Что мир спасёт?

               
    Читаю на кофточке модницы: “ Beauty will save the world”.  Это означает: «Красота спасёт мир».
 О том, что «красота спасёт», впервые было озвучено в романе  Достоевского «Идиот», поэтому надо бы по-русски и писать, коли мудрость эта имеет российское происхождение. Ан, нет – кириллица не в моде нынче.
     А теперь вдумаемся, как это, каким образом  красота спасёт мир? О какой красоте идёт речь? Красоте кого или чего, и что такое красота вообще? Далее, «спасёт мир». А какой мир: земной шар целиком, или только человеческую цивилизацию, или мир между людьми? Или красота исполнит то, с чем не справился Христос-спаситель? А в чём суть его миссии была, от чего ему вздумалось спасать людей? От их греховности врождённой?  Надо разобраться.
      Вот что следует из писаний. Бог предвидел возникновение греха у потомков Адама и Евы, прародителей человеческих, вкусивших запретного, за что и изгнанных из рая. Предвидение сбылось: нравственное разложение и открытое неповиновение Богу охватило всю планету. Бог знал, что человечество без его вмешательства не сможет подняться из трясины греха (предосудительных поступков), страданий, отчаяния и бессмысленности бытия, поэтому предусмотрел план избавления людей от страшной катастрофы (одичания и самоуничтожения). А именно: Он пошлёт в мир (к людям, значит) своего Сына, который спасёт мир людской, (человечество, т. е.) от греха и неминуемой погибели. Погибшими (пропащими т. е.) тогда называли неверующих.  В результате данного  мероприятия всякий, узревший Бога в образе его Сына и принявший его наставления к руководству (и т. о. уверовавший как следует в Бога) должен якобы обрести жизнь вечную. Но вольному воля (свобода воли не отменяется), поэтому человек может поступать по воле Божьей (следовать Заповедям), или против воли Божьей. Однако пусть всякий имеет в виду, что только поступки, совершаемые согласно Заповедям, спасут его от  бесповоротной гибели обретением жизни вечной в раю. Короче, вольному воля, спасённому (уверовавшему) – рай.
      В общем, послал Отец  Сына в мир, но эксперимент не удался. Люди по сей день не прекращают друг друга гнобить и уничтожать, и при этом, чем дальше, тем больше угнетают природу. И в это же время некоторые до сих пор всё надеются на повтор эксперимента, на второе пришествие, которое якобы доведёт дело до конца. А кто-то ищет другие способы спасения.
      Достоевский, например, устами героя своего романа изрёк: «Красота спасёт мир».
     Что же у Достоевского подразумевалось под красотой, которая спасёт? А вот что. Люди должны согласиться с мыслью о том, что Зло не может быть нормальным состоянием людей, что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть у них в душе, памяти и намерениях (Добром, т. е.), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть, нравственный закон внутри).
      Видите, как просто? Надо всего лишь «согласиться с мыслью» и подобреешь. Однако в таком случае для спасения мира людей, т. е. чтобы  вражда между людьми искоренилась, надо, чтобы дружно подобрело подавляющее большинство и больше не оскотинивалось.  Но это просто невозможно, чтобы все вместе. Но, допустим. А что дальше? Ведь дети у людей рождаются дичками, а человеками становятся, если получают культурную прививку, т. е. воспитываются в культурной среде.   И не факт, что потомки чудом образумившихся предков тоже «согласятся с мыслью». Такое по наследству не передаётся.
      
        Однако вернёмся к красоте.
       Красота, красивое, прекрасное для нас есть всё изящное, целесообразное, пропорциональное, симметричное. То есть, красивое нам то, где есть гармония и совершенство.
       Наблюдая или воспринимая прекрасное (красивое-гармоничное-совершенное-изящное) мы испытываем удовлетворённость, покой и умиротворение.
     Гармонию форм, цвета, также гармонию художественно оформленного ландшафта и интерьера, гармонию движений (фигурное катание, художественная гимнастика) воспринимаем глазами. Гармонии  вкусов, запахов, звуков, прикосновений воспринимаем иными органами чувств (ощущений, точнее). При этом мы не всегда осознаём, что это и есть гармонии, только констатируем, что нам становится хорошо, наблюдая или ощущая то-то и то-то. И это есть эмоциональное восприятие.
       А вот исключительно умом мы воспринимаем такие гармонии, как изящество мыслей, мудрость поступков, уравновешенность, порядочность, что есть, нравственная и духовная красота. Такая красота тоже рождает положительные эмоции. А положительные эмоции это весьма полезные организму физиологические процессы.
       Короче, красота  (красивое и прекрасное, как внешне, так и духовно) доставляет эстетическое и нравственное наслаждение сознанию и всему организму  посредством  животворных физиологических процессов. То есть, красота в какой-то мере лечит-спасает, приводя в норму утратившееся в организме равновесие.
     Тут уместно напомнить следующее. В  живой природе в её естественном состоянии всё прекрасно, т. е. гармонично и совершенно, она воплощение надёжности, устойчивости существования.  Находясь в девственной природе, невольно испытываешь покой и умиротворение, желание слиться с ней, отрешаешься от мелочной мирской суеты, становишься мудрее.

     В общем, гармония это совершенство, а красота визитка её. Или по-другому: красивое есть внешнее проявление внутренней гармонии объекта-системы.
     Системами в природе, а точнее системами систем, является всё, начиная с атомов, однако системами разной степени сложности, сбалансированности и устойчивости. Системы это мат. объекты в виде совокупности элементов (систем низшего уровня), имеющих между собой устойчивые связи-взаимодействия.
    Гармония в системе проявляется как надёжность и стабильность функционирования данной системы. 
     Самая-самая система систем это экосистема, в которую в качестве подсистем входят и человеческие сообщества. Наличие гармонии в экосистеме есть спасение её и её подсистем от деградации, распада, смерти.

     Гармония, или равновесие, в экосистеме (природе т. е.) неоднократно нарушалась: метеориты, вулканы, оледенения, потопы. В придачу ко всем угрозам природа породила человека.
                Человек часть природы, но особенный!
    В одном зверинце у выхода установили зеркало, в котором проходящий видел себя, и написали: «Самый опасный хищник».
    Действительно, человек это такой  хищник, который способен одолеть любого зверя, и ест всё что угодно. Но кроме пищи ему ещё многое чего хочется, и чем дальше, тем больше. Забогател - подавай дворец, набор авто, самолёт, яхту плюс остров. Ни у какого животного таких замашек нет, и себе подобных никто не истребляет, как человек разумный. У них просто ума не хватает и алчности такой.  Человек же, благодаря уму и алчности выжил, превзошёл всех, добился надёжного выживания и… пошёл в разнос. Итог - былое равновесие в природе серьёзно нарушено.
    Алчность, жажда наживы правят в мире людей, а не рассудок, потому как в человеке (у большинства) больше хищника, чем садовника. Вот тут собака и зарыта. Вот откуда мировое зло прёт! Которое есть совокупная человеческая  жадность, помноженная на глупость, эгоизм, и сопутствующую им взаимную враждебность.
       И этому злу в природе (экосистеме земной) нет укорота, разве только ей собственной смертью остановить этот разгул.  Вот саранча, например, всё сожрала – пустыня – передохли. Или  копытные: всё выщипали-вытоптали – пустошь – поголовье сокращается на нет. Но это локально, и природа там восстанавливается через некоторое время. У людей же масштаб вредительства глобальный. Уже на соседние планеты поглядывают, куда, мол, отселяться в случае чего. А «чего» это взаимоуничтожение и экологическая катастрофа, вероятность которых неотступно приближается. А когда оное случится, что останется от природы и человеков, восстановится ли оно когда?
    Была гармония в природе, а человек со временем устроил дисгармонию.

       Нас, конечно, такой исход не устраивает. И на пришествие «Спасителя» надеяться бесполезно. Остаётся руководствоваться известной мудростью: «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Это значит, что дело спасения вынуждены брать в свои руки разумные утопающие, которых, к сожалению, меньше, чем обладателей животной алчности и обывательской тупости.
      Вот так и пришли к тому, что мир (человечество вместе с планетой и её содержимым) от последствий зла человеческого  может спасти только разум человеческий, если возобладает над агрессивной дурью (т. н. низменными страстями). 
       Зол от дури человеческой (алчность-глупость-эгоизм) много, есть что укрощать, но главное на повестке дня это приближающаяся экологическая катастрофа и взаимоуничтожение.
    Призывать возлюбить ближнего, воспитывать, наказывать дело нужное,  но это не спасение. Гармонизировать человеческое сообщество надо в корне!

                Теория гармонизации.
      Достижение гармонии в совокупности объектов, заключённых в некоем пространстве, возможно вследствие разрешения противоречий между ними. Разрешение же противоречий это обретение  баланса интересов объектов  таким образом, чтобы в итоге благополучие целого зависело от благополучия составляющих, а благополучие составляющих было зависимым друг от друга и от благополучия целого.
       Достижение такого возможно только оптимизацией структуры совокупности исходных объектов (оптимальное количество объектов и необходимые качества их),  распределением ролей между ними, налаживанием обратных связей.      
      Именно таким вот образом из неупорядоченных и противоречивых совокупностей образуются самонастраивающиеся системы более или менее сбалансированные, совершенные и устойчивые, т. е. гармонизированные.
    Это вообще. Теперь конкретнее.
    В дикой природе идёт тотальная борьба за выживание  путём отстаивания жизненного пространства, осваивания разных вариантов симбиоза (сожительства), нахождения своей особой ниши и т. д. При этом, что важно, каждый питается кем-то и сам служит пищей кому-то, а кого больше кушают, тот больше  размножается. В итоге в природе достигается динамическое равновесие и оптимальное количество биомассы, ну, а в целом - саморегулирующаяся система.
                Едем дальше.
     Объекты в природе это растения, животные, микроорганизмы, и с ними всё ясно. Дальше же в качестве объектов будем рассматривать людей.
      Интересы у людей и всяческих людских сообществ-объектов вплоть до государств одинаковы и аналогичны всему живому на Земле: сохранение себя и своего способа существования путём расширение жизненного пространства  (плодиться-разрастаться, захватывать площади, умножать ресурсы, ВВП), повышать уровень потребления и тем самым надёжность и качество существования.
       Интересы у всех аналогичны, потому они и пересекаются и  возникают противоречия. Полюбовно противоречия почти не решаются, чаще собственный интерес пытаются удовлетворить за счёт ущемления интереса чужого, или откровенного паразитизма, грабежа, разбоя, особенно на международном уровне.  Там прямо как в диких джунглях, где каждый отстаивает свои интересы самостоятельно или в составе стада, стаи. И никто ни с кем при этом не церемонится, эгоизм и право сильного в основе поведения.
    Состояние человеческого сообщества, когда "каждый кем-то питается и сам служит пищей другому", нас больше не устраивает, это ныне опасно.

     Когда-то христианство начало, потом социалисты-коммунисты подключились к  искоренению дикости в отношениях людей. Успехи христианства оказались мизерные, войны, эксплуатация даже не осуждались, только ханжества прибавилось. А социалисты кое-чего всё же добились в регуляции интересов в отношениях  хозяин-работник-государство. В пределах государств противоречия  интересов более менее утрясаются законами-сдержками, вмешательством соотв. гос. органов. По крайней мере, собственники при выяснении отношений между собой до масштабного кровопролития не доходят, армии при себе не держат, разве что охрану, или бандитов нанимают. А вот государства держат при себе целые армии, чтобы себя и интересы-потребности своих государствообразующих собственников  оберегать и умножать. Поэтому на международном уровне беспросветно. Уже Штаты ООН и другие организации ни во что не ставят, не разоружаться, а ещё больше вооружаться стремятся. Ну, и остальные следом.
   Государства и группировки государств непрерывно накачивают мускулы, наращивают ВВП. Международные корпорации стремятся к господству, т. е. богатеть до бесконечности, то же самое жаждут и бизнесмены-собственники на всех нижестоящих уровнях. И остановиться они не в состоянии, ибо кто приотстал - затопчут, съедят.
    В этой безрассудной обстановке, где заводилами являются Штаты, делать что-либо существенное по сохранению природы и в плане дальнейшего очеловечивания человечества  невозможно.

    И так, вопрос, каким путём и когда Разум возьмёт верх и из человечества организует гармонизированное во всём общество, исключающее взаимную агрессию, паразитизм, эксплуатацию.
На подвижку в этом направлении можно надеяться, если Штаты образумятся, но вот то что Штаты образумятся, никаких шансов нока нет.

    И тут вспоминается ещё одна мудрость: "Против лома есть приём – ещё боле мощный лом".
     Если лом это Штаты с Европейскими прихвостнями, то более мощный - это  международный Разум, нашедший как ломам, прущим напролом, подрезать жилы. Например, обрушить, наконец, доллар, перестать снабжать ресурсами, перессорить. Что ещё?   
 
  Короче, пока Разум не укротит повсеместно крупное частнособсвенничество (богатеньких), гармонии в мире, не будет. Ведь уже общепризнанно, что основой всех мировых противоречий является частная собственность на основные средства производства. Передовые умы более сотни лет назад понимали это, и неспроста марксисты тех времён ставили своей целью мировую революцию, главное содержание которой искоренение частной собственности. Начинать планировалось с самых развитых стран, с Европы. В Германии, Австро-Венгрии начинали, но победить удалось лишь в недостаточно развитой России. Но в одиночку противостоять всему миру, враждебному при этом, сложно, и в конце концов российский полуфеодальный социализм задавили. Поэтому сейчас, если браться за дело, валить надо в первую очередь Штаты и иже с ними, а потом и у остальных крупную частную собственность национализировать и т. д. Без этого баланса интересов "объектов" не добиться. Где частная собственность, там и потребительская лихорадка, несправедливость, обязательное расслоение на хозяев и работников, богатых и бедных и т. д. А государство при этом (гос. аппарат) в первую очередь ублажает аппетиты частника (как у нас сейчас, нефте-газа в первую очередь).
     Обобществление, национализация условие прекратить внутри и межгосударственные склоки, т. е. стихию наживы, эту питательную среду дикости в отношениях государств и народов, условие подчинить взаимоотношения стран разуму.

     Вариант спасения вычислен, осталось самая малость, собрать разумы, для которых общественный интерес важнее частного, в одну вездесущую и влиятельную организацию, хотя бы по образцу коммунистического интернационала.
    
   А вот те разумы, которым свои шкурные интересы важнее, давно сами объединились, это Масонская ложа, Римский клуб, Бильдербергский клуб. Там периодически собираются не просто умные, но и весьма состоятельные и влиятельные. Озабочены они тем же: как спасти мир, и первую очередь себя от экологической катастрофы. Вот только от частной своей собственности при этом отказываться не собираются. У них такая планида: уменьшить население Земли, государства упразднить, а командовать разрозненной публикой будут они по своему разумению.
  Чем могут закончится их поползновения, описано в книге А. Зиновьева "Глобальный человейник" - спасение для избранных. 

   А возможно ли спасение для всех? Как сгармонизировать интересы огромного количества разных стран и народов?
   
       


Рецензии
Главный грех человечества - не соблюдение Божьего промысла, а именно предназначенного человеку продолжения творения мира. Вместо этого человек предался чувственным удовольствиям, в этом грех.

Что же касается красоты.. Да, она должна быть не только в материальном, но и в духовном. И обосновываться на тех же принципах - оптимпльности, эфективности. Каковы они? Вполне очевидно, что это отношения любви, альтруизма, совестливости. Без этого невозможно дальнейшее развитие цивилизации и мира в целом, нашей Вселенной.
Вот почему "красота спасет мир".
Вне красоты - гибель, разруха и хаос.

Виталий Альбертович Иванов   21.03.2023 18:57     Заявить о нарушении
Божий промысел, заключающийся в якобы в предназначенности человеку продолжать творения мира, это открытие Альбертовича, или ему Сам нашептал, чтобы тот просветлял тёмные умы? Скорее сам додумался, ибо Бога со всеми его промыслами придумали сами люди.
Далее, что и каким образом подразумевается под творением мира? Развитие цивилизации и Вселенной вот такой красотой: любовью, совестливостью, альтруизмом? Но это не боле чем благие пожелания.
У меня в основе красоты названа гармония. В современном человеческом обществе и в природе этого нет, есть дисгармония по причине отсутствия баланса интересов межгосударственных и частных собственников. Предложения, как выходить из этого положения, я наметил. И это главное в моей работе, на которое Виталий никак не отреагировал.

Михаил Шамин 2   22.03.2023 15:05   Заявить о нарушении
Я отождествляю Вселенную и Бога, вселенную и бога.
Все ответы можно найти в моих книгах.
Как хотите. Я устал повторяться, каждому объяснять.
Видимо, это и невозможно. На нынешнем уровне человечества.)

Виталий Альбертович Иванов   22.03.2023 18:43   Заявить о нарушении
Виталий, читать твои книги мне недосуг, к тому же я заранее чувствую, что не найду там, что подразумевается под творением мира, как практически человечеству это осуществлять. Ибо развитие цивилизации и Вселенной любовью, совестливостью, альтруизмом это не боле чем благие пожелания.
А с частной собственностью покончить, дабы достичь гармонии в человеческом обществе, Иванов не помышляет, даже упоминания об этом боится. Это следует из того, как он отмолчался относительно моих выводов и предложений в статье "Что мир спасёт"

Михаил Шамин 2   23.03.2023 09:43   Заявить о нарушении
Вы весьма примитивны Михаил. Несколько раз уже пробовали "покончить с частной собственностью", уничтожив десятки миллионов людей. И вы вновь в ту же ду-ду.
Это бессмысленно, а при агрессивном настаивании, преступно.
На "ты" мы с вами не переходили. С какой стати эта дешевая фамильярность? Так же как панибратство, ни на чем не основанное, "альбертыч"? Разве я разрешал так ко мне обращаться?
Впрочем, не удивительно, недалекие рассуждения всегда рядом с хамством.

Виталий Альбертович Иванов   23.03.2023 13:42   Заявить о нарушении
Виталик, я пожалуй постарше тебя. С другой стороны с пустоболом на вы язык не поворачивается.

Михаил Шамин 2   23.03.2023 14:18   Заявить о нарушении
Миша, мне 69 и скрывать нечего.
На ты так на ты.
Раззадорил меня. Пожалуй, разберу твой пример. Ты сам этого захотел.).

Совет, как соответствовать своим принципам.
Раз ты такой противник частной собственности, лучше всего продеманстрировать это на личном примере. Раздать всю свою собственность - квартиру, одежду и голышом - в лес. Но т.к. тело и сознание тоже твоя личная собственность, нужно избавиться и от них. Ляг где-нибудь в ямку и не сопротивляйся, когда начнут есть насекомые, мыши, птицы, лисицы...
Когда тебя не станет совсем, это и будет подтверждением следования твоим принципам.
А так всё пустые слова, банальности, которым ты не отдаешь отчета в виду малой сообразительности.
Редко я так разговариваю с людьми. Но к таким, как ты, особое отношение. Заслужил, и так быстро. Это вот удается не каждому.
ЗЫ. Вообще говоря, собственность - фундаментальное свойство материи, жизни.

Виталий Альбертович Иванов   23.03.2023 18:43   Заявить о нарушении
Я действительно значительно старше.
Собственность бывает на средства обихода (личная собственность и обще семейная) и на средства производства товаров и услуг.
Частная собственность на средства производства имеет различные виды: индивидуальная, семейная, коллективная, кооперативная, корпорационная. Она может быть основана на личном труде производителя (трудовая частная собственность крестьян, ремесленников, малый бизнес) и на присвоении результатов чужого труда – различных формах эксплуатации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической).
Я противник собственности, которая предполагает присвоение результатов чужого труда.

Михаил Шамин 2   24.03.2023 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.