Виктор Минкин, - Я не подстраиваюсь под современно

    Неброская природа среднерусской полосы, глубина и пространство, минимализм деталей и стремление проникнуть в жизнь простых людей – вот главные атрибуты произведений художника.

    Вероника Шелякина, побывала в гостях у народного художника РФ, Виктора Минкина и взяла небольшое интервью.

… о неиссякаемых источниках вдохновения

    – Я не люблю коллективные пленэры. Меня часто приглашают на них, но я отказываюсь. Мне нравится работать одному. Езжу писать этюды на свою родину, в Путятинский район. Я родился в глухой деревне Малиновке. Когда там закрыли начальную школу, мы переехали с родителями в соседнее село Унгор. На моих пейзажных полотнах в основном Унгорские виды. Я пишу то, что близко и созвучно моей душе. Делаю наброски с натуры, а потом уже работаю на холстах в мастерской.

    Раньше меня знали в России в основном как портретиста. На всесоюзных выставках я представлял портреты людей, которые жили рядом: колхозников, трактористов, доярок, механизаторов… Меня интересовал внутренний мир, сущность человека, его душа. Я старался показать нравственную чистоту и подлинную глубину реальной народной жизни. Я никогда не работал по заказу и не писал того, с кем был плохо знаком. Делал портрет матери, отца, сестры, своих наставников, близких друзей, среди которых поэты  – Валентин Сафонов, Борис Шишаев. В последнее время пишу в основном пейзажи и натюрморты.

… о тех, кто вывел в мастера

    – В школе-семилетке, где я учился, работал талантливый педагог, профессиональный художник Серафим Гаврилович Володин. Именно он разглядел мою тягу к рисованию. После окончания школы я поступил в Рязанское художественное училище, где одним из моих наставников был Петр Ильич Будкин. На мой взгляд, его можно считать великим живописцем рязанского края. Его дипломная работа в историческом жанре «Ползунов  – изобретатель паровой машины» в послевоенные годы печаталась на страницах журнала «Огонек».

    Училище я закончил с красным дипломом и поехал поступать в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.  Репина при Академии художеств. Конкурс был огромный. На живописный факультет тогда принимали около тридцати человек со всего Советского Союза. Не всех даже допускали к вступительным экзаменам. С первого раза в институт я не поступил  – не прошел по конкурсу и вернулся обратно в деревню. В течение года жил дома и готовился к академии, уже зная, какого плана работы нужны для поступления. На будущий год мне поставили «пятерку» по живописи за портрет с руками, что было большой редкостью на вступительных экзаменах. Поэтому в институт я поступил уже без проблем. Мне посчастливилось учиться у крупнейших мастеров живописи того времени, которые оказали влияние на становление моей творческой индивидуальности.

    Сначала я попал в мастерскую к известному живописцу Андрею Андреевичу Мыльникову. Он практически никогда не брал у своих студентов кисточки в руки, чтобы что-то исправить в их работах  – предпочитал объяснять все на словах. А у меня неожиданно взял кисть и сделал несколько мазков. Ребята сразу сказали мне: «Все, Витя, больше не прикасайся к холсту, оставляй его на память».

    Спустя некоторое время я понял, что мне гораздо ближе станковая живопись, чем монументальное искусство. И перешел в мастерскую к Виктору Михайловичу Орешникову, но в то время у него были серьезные проблемы со зрением, поэтому фактически преподавал у нас Борис Сергеевич Угаров. Он был ректором института и последним президентом Академии художеств СССР. С распадом Советского Союза она была переименована в Российскую Академию художеств. В отличие от Андрея Андреевича Мыльникова он любил исправлять недочеты в работах своих учеников. Брал кисточку и наглядно показывал практические живописные приемы.

    После окончания института мне предлагали остаться в творческой мастерской при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Но в последний момент я все-таки ¬уехал в Рязань, где мне предложили взять в свое распоряжение мастерскую. Это сыграло не последнюю роль в моем решении вернуться на родину.

…о влиянии стремительного века

    – Я не подстраиваюсь под современность, иначе жизнь пройдет мимо, и ничего стоящего не сделаешь. В творчестве не надо гнаться за открытиями, они сами придут, если художник качественно выполняет свою работу и ответственно относится к своему делу. Безусловно, время не стоит на месте. Изменился политический строй, стал иным подход к образованию. Однако наш стремительный век на меня не влияет. Я стараюсь как в жизни, так и в творчестве сохранять свою индивидуальность. У меня нет компьютера, я пользуюсь простым мобильным телефоном, в котором умею нажимать пару кнопок. Конечно, я могу запросто освоить современные технические средства. Но какая мне от них польза, если я не чувствую в них надобности?

…о потребностях души

    – В 70-х годах я занимался фотографией. У меня был фотоаппарат «Зенит», я проявлял пленку, мне это было очень интересно. Сам процесс был увлекательным, это целая технология. А сейчас появились цифровые камеры. Вроде бы назначение и процесс один и тот же, но ощущения и результат  – совершенно разные. Тяга к фотоделу у меня остыла.

    Люблю слушать классическую музыку. У меня в мастерской стоит шкаф с пластинками Скрябина, Шостаковича, Вивальди, Моцарта, Бетховена и других композиторов. Когда еще учился в институте в Петербурге, мы с другом часто ходили в консерваторию на концерты. Живопись и музыка – потребность души. Кстати, духовное песнопение «Свете тихий» Сергея Рахманинова послужило названием моей персональной выставки, которая откроется в Академии художеств в Москве, и очень созвучно моей живописи.

Оберегающее искусство

    В Москве, в Российской академии художеств, открылась персональная выставка народного художника России Виктора Минкина.

    В экспозиции, приуроченной к 70-летию мастера, представлено более 100 живописных полотен  – пейзажи, портреты, натюрморты. В своем творчестве Виктор Минкин верен русской реалистической традиции.

    В его пейзажах равнинные панорамы с высоким небом и расстилающейся внизу землей, лесные тропы, окрестности родного села Унгор. Русская деревня для художника остается неиссякаемым источником вдохновения.

    – Для меня эта выставка очень ответственная, она вторая по счету в Академии художеств, первая была в 1996 году. За двадцать лет здесь многое изменилось, да и мое творчество не стояло на месте. Я рад, что мне посчастливилось увидеть свои полотна в этих залах и посмотреть, что удалось в них, а что нет, – говорит Виктор Минкин.

    Виктором Минкиным создана портретная галерея его односельчан, родных и друзей, коллег по творческому цеху. Живописец показывает разнообразие человеческих судеб и характеров, утверждает лучшие качества в человеке: мудрость, доброту и любовь. В своих натюрмортах Виктор Минкин стремится показать красоту предметов, хранящих теплоту человеческих рук. Его работы отличают неброская цветовая гамма и минимализм деталей.

    С открытием персональной выставки Виктора Минкина поздравили вице-президенты Российской академии художеств Виктор Калинин и Андрей Золотов, исполнительный директор Рязанского землячества в Москве Юрий Васюнькин, министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов, председатель Рязанской областной Думы Аркадий Фомин, руководитель Рязанского отделения Союза художников России Алексей Анисимов, друзья и коллеги живописца.

    Во время открытия экспозиции Виктор Минкин был награжден золотой медалью имени В.И.  Сурикова за выдающийся вклад в изобразительное искусство России. А рязанскому областному художественному музею была вручена благодарность за активное сотрудничество с Российской академией художеств.

    Виктор Алексеевич Минкин

(Родился, 9 июля 1947, д. Малиновка Можарского района Рязанской области) – советский и российский живописец, народный художник Российской Федерации (2007 г.), член-корреспондент Российской академии художеств (2012 г.), член Союза художников России.

Биография:

    Родился 9 июля 1947 года в д. Малиновка Можарского (ныне Путятинского ) района Рязанской области, детство провел в расположенном рядом селе Унгор (1958 – 1961), где окончил семилетнюю школу. Отец работал в сельсовете, затем колхозе и совхозе, мать трудилась сельской учительницей. В семье так же воспитывались сёстры Татьяна и Вера.
 
    В 1966 году с отличием окончил педагогическое отделение Рязанского художественного училища (1961-1966; преподаватели: Б.П. Кузнецов, А.Н.     Молчанов, П.И. Будкин. Дипломная работа «После выпускного вечера» (руководитель П.И. Будкин).

    В 1967 году поступил и в 1973 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (мастерские А.А. Мыльникова, В.М. Орешникова, Б.С. Угарова, В.А. Горба, В.И. Рейхета, А.А. Деблера. Дипломная работа «Деревня строится» (руководитель В.М. Орешников)
 
    В 1973 году преподавал в Рязанском художественном училище.

    С 1974 года Минкин постоянный участник областных, республиканских, всесоюзных, зональных и всероссийских выставок, экспонировался в Российской Академии художеств в Москве, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в музеях и выставочных 
залах Рязани, Тулы, Коломны, Воронежа, Липецка, Кирова, Йошкар-Олы, Смоленска, Орла, Белгорода.

    Живёт и работает в городе Рязани.

Творчество:

    В.А. Минкин посвятил себя прославлению сельской глубинки, тружеников земли Рязанской. Центральное место в его творчестве занимает пейзаж, работает в жанре портрета и натюрморта. Для мастера характерна лаконичность образов и композиций, лёгкая, как бы дымчатая манера письма, наиболее проявляемая в работах позднего периода. Произведения В.А. Минкина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина, Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского, Липецкой областной картинной галерее, Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, в Тульском музее изобразительных искусств, Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Музее изобразительных искусств Республики Мари-Эл, в выставочном зале «Родина» г. Белгород и других коллекциях.

Признание и награды:

• 1994 – Заслуженный художник Российской Федерации
• 1997 – Серебряная медаль Российской Академии художеств
• 1998 – Медаль «В память 850-летия Москвы»
• 2007 – Народный художник Российской Федерации
• 2012 – Член-корреспондент Российской академии художеств
• 2017 – Золотая медаль имени В. И. Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России»

    В этом году Виктору Минкину исполнится 73 года, и мне хочется пожелать ему здоровья, творческих сил, активности. Он та фигура, на которую может опираться Союз художников, крупный русский пейзажист XXI века.

    Материал подготовлен на основании источников интернета.

                Владимир Грачев,
                пос. Тазовский, 05.03.2020 г.

   *** P.S. Виктор Минкин скончался в апреле месяце 2022 года. Похоронен в селе Унгор на сельском кладбище...

  Мои соболезнования родным и близким крупного русского пейзажиста XXI века.

  Жаль...


Рецензии
Вот такие они - настоящие герои нашего времени.
Хотелось бы и картины Виктора Минкина увидеть.
Всего наилучшего, Владимир. С уважением,

Марина Клименченко   30.09.2020 11:29     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и прекрасный отзыв, Марина!

С уважением,

Владимир Грачев 2   01.10.2020 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.