Бесплатное жилье в СССР и другое

Сегодня в России сохранились самые лучшие воспоминания о СССР.

Первое: пенсии были 132 рубля.
Второе: квартиры давали бесплатные.
Третье: колбаса за 2.20
Четвёртое: проезд на трамвае стоил три копейки
и так далее.


1) Начну с пенсий.

Пенсии в СССР начислялись по довольно сложной схеме. Существовали добавки к пенсии за стаж.
При зарплате свыше 100 рублей пенсия выплачивалась в размере 50% от заработка. По желанию граждан, в зачёт мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Зарплата была различной в разные годы Советской власти.
Некоторое представление о величине зарплат даёт следующая выписка о средних зарплатах в СССР по годам[1]:

1960 —  80 р.
1970 — 122 р.
1980 — 169 р.
1985 — 190 р.


Так что, до 1980 года мало кто мог получать пенсию размером 132 рубля.

Зарплаты сильно отличались по отраслям и профессиям. Работник чёрной металлургии зарабатывал больше, чем тот, кто трудился в сельском хозяйстве, а кузнец — больше бухгалтера или библиотекаря.

Для сельских жителей максимальная пенсия была установлена в 120 рублей, для городских 132 рубля.

Если металлург при зарплате в 300 — 400 рублей в месяц и достаточно большом стаже работы ещё мог ожидать пенсию в 132 рубля, то работник торговли со средним заработком в 150 р. имел право рассчитывать лишь на половину своей зарплаты плюс возможные надбавки.

Колхозникам пенсии начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан — всего 12-20 рублей в месяц. До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60.

Отсюда вывод: пенсии в 132 рубля в СССР получали далеко не все граждане СССР, в лучшем случае, один из 20 работников.

2) Теперь о бесплатных квартирах.

В каждом городе существовал план застройки города. Если предусматривался значительный рост населения, то денег на строительство жилья городу отпускалось больше. Если же существенного роста населения не предусматривалось, денег выдавалось меньше и, соответственно, намного меньше строилось жилья.

Довольно быстро — порою через год-два — получали жильё строители

Крупные предприятия имели ведомственное жильё и строили жильё на собственные средства. При этом 10% от жилья предоставлялись горисполкому. Сюда вселялись участники ВОВ, пожарники, милиционеры, далее шли очерёдники по списку.

Вот им-то, стоящим в общей городской очереди, ждать приходилось дольше всех. Рядовым работникам медицины, культуры и образования на скорое получение жилья надеяться не приходилось.

Очень трудно было получить жилье работникам небольших организаций, не имеющих собственного жилого фонда – различных НИИ, проектных институтов и так далее.

Существовало ещё служебное жильё для военных и работников ЖКХ.

Таким образом, хотя жильё и было бесплатным, и отчисления с зарплат на государственные нужды производились со всех работающих, кто-то получал квартиры через год-два, а кто—то — через 20 лет работы.

Жильё выдавалось гражданам не в собственность, а в бессрочное пользование квартиросъёмщику и лицам, проживающим с ним.
С одной стороны, это не позволяло неосмотрительным людям опрометчиво продавать своё жильё. С другой, было затруднительно получить квартиру после умерших родственников, даже родителей, если те были прописаны в другом месте. Чтобы получить такое жильё, люди шли на различные хитрости.

3) Ну, и о колбасе по 2.20. В СССР, ввиду отсталости сельского хозяйства и его низкой производительности, потребительские цены на продукты питания порою в разы уступали себестоимости продукции. Сельское хозяйство было дотационным.

Об осталости советского сельского хозяйства и пищевой промышленности можно судить уже по тому, что при виде богатых витрин западных продовольственных магазинов иные впечатлительные советские граждане падали в обморок.

Поскольку зарплаты непрерывно росли, а количество выпускаемой продукции увеличивалось в недостаточной степени, со временем (в 70-80-е годы) многие продукты питания и предметы потребления стали дефицитными. Полностью был нарушен баланс спроса и предложения, что само по себе грозит безопасности государства, поскольку вызывает социальное недовольство масс.

Краху Советского Союза в немалой степени поспособствовал именно дефицит в торговле всего и вся.

Дефицитной в конце 70-х — в 80-е годы стала любая колбаса, за исключением, разве что, конской да ливерной, да и последние далеко не всегда лежали на прилавках магазинов.


4) Трамвай по три копейки.

В начале 60-х годов говорили о том, что скоро проезд на общественном транспорте станет бесплатным, но это счастливое время так и не пришло — коммунизм не наступил. Зато сегодня в некоторых городах стран Восточной и Западной Европы введён бесплатный проезд в общественном транспорте [2].

И даже в столице "вымирающей" Эстонии Таллине с 2012 года введён бесплатный проезд на общественный транспорт: руководство города подсчитало, что затраты на поддержание работы транспорта окупаются, не говоря уже об повышении благосостояния горожан (о чём в России речь, вообще, не идёт — не было и нет у нашего государства такой цели, как повышение благосостояния своих граждан).
Но что немцу хорошо, то русскому смерть.

Раздаются голоса и в России, в частности, в пользу того, чтобы сделать проезд бесплатным хотя бы для школьников. Доходило до того, что малого ребёнка, не имеющего денег на проезд, контролёры в морозы высаживали из автобуса. В последнее время высаживать детей в морозы запретили. Но если на улице тепло, хотя бы и дождь шёл, кондуктор обязан высадить безбилетного ребёнка — пусть даже в 10 километрах от дома.

Вернёмся к трамваю по три копейки. Конечно, себестоимость проезда была намного больше трёх копеек, но остальная часть стоимости оплачивались из городского бюджета.
Бесплатного в мире ничего не бывает, и если где-то чего-то прибавится, то в другом месте столько же отнимется.

Конечно, частично оплату проезда компенсировали и сами городские жители за счёт негласных высчетов из зарплат на общегосударственные нужды (известно, что советские люди получали на руки лишь небольшую часть заработанного). Но была в Советском Союзе наиболее эксплуатируемая категория трудящихся, которая отдавала больше всех, а получала меньше всех.

Это крестьяне, которые до 1961 года составляли большинство населения.

В СССР колхозники многие годы не получали зарплат и пенсий.
Крестьяне также не пользовались общественным транспортом, а передвигались преимущественно пешком или на попутках.
Не ходили они и по чисто выметенному асфальту, а пробирались, зачастую, по грязи или через сугробы.

Подавляющее большинстве крестьян не получало и бесплатного жилья, а строили его сами или покупали дома за деньги.

Колбасу крестьяне могли купить только по большим праздникам, когда её завозили из города.

И даже бесплатной медициной крестьяне пользовались редко.
 
В городе при необходимости человек шёл на приём к врачу. В деревне при недомогании обращались к фельдшеру, который мог поставить диагноз и оказать первичную помощь (дать таблетку, наложить повязку).

В случае серьёзного заболевания человеку приходилось ехать к врачу в райцентр. При отсутствии автобусного сообщения попасть туда было большой проблемой. Поэтому крестьяне запускали многие болезни и не лечились.

Вообще, на больничные сельские жители ходили очень редко, а как-то перемогались или подменялись между собой на работе.
Вряд ли это прибавляло им здоровье и продлевало срок жизни.

Таким образом, многие льготы в СССР существовали, но некоторые из них были либо мало доступны, либо доступны лишь для некоторых категорий трудящихся. И тем не менее, эти и многие другие льготы были и ими пользовались десятки миллионов советских людей.



Ссылки:

1) Фейк о зарплате в СССР в 120 рублей. Реальные зарплаты и цены
   http://arctus.livejournal.com/106646.html

2) Как в Таллине сделали бесплатным общественный транспорт
 


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.