося к элите Великого Новгорода. Её отец, передовой по своим взглядам и интересам богатый боярин Неревского конца города – престижного района Новгорода, ведёт международную торговлю, возглавляя представительство республики в европейском торговом Ганзенском союзе. Он – прогрессивный человек своего времени. Вы только вдумайтесь, в XII веке отправить свою дочь постигать науки в Италию, в древнейший в Европе Болонский университет! Туда, где через сотню лет будет учиться сам Данте Алигьери! Великий Данте, кто своим творчеством разбудит Европу к Возрождению! Марина, в некотором роде, тоже проявляет себя предтечей Ренессанса. Вдохновлённая свободолюбивыми и гуманными идеалами Древней Греции, она возвращается домой в тёмную и дремучую средневековую Русь творить своё Возрождение. И что она видит вокруг себя, вернувшись на родину? Раздробленность, расслоение, разобщённость. Её любовь как страстный протест против окружающей действительности есть отчаянный порыв в проявлении себя в стремлении к другой жизни. Порядок и уклад боярского круга предписывает ей богатого жениха из знатнейшего рода Михиничей, который, хоть и оказывает внимание голытьбе, но брезгливо, с барского плеча спаивает трудовой люд на своём подворье. А для Марины все люди – братья. Её социальный протест ярко выражен даже в том, как она провоцирует конфликты, выдавая себя за дворовую девку. В целом, жених её, при всех своих социальных и внешних достоинствах, жалкий духом сплетник и интриган, который способен с уязвлённым самолюбием оклеветать свою невесту в глазах её отца из-за того, что она предпочитает ему смерда. И сердце Марины отвергает такую мелочность. Любовь её к Турабею хмельная и дикая, как всё, что окружает и сопровождает ушкуйников в их бесшабашной жизни. Любовь эта не идеальная и обречена на печальный финал. Социальные, семейные, родовые узы оказываются сильнее страсти свободы. Девицу насильно упекают в монастырь, а парень отправляется в боевой поход и погибает на чужбине.
Марина и Турабей, вся семья Турабея и, в некоторой степени, отец Марины представляют собой положительных героев поэмы. Ещё одним положительным персонажем произведения является новгородский волхв, который в походе предостерегает Турабея от насилия и жестокости по отношению к местному населению – племенам удмуртов. Он ратует перед предводителем хлыновских ушкуйников за мирное сосуществование с местными народами ради всеобщего благоденствия.
Отрицательным героем в поэме становится нарочито злобный и коварный вогульский князёк, который совершает спланированное жестокое злодейство – убийство новгородцев, спровоцировав заранее подготовленный повод к кровавому конфликту. Но он служит всего лишь рукой провидения, которая роковым образом и, тем не менее, логично обрывает жизнь молодого ушкуйника Турабея и его ватажных товарищей. А вот главным отрицательным героем произведения, то есть его настоящим антигероем является московская ветвь князей, узурпировавшая власть над всеми княжествами Руси посредством военной мощи и тирании. Та ветвь, которая подавила свободную демократию новгородского, псковского и вятского вече, лишив граждан их республик и всех русских людей на многие века права выбора того уклада и образа жизни, который они хотят вести, подчинив их своему господству и принуждению. Та ветвь, которая только силой единовластной тирании, перенявшая у Орды эти самодержавные замашки, и опрокинула многовековое монгольское иго, исторически являющееся сомнительно бОльшим злом, нежели она сама. Эта авторитарная власть московского княжества и царства, впоследствии ставшая имперской, веками уродовала духовный облик русского народа, заставляя его пресмыкаться перед своей силой и могуществом, обкрадывая и обманывая его бесконечно.
Нельзя не упомянуть также об альтернативной свободолюбивой силе данного произведения – его национально-освободительной составляющей.  Эта сила представлена удмуртским сопротивлением русской колонизации. Дочь верховного шамана и жрица поруганного святилища, а также батыры, совершающие ночные налёты на русские посты, выражают эту силу в поэме. Сила эта дикая, более напоминающая силы природы, нежели человеческие проявления. Может быть поэтому, и колдунья, и батыры показаны в некоем тумане, в ночных сумерках, в клубах дыма от поруганных и разорённых святынь.
В целом, поэма «Ушкуйники» является очередным эпическим монологом автора перед своими читателями и занимает достойное место в плеяде его лучших исторических произведений, таких как «Испанка», «Вавилонская жрица», «Любовь Чагатая», «Кафа» и «Нефилимы».
Творчеству Руслана Ровного присуща в основном простейшая силлабическая система стихосложения. Это когда ритмичность создаётся повторением стихов с одинаковым количеством слогов, в которых присутствует рифма, но расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Это любительский уровень написания стихов. Более профессиональными и виртуозными считаются в поэзии тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. В первой из них ритмика организуется повторением ударных слогов. В основе последней лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках.
Автор пытается упорядочить места ударений в своих стихах, но это ему не всегда удаётся. В целом, его поэма написана четырёхстопным ямбом. Но иногда ямб путается, найдённый вдохновением ритм сбивается и тогда в стихотворную строку одной стопой проникает хорей.
Образ Марины Авиновой с выразительностью и красотой характера, способного на неординарные поступки, можно с уверенностью поставить в один ряд с самыми прекрасными женскими образами творчества исследуемого автора.
Рифмователь силлабического стиля стихосложения, Ровный наделяет своих героинь ярко выраженной харизмой противопоставления себя всему миру. Они активно добиваются на страницах его произведений того, чтобы их заслуженно считали оригинальными и непохожими на других. Каждая из них способна на подвиг, только не подвиг мужества, а подвиг высокой женственности, как его понимает и всячески образно выражает автор. Женственность по Ровному – это когда девушка-героиня жертвует собой (пусть не в прямом смысле жизнью, но силами, красотой, свободой, честью порой, духовным напряжением, энергетикой её светлого образа) ради вдохновения других, побуждая их к действию. Она, героиня высокого идеала, жертвует собой ради вдохновения героев, а если их не оказывается рядом или они погибают, то и ради вдохновения читателей. В этом и есть основная суть поэзии Ровного – побуждать читателя к определённым смыслам и заставлять его рефлексировать, реагировать на это побуждение действиями. То есть словом зажечь дело. В этом основа всей гражданской позиции автора. Он так себе видит своё участие в знаменитой парадигме значения и роли в жизни общества русского поэта. Для него поэт в России тоже больше, чем поэт. Поэтому такие героини, по сути дела, богини поэтической идеологии Ровного. Он подчёркнуто лелеет их, даже если их придётся по сюжету потерять. Он подбирает им самые красивые и выразительные рифмы и описания. Он трепетно бережёт их до кульминации и любуется, восхищается их гражданским подвигом в момент наступления рокового апофеоза.
К таким героиням в творчестве Ровного помимо Марины Авиновой можно отнести Светлану Кедрачову из «Калинары», Светлану Ковалёву из «Вавилонской куклы», Ольгу Ошуркову из «Заворёны Метерина», Эсмеральду Каминеро из «Испанки», Ардерику из «Вавилонской жрицы», Миляну и Милинку из «Кафы», Лилит из «Нефилимов». Все они – яркие звёздочки, сияющие на небосклоне ровненской литературы, соединённые в созвездие Вечной Женственности, которой поклоняется и служит своим творчеством Руслан Ровный.


Рецензии
Руслан Ровный видимо относится к мазохистам, иначе мне тяжело объяснить, зачем он так активно привлекает меня читать и рецензировать очередные его произведения))
Также он относится к мечтателям, не сочетающиеся с современными, прогрессивными реалиями.
Скажу про себя. В мире стихов я обывательское быдло. Далеко не тонкий ценитель всяких ямбов, стихотворных заворотов и т.д. То есть, меня не интересует стихотворение само по себе. Я редко углядываю в нем красоту, мелодичность и т.д. Однако все-таки я цепляюсь за некоторые стихотворные формы. Но только если они звучат вместе с музыкой, битом, как в современном русском рэпе, типа "Каспийского груза", "Кровосток" и т.д. Либо если автор читает стихи в живую и тогда я их хотя бы слышу ровно так, как автор хочет, чтобы они для слушателя звучали.
Как должны звучать стихи Ровного, как он хочет чтобы читатель их слушал - ХЗ.
Автор живет в своем каком-то выдуманном мире, который не соответствует реальности. Тут ему должны рукоплескать, находиться меценаты, а за что? Что он такого сделал, кроме как кучу слов выложил на бумагу?
Он прочитал свои стихи голым на арбате? Он прибивал свои яйца к брущатке Красной площади? Или он добился, чтобы его стихи "качали" как у рэп-исполнителей?

Руслан в своих стихах восхищается очередным архаичным миром и пытается по своему передать свое восхищение. Чувствуется подражание стилю "Повести временных лет" (мне так показалось). Ощущение старины ощутил. Кроме "коронавирус" вроде эклектичных слов не заметил. Намешано куча терминов, образов, персонажей. Но нет стройности, нет структуры, нет замысла, изложения. Словно Руслан толкает взор читателя: "Посмотрите сюда!", "А теперь сюда"", "А теперь вот сюда!". Ну посмотрел туда-сюда-туда и что? Что конкретно я должен увидеть? Что я должен почувствовать? Пестроту в глазах и слабость своего кругозора. Ну да я это ощущаю в полной мере, когда читаю поэмы Ровного. (Кроме "Нефилимов", так чуть более подкован в этой теме).
Руслан в начале своего произведения извиняется перед читателем что он так себе поэт, что всего не передать и т.д. А зачем так необходимо передавать каждый раз так много всего???
По мне было бы лучше чтобы он вдоль и поперек исполосовал одно персонажа или короткий эпизод. Может быть разбил эту поэму на множество независимых стихов.

Максим Катеринич   05.03.2020 20:57     Заявить о нарушении
Жёстко прессанул графомана.) Хотелось бы, чтобы в моей куче слов рылись не только бомжы литературы.

Руслан Ровный   06.03.2020 14:29   Заявить о нарушении