Ром Албар. Жанр фэнтези

                Ром Албар. Жанр фэнтези
         
          — Ларычева Маня...
          А ну-ка проверь... Она же Анна Федоренко, она же Элла Кацнельбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд.
          — Абсолютно точно!
          — Сводня, воровка, четырежды судимая, на левой руке — голубь и три буквы: Аня.
          (с) к/ф «Место встречи изменить нельзя»
         
          ***
         
          Однажды, зайдя в приёмную к начальству, за столом секретаря я обнаружил не знакомую мне ранее привлекательную особу. Зачарованно уставясь в монитор, она совершенно не реагировала на внешние речевые раздражители: я поздоровался, вежливо спросил, у себя ли шеф, и, не дождавшись ответа, громко кашлянул — реакции не последовало. Заинтригованный, тогда я наклонился над столом и заглянул в экран: «...глухо застонав, он схватился за сердце и упал на утыканную стрелами землю у её ног...» — вторая строка пятьсот сорок седьмой страницы текста в формате FB2.
          Отпрянув от монитора, я воззрился на девушку:
          - Захватывающий любовный роман?
          - Скорее, приключенческий, - встрепенувшись, ответствовала она и слегка покраснела: - Но про любовь тут тоже есть.
          - Тогда, наверное, историко-приключенческий, - предположил я, ориентируясь по «стрелам» и стилю выдернутой из контекста фразы.
          - Ну... можно и так сказать, хотя... там речь о вымышленной истории другого мира...
          - Неужели фантастика? - игра в «угадайку» начала забавлять.
          - Фантастика, - подтвердила девушка. Тоже улыбнулась и, секунду подумав, уточнила: - Очень похоже на фантастику.
          - «Элементом необычайного»?
          - Да! Драконы, эльфы, магия...
          - Так это сказка!
          - Ну да, - немного растерянно согласилась секретарша, - сказка для взрослых.
          - А почему для взрослых?
          - Да я же говорила, там про любовь...
         
          В итоге слово «фэнтези» всё-таки прозвучало, но к тому времени я уже и сам успел запутаться, что, впрочем, на дальнейшее развитие ситуации никак не повлияло.
         
          Так что же, всё-таки, из себя представляет этот многоликий жанр?
          Все мы так или иначе сталкивались с жанром фэнтази или хотя бы слышали о нем. Но, зачастую, когда возникает необходимость классифицировать относительно него какое-либо конкретное произведение, народ заходит в тупик - уж очень размыты границы между ненаучной фантастикой, фэнтези, литературным мифом, сказкой и магическим реализмом. Написаны тома исследований, опубликован не один десяток сотен статей с литературными анализами известных текстов и даны множество определений, но споры по данной тематике не угасают.
          С этой точки зрения показателен подход писателя Р. Желязны — по его словам, всякий раз, когда на глаза попадалось новое определение фантастики, он писал опровергающий это определение рассказ, который, тем не менее, являлся фантастическим.
         
          Однако, подавляющему большинству литературоведов удалось-таки прийти к единому мнению по поводу ОСНОВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ этого жанра: общим определяющим фактором, наличие которого позволяет отнести произведение к фэнтези, является вымышленный, живущий по законам естественной магии, мир.
          Перефразируя, связка «иная реальность & магия» — есть первейшее и необходимое условие жанра. При этом, допустимо смещение баланса в ту или иную сторону: иная реальность может быть максимально приближена к существующей действительности или, напротив, кардинально от неё отличаться (вариациями сред обитания, способом мироустройства, системами общественных и моральных ценностей и пр.); соответственно, удельное количество магии в мире (того самого «элемента необычайного») может быть сведено к минимуму, или же наоборот.
          По динамичности и сложности сюжета, наличию ярких, храбрых и красивых героев, интригам и неожиданным поворотам произведения фэнтези, чаще всего, напоминают историко-приключенческий роман.
         
          ОТ РЕАЛИЗМА (историко-приключенческого романа в том числе) жанр фэнтези, как и вся фантастика, отличается обязательным наличием фантастического допущения — в качестве которого здесь обязательно выступает вымышленный мир.
          /при чем, без достаточно четко сформулированной картины этого мира получившийся продукт (при наличии в нем элемента «волшебного необычайного») получает гордое определение «псевдо- фэнтези и плавно перемещается в папку «неразобранное» — к мозговыносящей компании других «неопределенностей»./
          Несмотря на явное, по определению, дистанцирование от реализма, вымышленная реальность в фэнтези безусловна и изображается как истинная — то бишь реально существующая в какой-то условной точке вселенной: она подчиняется собственной логике, но при этом не отменяет полностью рационально-логическую интерпретацию бытия, а дополняет (в чем-то замещая) магической составляющей (что отличает фэнтези от фантасмагории). Таким образом, одна из основных задач автора в этом жанре — представить вымышленный мир наиболее достоверно, как многомерно воплощенную действительность.
          Фэнтези позиционируется как жанр фантастической литературы.
          Использовав в качестве фантастического допущения существование волшебного (не поддающегося научным объяснениям) мира, фэнтези отмежевалось от научной фантастики, приобретя статус «ненаучной».
         
          Пофигизм в отношении природы возникновения этого волшебного мира и присутствующей в нем фантастической атрибутики = магических проявлений — есть принципиальное отличие фэнтези ОТ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ: как правило, для любого магического беспредела в этом жанре не требуется ни научного, ни псевдонаучного обоснования — магия здесь существует, потому что существует, — «потому что гладиолус».
          Такой подход, а также активное введение в повествование богов, мифических существ и вымышленных сущностей, роднит фэнтези с фольклором и мифологией — обращаясь к истокам, фэнтези как бы закольцовывает собой развитие литературы.
         
          Отличие фэнтези ОТ МИФА — в космогоничности второго: для мифа характерно включение в повествование информационных блоков «до» и «после» (что было, что будет и чем дело закончится) — совершенно не требующееся от фэнтезийной литературы излишество. Кроме того, различить фэнтези и миф можно по их отношению к такой категории как элемент случайности: если в мифе за раздачу карт отвечает фатум (событиями управляют Высшие Силы), то сюжеты фэнтези пестрят неожиданными поворотами и совпадениями в духе АВАНТЮРНЫХ РОМАНОВ — случайность, зачастую, решает всё.
          Принципиальные отличия фэнтези ОТ СКАЗКИ в том, что волшебство является нормой фэнтезийного мира и действует системно (как законы природы), вымысел здесь маскируется под действительность и подчиняется требованиям здравого смысла, а категории Добра и Зла в меньшей степени абсолютны.
          Наиболее четкое представление о жанре дает его классический вариант — ГЕРОИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ (своеобразная адаптация рыцарского романа и средневековых эпосов к запросам современного читателя).
          Автором первой современной версии героического фэнтези принято считать Р. Говарда. «меча и магии». Полное издание его рассказов о Конане под общим названием «Век Дракона» пришлось на 1936г. Далее по пути, проложенному Киммерийцем, следовали герои Ф. Лейбера и Л. Нивена, продолжали начатое персонажи опусов Л. С. де Кампа, Л. Картера, С. Перри, П. Андерсона и ещё куча других авторов описывали приключения персонажей-одиночек, при помощи собственных физических данных, волшебных умений или использования артефактов побеждающих Зло.
          В 1937г. увидел свет "Хоббит, или Туда и обратно" Дж. Р. Р. Толкиена, а в 1954г. был впервые опубликован "Властелин Колец". Настоящая же слава обрушилась на профессора филологии гораздо позже — в середине шестидесятых, — по прошествии почти десяти лет с момента первого издания романа. С этого времени и началось триумфальное шествие по миру эпического фэнтези (которое, по сути, есть не что иное, как более масштабная реализация схемы всё того же «героического»). Среди наиболее известных последователей Дж. Р. Р. Толкиена — Д. Маккирнан, Г. Г. Кей, Т. Брукс, Г. Пеш, К. Паолинии. Р. Джордан и др.
         
          Итак, ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИКИ ЖАНРА (героическое/эпическое фэнтези).
          В классике трудно быть оригиналом. Здесь существуют свои законы, о которых и пойдет речь.
          Классическое фэнтези — это всегда яркий пример традиционного ЭПОСА: сюжет реализуется через последовательное изложение от лица повествователя развернутой героической истории, где при помощи художественных образов воспроизводится картина мира и раскрываются характеры персонажей, с ним взаимодействующих, - в эволюции, регрессии и пр. проявлениях.
          Для классического фэнтези характерно использование архетипических образов и сюжетов.
         
          МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
         
          Для  фэнтези этот критерий наиболее важен, поскольку тесно связан с определением самого жанра.
          В произведениях классического фэнтези допускается повествование о каких-либо событиях с участием героев в нашем мире, но, в основном, лишь для завязки интриги.
         
          Основное же действие разворачивается в ВЫМЫШЛЕННОМ МИРЕ, ТЯГОТЕЮЩЕМ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ (времена короля Артура): здесь отсутствует огнестрельное оружие, современные средства передвижения, средства связи и передачи информации, etc... - что уже весело. Но как оказалось, если подселить в средние века сказочных колдунов, ведьм, всякую нечисть и Темных Властелинов с артефактами, может получиться ещё увлекательнее. Подселили. Теперь смотрим, что из этого получилось.
          Опираясь на «модель бытия, созданную мифологической условностью», изложенную Е.Н.Ковтун в "Поэтике необычайного", можно следующим образом сформулировать основные принципы построения модели мира в жанре фэнтези:
         
          1) - мир фэнтези - единое, гармонично организованное целое, подразумевающее всеобщее родство и сопричастность друг другу живых существ, предметов и явлений;
          2) - ведущий принцип организации бытия - нравственный (извечная борьба Добра и Зла);
          3) - главная тема (проблема) — проблема нравственного выбора между Добром и Злом (примыкая к одной из сторон, герои обретают ключ к использованию магических возможностей мира соответствующей направленности /магии Светлой или Темной/; принимая сторону добродетели, ГГ становится гарантом сохранения мира);
          4) - модель мира антропоцентрична (в разрешении конфликта Добра и Зла важнейшую роль играют моральные качества героев; от поступков ГГ зависит судьба мира, магия сама по себе /или воля Высших Сил/ вторична);
          5) - бытие организуется магическими законами; природа магии не объясняется; магия органично вписана в реалии мира, воспринимается как нечто естественное и само собой разумеющееся — как неотъемлемая часть объективной реальности вымышленного мира.
          Несмотря на присутствие магии, модель фэнтезийного мира рациональна и подчинена его собственной внутренней логике. По сути, фэнтези - это магический реализм вне нашей реальности.
         
          ФАБУЛА И СЮЖЕТ
         
          Фабула здесь традиционна (отступление от неё грозит выходом за границы жанра) :
          1. Экспозиция – обязательный элемент, который включает в себя не только представление главного персонажа (как правило, с всесторонним его описанием), но и предварительное знакомство с фэнтезийным миром, поскольку ознакомление читателей с вымышленным миром - одна из основных задач фэнтези.
          2. Завязка – какое-либо событие сигнализирует о пробудившейся Тьме.
          3. Основное действие – путешествие с преодолением внешних обстоятельств, активно мешающих выполнению задуманного.
          4. Кульминация – решающая битва — то бишь схватка с «боссом».
          5. Развязка – освобождение угнетенных, свадьба или дележ бонусов вперемежку с народным ликованием по поводу победы Наших (фейерверки, купание в фонтанах, стрельба в воздух, развешивание на заборах скальпов врагов и пр.)
          Сюжеты качественных фэнтезийных опусов по динамике и высокому эмоциональному накалу действия напоминают авантюрно-приключенческие романы, магической вариацией которых они, собственно говоря, и являются. Но, в отличие от жанра приключений, классическое фэнтези активно дистанцируется от объективной современной реальности: зачастую, вымышленный мир здесь представляет собой замкнутый пространственно-временной континуум, абсолютно не соотносимый с нашей действительностью. Интрига в основе сюжета заставляет персонажей находиться в состоянии постоянной борьбы (то ли с собственными недостатками, то ли с силами Зла) и держит в напряжении читателей — героев ждут драки, погони, вызволение друзей или любимых из хищных когтей Зла, жертвы ради высоких целей и т.п.. Однако, классическое фэнтези в плане вариативности сюжетных схем значительно уступает жанру приключений.
          При выстраивании сюжета классического фэнтези авторы придерживаются следующих правил:
          а) в основе сюжета лежит противостояние сил Добра и Зла: в изначально Светлом мире вдруг пробуждается Тьма, порождениям которой впоследствии и противостоят герои. Традиционно в конечном итоге Добро одерживает победу, но такой итог вовсе не предопределен однозначно — противоборствующие силы либо равны, либо попеременно оказываются в более выигрышном положении.
          - в героическом фэнтези вышеупомянутый конфликт более локален: герой противостоит Злу, решая личные или касающиеся его непосредственного окружения проблемы = стремится к свободе, независимости и восстановлению справедливости;
          - в эпике же борьба Света против Тьмы перерастает в глобальные и кровопролитные войны, а герой в компании друзей-соратников должен спасти мир или значительную его часть — как минимум;
          б) «неизбежный закон фэнтези всю книгу все куда-то идут» — исполняя возложенную на них миссию, герои путешествуют в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. В пути, усложненном сменами маршрута, они преодолевают большое количество разного рода препятствий — как природного характера, так и возведенных по воле Зла;
          в) как правило, фэнтезийный сюжет имеет не только прямое, но и иносказательное толкование: жанр используется для проецирования на вымышленный мир проблем мира реального — в аллегорической форме преподносится авторское видение того или иного конфликта современности. В этом случае разгадывание скрытого смысла событий обеспечивает дополнительный интерес читательской аудитории. Также для произведений жанра нередки философские отступления и включение в повествование авторских размышлений на темы вечных ценностей.
         
          КОНФЛИКТ
         
          Конфликт - между Добром и Злом - в произведениях фэнтези классического поджанра обозначается довольно четко, и, зачастую, уже в завязке романа читатели могут определить места дислокации и диспозицию основных сил с обеих сторон.
          В малых литературных формах жанр чувствует себя неуютно, поэтому в рассказах и повестях (где нет возможности развернуться), а также в игровых новеллизациях, конфликт поверхностен и его психологической составляющей уделяется минимум внимания: решение вопроса по упрощенной схеме сводится к физическому устранению сил Зла — герой, победив силы Тьмы (выполнив миссию), таким образом легко и ненавязчиво разрешает конфликт своими действиями.
          Как правило, в больших по объему и более качественных эпических и героических опусах авторы стараются показать конфликт более глубоко: по ходу повествования, обычно, выясняется, что однозначно и сразу разделить всех персонажей на плохишей и кибальчишей не так уж просто. Сюжетные линии строятся таким образом, чтобы, помимо физического преодоления внешних негативных обстоятельств, персонажи обязательно оказывались в ситуациях, где им приходится делать нравственный выбор между Добром и Злом. Процесс этического самоопределение ГГ в отношении противоборствующих сторон, психологические аспекты выбора, эволюция характера ГГ — основной конфликт в произведениях фэнтези. Его развитию сопутствует и тот факт, что ГГ предстаёт как бы в двух ипостасях: обыкновенный, ничем не примечательный человек и романтик.
          Параллельно может присутствовать любовная история (и не одна), однако в центре внимания по-прежнему будут личностные отношения героев со Светом и Тьмой.
          «Кажется, он кричал: «Никогда!», а может, это было: «Я приду к тебе»… Две могучие силы, две воли скрестились в нем, словно два клинка. Мгновение Фродо казалось, что он не выдержит этой пытки, и вдруг все исчезло. Он, Фродо из Шира, снова был самим собой, свободным в выборе, помнившим о долге. В последний оставшийся для этого миг он снял Кольцо». ( Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»)
          В некоторых произведениях, кроме этической стороны вопроса, ГГ сталкивается ещё и с, так называемой, проблемой приобретения опыта (в качестве дополнительной нагрузки), который ему необходим, чтобы перейти на очередную ступень лестницы, ведущей к достижению цели. Т. е., в течение сюжетного действа слабо владеющий какими-либо умениями персонаж, преодолевая себя, проходит определенный набор испытаний «духа и тела». В результате в финальной стадии истории перед читателями, зачастую, предстает не совсем тот (совсем не тот?) персонаж, с которым автор знакомил их в экспозиции, - по завершении своей миссии ГГ приобретает доселе недоступные ему положительные моральные и физические качества.
         
          Раскрытие ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ происходит аналогично канонам приключенческого жанра — через заостренность обстоятельств во время прохождения испытаний. Соответственно, здесь тоже главной характеристикой героев являются их поступки, по результатам которых в финале их ждет исполнение желаний (для сторонников Света) или крушение планов, разочарование/смерть (для приспешников Тьмы).
         
          ГЕРОИ, ПЕРСОНАЖИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
         
          Главные герои произведений классического (!) поджанра фэнтези — это всегда яркие, своеобразные индивидуалисты и, как правило, мужчины. Довольно часто они обладают амбивалентным характером (особо популярные смеси: циничный реалист и романтик, пессимист и оптимист, отчаянный авантюрист и трус, и т. д.). Зачастую, они неблагополучны в социальном плане (отщепенцы, изгнанники), либо имеют маргинальные профессии (воры, наемники, воры в качестве наемников и пр.).
          «После грабежа аквилонского аванпоста Конан на время вернулся к своему племени. Беспокойный, подгоняемый своей юностью, традициями и своим временем, он провел несколько месяцев с бандой асов в бесплодной вылазке против ванов и гиперборейцев. Последняя кампания закончилась для шестнадцатилетнего Конана цепями. Однако он недолго оставался пленником...» (Л.Спрэг де Камп, Лин Картер «Тварь в склепе»)
          ГГ, зачастую, даже не по собственной воле, должен непременно пройти до конца предназначенный ему путь, но по ходу действия он не раз оказывается перед лицом опасности, рискует оступиться, нередко им овладевают противоречивые сильные чувства, в локальных стычках с силами Зла победа не всегда на его стороне. В результате возникают живые и понятные читателям образы. При этом, в лучших традициях рыцарских романов, среди личных качеств героев ценится храбрость, честность, верность и преданность дружбе, смекалка, умелое владение видами холодного оружия (навыки фехтования) или меткая стрельба из лука/арбалета, физическая стойкость и выдержка, способность к решительным действиям и т.п.. Зачастую, герои сомневаются в собственных силах, но умеют совладать со своим страхом; для них крайне важно соблюдение законов чести, следовать которым они стараются в любых ситуациях.
          Обычно сразу же, при первом же знакомстве с героями, авторы дают довольно исчерпывающие описания внешности одновременно с информацией об их умениях и некоторых моментах биографии.
          «Конан был одним из воющей кровожадной орды, которая бурей пронеслась с мечом и факелом и вернула аквилонцев за их границы. После грабежа Венариума, едва перешагнув порог юности, Конан был ростом около шести футов и весил 180 фунтов. У него была настороженность и повадки человека, рожденного и прожившего в лесу много лет, железная выносливость горца, геркулесово телосложение отца-кузнеца и большая практика в обращении с ножом, топором и мечом». (Л.Спрэг де Камп, Лин Картер «Тварь в склепе»)
          В плане описания характеров здесь имеется большой простор для творчества: жанру свойственно красочное, метафорическое изображение душевных свойств героев, поскольку чрезвычайно важны их эмоционально-личностные характеристики, их реакции на происходящие события — акцент делается не столько на интеллектуальные возможности, сколько на душевный и духовный потенциал.
          Кроме представителей человеческих рас, фэнтезийные миры могут населять любые сказочные существа — положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. Тем не менее, большинство писателей предпочитают использовать архетипичные образы: многие из персонажей заимствуются из мифов и легенд (драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры и пр.), также немалое их количество соответствует стереотипам, выдуманным или доработанным основоположниками жанра (Дж. Р. Р. Толкиеном и иже с ним) и создателями компьютерных РПГ (особо отличившимся в этом плане считается Г. Гайгэкс — изобретатель «DnD») .
          «Еще до того, как началось переселение, существовало три хоббичьих рода-племени: Мохноноги - посмуглее, поменьше других ростом, но и попроворнее - предпочитали холмы и взгорья; Хваты - большерукие и крепконогие, кряжистей других хоббитов, населяли равнины и речные долины; ну а светлокожие и светловолосые, высокие и гибкие Лесовики, само собой, всем прочим местам предпочитали лесные дебри.» (Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»)
          По итогам наиболее общей систематизации был выделен следующий стандартный набор штампов, в том или ином виде фигурирующих в большинстве вымышленных миров классического поджанра фэнтези.
          - - Эльфы — древняя раса, похожая на людей; обычно обладают магическими способностями и слишком долго живут, потому как живут в экологически чистых лесах и ревностно охраняют свою среду обитания от остальных презренных рас, в перерывах почитают изящные искусства .
          - - Гномы — бородатые, скандальные и, зачастую, жадные подземные карлики крепкого телосложения, увлеченно занимающиеся горным и кузнечным делом.
          - - Орки или гоблины — обезьяноподобные воинственные и мстительные твари (измененные Тьмой эльфы), которые рубятся со всем, что передвигается, при каждом удобном случае; в некоторых интерпретациях — «на лицо ужасные, добрые внутри».
          - - Полурослики (существуют варианты названий) — производные от хоббитов Толкиена; человекоподобные существа с волосатыми пятками - малость повыше гномов - характер устойчивый, нордический, но, опять-таки, есть варианты.
          - - Тролли или огры — горные великаны и/или людоеды — сильные твари с невысоким интеллектом, любят топтаться по тем, кто им не улыбнулся.
          Силы Тьмы часто изображаются авторами в соответствующей атрибутике (схожей с прикидом гОтов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Дресс-код сил Света не столь регламентирован, но, по правилам, хотя бы какой-нибудь деталью туалета должен быть ориентирован на стиль одежды представителей христианской церкви.
         
          РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
         
          Речь героев классического фэнтези, как правило, имитирует стилистику «языка средневековья» - она временами витиевата, излишне патетична, экспрессивна и поэтична; допускается использование историзмов для воссоздания эпохи. Этимология имен персонажей и топонимов апеллирует к скандинавской и саксонской традициям.
          «Орастес облегченно вздохнул, наконец избавившись от страшного камня, пылающего теперь в пальцах Ксалтотуна.
          - Его украли у меня очень давно, - продолжал тот. - Это кровавое сердце тьмы, несущее проклятие и зло... А какой сейчас год?
          - Конец года Льва, - ответил Орастес. - Три тысячи лет после падения Архерона.
          - Три тысячи лет... - как эхо пробормотал Ксалтотун. - Так много... А вы кто такие?
          - Меня зовут Орастес, я бывший жрец бога Митры. Этот человек - Амальрик, барон фон Тор из Немедии; тот - Тараскуз, младший брат короля той же страны. А вот этот высокий - Валериус, законный наследник трона королевства Акулония...» (Р. Говард «Час дракона»)
          -------------------

          После очевидного успеха эпического творения Дж.Р.Р.Толкиена в лагерь создателей фэнтези переметнулись такие крупные фантасты как У. Ле Гуин, М. Муркок, Р. Желязны. И так уж вышло, что именно их саги выделяются на фоне прочих, - как вполне сравнимой с толкиеновским замыслом масштабностью, так и самобытностью.
          Несмотря на то, что пик популярности классического фэнтези миновал в прошлом веке, некоторые писатели продолжают вполне успешно работать в этом направлении до сих пор.
          Остальные версии фэнтези образовались на стыке жанров — огромный простор для творчества (даже если не получится классифицировать ваш труд однозначно, процесс может быть увлекательным). Тем более, что среди всей этой неразберихи попадаются действительно неплохие произведения, чьи авторы, отбрыкавшись от штампов/канонов классики и дав волю фантазии, грамотно переложили свои идеи в интересные тексты.
          Несколько слов о наиболее общих приемах в этой группе поджанров.
          Для фэнтези мистического, метафорического и «ужасного» свойственно отнесение действия к современности и совмещения фантастических событий с повседневными декорациями, неплохо работает метод попеременного введения и снятия фантастической посылки (помещение героев в «истинную реальность» и вывода из нее), также интересный эффект дает максимальное приближение вымышленного мира к исторической действительности.
         
          ВАРИАНТ КЛАССИФИКАЦИИ:
         
          ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ
         
          [фэнтезийный мир=альтернативная история] + магия.
          Фэнтезийный мир приближен к исторической действительности.
          Сюда же, зачастую, относят и «темное фэнтези» (фентези/готика + альтер. история) — более мрачных оттенков фентезийный мир, довольно близкий к реальности средневековья и отличающийся натурализмом изображения различных сторон жизни героев .
         
          ГОРОДСКОЕ ФЭНТЕЗИ
         
          [фэнтезийный мир = существующей реальности] + магия&мистика.
          В реальном (или параллельном, близком к существующему) мире смесь магии и мистики носит скрытый характер и проявляется «под определенным углом зрения» ( либо в определенные моменты). Альтернативное определение этого направления — магический реализм. Сюда же относят супергеройские комиксы и фэнтезийный хоррор.
         
          ТЕХНОФЭНТЕЗИ
         
          [фэнтезийный мир + магия&технологии]
          В фэнтезийном мире научные и технологические достижения соседствуют с проявлениями волшебства, или где наука/магия трансформируются друг в друга.
          Границы поджанра размыты, часто технофэнтези относят к научной фантастике.
          Более того, существует ещё и такой термин, как «научное технофэнтези» (магические миры, где присутствие технологий обосновывается космогонией).
          Также к технофэнтези иногда относят произведения в духе New Weird («Новые странные» - группа авторов, объединившихся под лозунгом «спасти фэнтези из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина!»). К примеру, в романе одного из основателей «Новых странных», Ч. Мьевилля , магия соседствует с мутантами, киборгами, искусственным интеллектом и технологиями будущего (вроде «ВК» в «Матрице»). Миры в произведениях этого направления максимально логичны, хоть и выглядят не особо привлекательными, но чтение сих опусов весьма познавательно.
         
          ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ
          [ироничное переложение героического фэнтези]
         
          Поскольку жанр фэнтези близок авантюрному роману, какая-то доля юмора заложена в нем априори. Необходимое же условие успеха произведения, позиционируемого как юмористическое, — литературный вкус и оригинальное чувство юмора автора; сюжет как таковой, будь он хоть трижды фэнтезийный, сам по себе тут не столь важен.
          Такое положение дел показалось заманчивым для немалого количества российских писателей, и в данном поджанре быстро организовалась славянское направление. И большинство имеющегося на сегодняшний день Славянского фэнтези относится именно к юмористическому или пародийному поджанру. Это направление выросло из народных сказок и тесно с ними связано: самыми востребованными персонажами Славянского фэнтези являются — Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч и Леший за компанию с кикиморами.
          
          ЖЕНСКОЕ ФЭНТЕЗИ
         
          [ историческое фэнтези а ля дамский роман], [городское фэнтези а ля он же], [технофэнтези а ля он же], [героическое фэнтези а ля он же] и [предыдущий вариант в ироничном изложении].
          Во всех вариациях на первый план выведена любовная линия в соответствующих фэнтезийных декорациях, а противостояние Злу и приключения идут в качестве дополнительных бонусов (статья о женской прозе на http://www.proza.ru/2013/06/15/1684 )
         
          РЕЗЮМЕ
         
          - Жанр фэнтези существует! (начиная со средних веков) и делится на поджанры:
          а) классическое фэнтези; б) всё остальное.
         
          - Фэнтези в чистом виде сейчас представлено только в героическом/эпическом варианте; всё остальное - смесь литературных направлений. В жанре фэнтези пишутся исторические, приключенческие и любовные романы, мистические триллеры, философскую притчи, детективы, пародии и пр.
         
          - Жанр отлично подходит для тех, кому тесно в узких рамках, - есть место где развернуться фантазии.3
         
          - Женщины способны создать дамский роман из любого литературного направления и жанра.
         
          - «ВК» Толкина никто до сих пор не переплюнул, и вероятно, уже не переплюнет (да и зачем?).
          И в завершении — цитата:
          «Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность… по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся...» (Д. Мартин)
         
          Пишите и не ограничивайте себя в мечтах!
          ===
          в статье систематизирована часть (выборка на совести автора статьи) материалов по теме из следующих сетевых ресурсов:
          http://olmer.ru/arhiv/text/ fantasy /7.shtml
          http://world.webhost.ru/Fen.html
          http://samlib.ru/e/estell_gd/1223.shtml
          http://www.temniykot.narod.ru/loginovfantasy.html
          http://lurkmore.to/
          http://ru.wikipedia.org/wiki/
          и обсуждения по итогам конкурса « фэнтези » на  К2  http://www.proza.ru/comments.html?2013/01/13/1167
         
          © Copyright: Конкурс Копирайта - К2 , 2013
          Свидетельство о публикации №213062401857
         
          Рецензии http://proza.ru/comments.html?2013/06/24/1857
         


Рецензии