Главный фильм моей жизни

     Это признание самого  Владимира  Михайловича Зельдина о фильме Ивана Александровича Пырьева «Свинарка и пастух». И ещё Зельдину нравились слова, произнесённые кем-то: «Нет, всё-таки  прав тот умник, который сказал, что наши воспоминания – это единственный рай, из которого нас никто не выгонит взашей». Поэтому давайте и мы начнём с них.
 
      Владимиру Михайловичу Зельдину 10 февраля  исполнилось 105 лет со дня рождения. Родился он в городе Козлове, получившем впоследствии название  в честь своего земляка, известного ботаника и биолога Ивана Мичурина. Зельдин во все времена питал, как он признавался, «неизъяснимую нежность к таким же маленьким городам» - с    одноэтажными деревянными домиками, садами, заросшими  палисадниками и булыжными мостовыми.

     Мать Анна Николаевна Попова была учительницей младших классов. Отец, Михаил Евгеньевич Зельдин – музыкант и дирижёр, военный капельмейстер.

     В детстве, как и многие дети, Володя любил покривляться перед зеркалом, не смущаясь  гостей, и радовался, когда они громко хохотали и аплодировали ему.  Отец аплодировал вместе со всеми, но желания сына танцевать в балете не воспринимал.  В 12 лет мальчик пытался поступить  в Хореографическое училище на отделение характерных танцев. Но отец страстно мечтал, чтобы сын стал музыкантом: Михаил Евгеньевич  и к танцам и к балету  относился негативно. И от мечты пришлось отказаться.

     Постепенно Володя утешился. Его увлекло иное, он возмечтал о военном поприще.  «Море, корабли, моряки, белая нарядная форма, белые перчатки, золотистый кортик на боку!». Одним словом, как говорил подросток, его привлекла романтика.

     Но в военное училище его не приняли из-за плохого зрения. В итоге Зельдин волей случая оказался всё-таки в театре и стал одним из любимых актёров.  Он успел сыграть несколько спектаклей, прежде  чем приступил к съёмкам своего любимого фильма.

      Фильм «Свинарка и пастух» начали снимать в апреле 1941 года.  Съёмки проходили на Домбае, в Кабардино-Балкарии. Как вспоминал впоследствии Владимир Михайлович:

      -   Натура там была потрясающая: живописные дороги серпантином, ледники красоты необыкновенной, буйная зелень, горы, будто плюшем обёрнутые. Около тысячи овец специально для нас перегнали с пастбища  на съёмку. Натура была потрясающая, а съёмки очень трудные. Каждый день съёмочную и звуковую аппаратуру на быках и ослах приходилось поднимать в горы на высоту 2400 метров. У актёров кружилась голова, болело сердце от перегрузок и перепадов давления. Война началась, когда мы уже сворачивали экспедицию.

     Пырьев сразу ушёл добровольцем на фронт. Зельдину дали направление в танковое училище.

     Но через несколько недель вышел приказ министра кинематографии продолжить съёмки фильма «Свинарка и пастух». В Москве уже начались бомбёжки. Сибирь снимали  в павильонах «Мосфильма», зимой. А сцены на  Выставке снимали    прямо на ВДНХ. В две смены: с июля по ноябрь.

     Для нас, детишек послевоенного поколения, этот фильм стал самым любимым. Всё завораживало нас: и герои фильма Владимир Зельдин  и Марина Ладынина (мы чаще называли их Мусаибом  и Глашей), и сюжет, и горы, которые мы впервые увидели  в фильме.

     А песня…  Она стала для нас настолько родной, что, играя на своей любимой скамеечке в «испорченный телефон», мы непременно перемежали эту игру нашей песней:
      - И в какой стороне  я ни буду,
        По какой ни пройду я траве,
        Друга я никогда не забуду,
        Если с ним повстречался в Москве.

     А ведь мы не просто повстречались в Москве, мы родились в ней. Значит, дружба наша останется с нами навсегда. Мы были уверены в этом!

      Лет в десять родители повели меня в Театр Красной Армии. Мама удивила меня, что актёр, который исполнял главную роль в кинофильме  «Свинарка и пастух»,  будет в этом спектакле не только петь, но ещё и танцевать.

      Подходя к театру, я невольно остановилась, как вкопанная. Такого огромного здания, да ещё в форме пятиконечной звезды я никогда не видела. Как мне потом рассказал папа, здание театра оформлено из 96 колонн, высотой 18 метров. В первоначальном варианте здание должно было представлять собой постамент, на самом верху которого планировалось установить скульптуру красноармейца. Однако эта идея не была реализована.

      Войдя в театр, снова была поражена. Невольно вспомнилась  мамина фраза: «Театр начинается с вешалки». Мы так привыкли к театральной суматохе около раздевалки…   А здесь  - огромный холл. Этот полукруг как бы обнимает всех входящих и радуется, что чем нас больше, тем лучше. Такая открытость души, такое гостеприимство.

     Я едва дождалась открытия занавеса. Не помню, узнала ли я его, всё-таки он был загримирован. Но как только прозвучали первые звуки песни, я даже подпрыгнула в кресле: «Он!».

     Игра его была необыкновенна. А когда к ней присоединились  темпераментные танцы, я была просто в восторге. Не раз мне впоследствии доводилось наслаждаться энергетикой Альдемаро  в исполнении Зельдина. Она была просто бешеная. Иначе спектакль не продержался бы на сцене 30 лет.

      Много ролей исполнил в течение своей творческой карьеры Владимир Зельдин, однако, по его признанию: «Только в 1977 году ко мне пришла роль, которую я считаю подарком судьбы, - барон Мюнхгаузен в «Комической фантазии»  Григория Горина».

      Оказалось, фильму Марка Захарова и Григория Горина  «Тот самый Мюнхгаузен» исполнялось 25 лет. Этот юбилей решили отметить на арене. В нём принимали участие артисты Ленкома. Но и для своего друга  Зельдина Горин придумал соло. Владимир Михайлович был очень горд этим: ведь именно он первым исполнил его Мюнхгаузена и очень гордился, что первым произнёс в финале спектакля слова, ставшие теперь крылатыми: «Серьёзное лицо – ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

      Зимой 2003 года на сцене Театра Красной Армии начались репетиции мюзикла «Человек из Ламанчи». Режиссёр Юлий Гусман решил подарить на старости лет своему другу возможность  встретиться «с лучшим героем  лучшего романа нескольких эпох».

      Владимир Михайлович принял  предложение с восторгом: он давно мечтал об этом герое, герое, может быть не очень современным, но очень дорогом для него. В «Человеке из Ламанчи»  Дон  Кихот ещё и поёт, и танцует. Ну, пританцовывает, учитывая его возраст. «Что может быть заманчивее для актёра, который всю жизнь танцевал, танцы обожал и впервые прославился именно в мюзикле. Просто так это тогда не называлось» - рассуждал Зельдин.

      И как бы в продолжение  дополняет:
     -    Собственное мнение иметь всегда старался, хотя никому его не навязывал… Что делать, если я до сих пор уверен: скромность – лучшее украшение мужчины и творческого человека. Главными человеческими качествами я почитаю любовь, доброту и способность к состраданию.

       Как члену Объединённого Совета ветеранов Союза журналистов России, мне частенько приходилось  заглядывать в Центральный   Академический Театр Российской Армии. Это была не только дружба актёров и зрителей. Многих наших коллег связывала и ещё одна привязанность к творцам театра: мои коллеги писали в своё время о них очерки, книги.  Потому-то в первом ряду нового спектакля сидели участники Великой Отечественной войны.

      В коридорах, холлах, в лифте бывали и мимолётные встречи с Зельдиным. Но его возраст и занятость не позволяли мне отнимать у него время. Мы здоровались, пересекались какими-то фразами.

      Но однажды мне повезло: коллеги поручили мне поздравить Владимира Михайловича с его новой ролью в спектакле «Человек из Ламанчи». От волнения я боялась, что пожухнет не только красочный букет, но и я сама.

      Наконец, спектакль закончился, я поднялась на сцену, успела произнести только взволнованные слова и вручить букет, как из-за занавеса выглянуло  счастливое лицо его любимого приятеля Валентина Гафта. Начались объятия, личные беседы…

      И мне ничего не оставалось, как ретироваться со сцены.
      Для меня она оказалась последней встречей : 16 октября 2016 года  Владимир Михайлович Зельдин умер.
      


Рецензии
Владимир Михайлович Зельдин - человек-легенда! Здравствуйте, Раиса Сергеевна! С удовольствием прочитал Ваш рассказ о нём и Ваши тёплые воспоминания о встречах с этим замечательным артистом. Спасибо большое!!! Мчусь на службу-работу... Дел очень много, а у самого долг перед читателями Прозы.ру - нет времени завершить свою мини-повесть о "киношных приключениях" Женьки Коляшина. Если не сегодня, то завтра допишу финальную главу. И пусть сегодня 22 июня на календаре (День памяти и скорби - начало Великой Отечественной войны) я желаю Вам бодрого настроения, Раиса Сергеевна. Всё будет хорошо! До связи! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   22.06.2023 07:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.