Саша из Электростали. Вагонная зарисовка

Скорый поезд Москва-Архангельск. Еду на малую Родину. В вагон садятся призывники, четверо молоденьких угловатых мальчиков из подмосковья: Серпухова, Электростали, Химок и Зеленограда.

Все как на подбор - в очках, худенькие, похожие на отличников, и какие-то трогательные в своей новенькой форме. Все четверо едут с офицером в военную часть, в Северодвинск. Там учеба, а дальше - в "элитную" ракетную часть в Мирный. Знаю не по-наслышке, что берут в эти части самых продвинутых в электронике, уравновешенных, способных думать парней. Из хороших семей, как в кремлёвский полк... К нам в купе на верхнюю полку поселили Сашу из Электростали.
Саша симпатичный, открытая улыбка, доверчивый взгляд. На лице – неподдельный интерес к жизни и окружающим. Представились друг другу. Тут же выяснилось, что дома у Саши остались родители, а  старшая сестра недавно вышла замуж. Он, улыбаясь, рассказал: «Сестра  недавно замуж вышла, за аспиранта в институте. Отец - программист, мама – учительница начальных классов. Мне тоже нравится программирование, компьютер».
 Саше очень идет  форма – синяя футболка, толстовка и брюки защитного цвета, заправленные в сапоги. Всё новое, пахнет чистотой. От Саши тоже пахнет приятно: молодостью, здоровьем, земляничным мылом.

Саша попросил меня встать, вытащил из-под нижней полки свою сумку, поставил ее на мою только застеленную белоснежную простынку. У меня первая  мысль: «Вот чурбан! Не понимает, что сумка грязная? Не видит, что ли, что чистая постель!» - Смотрю на него неприязненно. Думаю: «Молодой еще, а может и вправду, не видит…»
Саша вдруг, словно прочитав мои мысли, испугался: «Ой, простите, я не подумал, что сумка на полу стояла!» Я кивнула, извиняюще. Он снял сумку и, отряхнув мою простынку, присел на краешек. Потом  начал вслух думать, изредка на меня поглядывая:

- Так... Что мне из сумки достать? Телефон, наверное. Воду. Еду…А можно на простынку положить?
Я кивнула. Выложил все на мою постель. Достал ботинки в пакете. Держит.
- А ботинки под полку убрать? Или оставить? Одежду и шапку уберу наверх. Главное, оставить то, что мне понадобится…
И посматривает. Одобряю я, или нет. Наверное, так заведено в семье. Саша – младший, любимый сын. Послушный. Мама и сестра, наверное, опекали, советовали…Я кивнула. Положи, говорю, если сомневаешься, на верхнюю полку. Он так и сделал.

Очень скоро я пожалела о своем совете. Потому что сверху на меня, с галантными Сашиными «извинениями» начали падать вещи. Сначала очки, потом телефон, потом полотенце. Потом мешок с мусором и выпавшим из него огрызком  яблока…
Принесли белье. Саша собрался стелить. Потрогал запечатанный пакет:

- А белье распечатывать? И смотрит на меня. Ждет команды.
- Ни в коем случае! На пакет с бельем нужно смотреть. Не стелить! А то кто-нибудь грязную сумку поставит…
Мы уже все втроем, с моим мужем и попутчицей Катей, девушкой из Питера, хохочем. Саша покраснел, но не обижается. Застелил. Чуть погодя спросил, выбросить пакет от белья  или оставить? – Оставь, сынок! Пригодится под мусор. Оставил. Залез на вторую полку спать.

Муж принес на троих чай. Мы напились чаю с пряниками. Саша проснулся, слез с полки и, глядя на пустые чашки, спрашивает:
- Вам принести чаю?
- Нет, спасибо. Можешь унести чашки и помыть.
 Мы все с интересом наблюдаем за его реакцией. Он вскидывает детские глаза. Такой высокий, в своей синей толстовке со звездой и надписью: «Армия России». Обиделся:

- Ну вот еще! Не буду я ваши чашки мыть. И хлопает глазами, как бычок из мультфильма.
Ооо! Не будешь? Да шутим мы, шутим, сынок! Сейчас отнесём проводнику. Саша подумал, взял наши чашки и сам отнес.  Мой муж, довольно улыбаясь,  вытащил  книгу и улегся  читать. А я, улегшись и сделав вид, что сплю,  начала прислушиваться  к тихому разговору Саши и Кати.
 Молодые люди успели уже познакомиться поближе. Катя – студентка, учится  в педагогическом институте. Изучает  английский язык.  По разговору чувствуется – Саша решил не ударить «в грязь лицом».
Ребята немного поговорили по-английски. Вскоре выяснилось, что Саша любит поэзию и даже читал в подлиннике Байрона. С удивлением и интересом услышала я  Сашины рассуждения о Пушкине и Байроне, которые никогда не встречались, хотя были современниками. Но каждый из них по-своему, гениально отразил эпоху в своих пророческих стихах.
- А что ты любишь делать, когда остаешься один? – спросила вдруг Катя.
- Люблю читать. Читаю иногда всю ночь, если книжка интересная. Недавно Гришковца  перечитывал. Ты знаешь его спектакль «Как я съел собаку?» Еще он про службу на флоте так классно рассказывает! Легкий язык, простой. Ну, еще я в компьютерные игры люблю, домашние пироги и мороженое…
Саша задумался, видно вспомнил домашнюю еду и то, что ему теперь долго не придется ее отведать.
- А по маме скучаешь? Я когда уехала из Архангельска, всё время своей маме звонила, потом привыкла. В Питере хорошо жить! Но домой всё равно тянет…
- Мне жалко, что так далеко везут! Но я же солдат. Куда сказали, туда и поеду. Отец мне всегда говорил: «Маму и сестру защищать пойдешь, сынок!»
- А девушка у тебя есть?
- Нету. Вообще-то школьные подруги есть, одноклассницы. У нас класс дружный был! А у тебя есть друг?
- У меня парень в Питере, Сережей зовут. Мы из  одной группы. Наверное, скоро поженимся, он мне сделал предложение неделю назад.
- Я тоже, наверное, женюсь. Когда из армии вернусь. Встречу «свою половинку»,  и женюсь. И дети у нас будут. Не меньше двух. Мы с сестрой, когда росли, я чувствовал, что не одинок, что выговориться  можно, поделиться проблемой. Одному трудно. А ты одна?
- Нет, у меня тоже сестра, только младшая. Мы с ней дрались в детстве, вечно конфликтовали. А сейчас – лучшие подруги!
Саша помолчал и вдруг спросил:
- Катя, а ты веришь в Бога?
- Ну, да.  Я крещеная с детства. В церковь, правда, не хожу, не исповедуюсь. Но родители верующие, и в храм ходят. А ты?
- Я тоже крещеный. В Бога верю. Евангелие читал. И родители верующие. Сестра с мужем венчались. В армии без веры нельзя, да и в жизни…   
Саша и Катя еще долго говорили: о будущей профессии, о семье. О вредных привычках и их последствиях, приводили примеры своих знакомых.

Я слушала ребят, присматриваясь к новобранцу Саше, и думала: вот бы посмотреть на этого парня через год! А вечером я попросила Сашу разрешения сфотографировать его - на память о встрече. Он  немного  подумал, улыбнулся  и  разрешил.


Рецензии
Совсем мальчишка). Но из армии вернётся другим человеком.

Надежда Розенбаум   12.04.2021 15:52     Заявить о нарушении
Тоже так думаю. Надя, у вас доброе и чуткое сердце.

Галина Пухова   12.04.2021 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.