Миллион километров пилота-инструктора Узикова

               
      Миллион километров пилота-инструктора Узикова

   
 -Курсант Узиков, к самолету!
 -Есть!
 Светловолосый, среднего роста крепыш, на ходу натягивая на голову лётный  кожаный шлем с очками, быстро забрался в самолет и привычно побежал глазами и руками по приборам, ручкам и тумблерам.
 Он хоть и простой самолёт, У-2, еще не остывший после посадки предыдущего курсанта, но всякий полет, тем более первый самостоятельный, требует тщательной подготовки.

 Нет. Волнения не было. Учили их хорошо, были полеты с инструктором.
 -От винта!
 Чих-пых! Синий дым вырвался из выхлопной трубы.
 Прогретый поршневой двигатель работает ровно, но все равно надо прогазовать, убедиться, что все в порядке.
 Высотомер на ноль.
 Чехлы, заглушки - сняты, на борту.
 Рули - расстопорены, свободны.
 Левую руку вверх – к вылету готов!
 
Дежурный по стоянке флажком указывает на точку старта  и лёгкий, идеально сконструированный учебный самолет,  порулил по траве.
 Их двое сейчас. Он и самолет.
 Только двое, но огромное небо уже ждет!
 Короткий разбег, отрыв.
 Ручкой, педалями, самолет управляем, двигатель тарахтит ровно -  все под контролем.

   Раннее утро и приятный ветерок своими набегающими струями встречного потока воздуха  холодит лицо в открытой кабине учебного биплана.
 Он в воздухе!
 Он, Колька Узиков - в воздухе!
 Нет ничего приятнее ощущения полета и сегодня, 22 июня 1941-го года он его выполнил – первый самостоятельный полет. Теперь он точно - пилот!

 Узиков Николай Яковлевич  родился 22 апреля 1922 года в небольшой деревушке в Вологодской области. Рано осиротел, вырос в семье родственников и, окончив семилетку, сразу начал работать. Затем, по направлению военкомата, был принят в школу военно-морских летчиков. Изучал устройство самолетов-амфибий и летающих лодок, но она вскоре закрылась и молодой, успешно учащийся курсант, был переведен в учебную авиаэскадрилью гражданской авиации в городе Череповец, где и случилось это самое важное в жизни событие – первый самостоятельный полет.
 
 В тот день начался новый период в жизни. Узиков был призван в армию и вместе со всем учебным подразделением, которое стало именоваться лётным училищем, эшелоном был отправлен в Новосибирскую область, в поселок Купино.
 В холодной Кулундинской степи предстояло организовать учебный процесс и здесь проявились блестящие способности методиста и инструктора, которые были замечены руководством. Николай Яковлевич был оставлен служить пилотом-инструктором училища и на его счету сотни подготовленных пилотов, блестяще летавших на всех фронтах.
 Как и многие сослуживцы, Узиков писал рапорты с просьбой отправить на фронт, бить врага, но имевшего к тому времени большой налет летчика-наставника, оставляли в подразделении – необходимы были не просто пилоты, а хорошо подготовленные.

В 1945-м году авиационное училище было переведено в Егорьевск, Московской области, где Николай Яковлевич и встретил Победу.
 Затем была служба в гарнизонах в городах Воронеж, Пенза, Самара. Параллельно учился и успешно закончил Ульяновское высшее авиационное училище.
  После выхода Указа о демобилизации старших возрастов военнослужащих, в 1947-м году,  Узиков Н. Я. был уволен с военной службы.
 
 Начиналась новая жизнь. Поработав несколько лет на инструкторских и командных должностях в подразделениях гражданской авиации Москвы и Куйбышева, в 1958-м году было принято решение перевестись в Уфу.
 Здесь Николай Яковлевич бывал еще в годы войны, когда была необходимость перегонять самолеты. Гостеприимная и красивая башкирская земля еще тогда понравилась, а перспективы развития авиации здесь были значительны.
  Он был назначен на должность заместителя командира отряда по организации лётной работы.
 И вновь пригодились его навыки организатора, инструктора, а подчас, и воспитателя.
 Работы было много.
 Быстрыми темпами развивались пассажирские перевозки, разрабатывались недавно открытые нефтяные месторождения республики, много было полетов по районам Башкирии. Прибывала и новая, реактивная техника. Её надо было осваивать и эксплуатировать не только регулярно, но и безопасно. Огромная заслуга в этом Николая Яковлевича, который не только подбирал, но и наставлял молодые кадры пилотов и штурманов.
 Все это надо было доказывать личными полетами, как пилота, но в 1966-м году пришлось уйти с летной работы по здоровью и Узиков был назначен на должность начальника штаба Уфимского объединённого авиаотряда.
 И на этой работе он проявил себя как прекрасный организатор. Требовательный, но тактичный в общении, он был уважаем всеми: и пилотами, и авиадиспетчерами, и техническим персоналом.
 В этой должности он проработал до 1990 года.
  За свою долгую работу в авиации, Н.Я. Узиков налетал более миллиона километров, а это  десять тысяч лётных часов в воздухе.
 Он освоил самолеты: По-2, Р-5, Як-12, Ли-2, Ан-2; вертолеты Ка-15 и Ка-18.
 Участвовал в спецоперациях по спасению терпящих бедствие людей, перегонял на фронт из Сибири самолеты, непосредственно учил молодых пилотов летать, готовил их к воздушным боям. Восстанавливал разрушенную войной инфраструктуру гражданской авиации страны, помогал своими организаторскими талантами перебазировать старый аэродром из центра города Уфа, а затем наладить и там регулярные перевозки пассажиров и грузов.
 В процветании международного аэродрома «Уфа», заслуга Николая Яковлевича огромна и неоспорима.
  За работу в годы войны Узиков награжден медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945гг», медалью "Маршала Жукова".
 В мирное время награжден медалью «За трудовую доблесть», ему присвоено звание «Отличник Аэрофлота».
 Николай Яковлевич с женой воспитали дочь и двух сыновей-летчиков.
 
Он и сейчас аккуратно и безупречно одет, галантен с женщинами и абсолютно вежлив со всеми. Говорят, что он никогда, за всю свою жизнь, не разговаривал ни с кем на повышенных тонах, что бы ни случилось.

 Наша первая встреча с ним произошла в июне 1980 года, когда в свидетельстве диспетчера, мне необходимо было поставить печать предприятия, закрепляющую запись о первом допуске к самостоятельной работе.
 Дело было утром, в самом начале рабочего дня. Я немного не успел и Николай Яковлевич, в ответ на мою скороговорку о печати, закрывая дверь кабинета, своей вежливой настойчивостью остановил.
 - Молодой человек, Вы извините, но таков порядок. Вы не успели, а мне надо проводить оперативку предприятия. Это не долго, я приглашу.

 Слушая, стоя за дверью, как начальник метеослужбы Костромина рассказывает о погоде, заместители по организации и безопасности полетов Галлямов и Веселов, докладывают обстановку, я проникался ответственностью за то дело, которому собирался посвятить свою жизнь и уже завтра, начну это делать самостоятельно, в составе коллектива.

 Оперативка закончилась, дверь распахнулась и Николай Яковлевич пригласил меня к себе. Он поставил нужную печать в свидетельстве диспетчера и, пожимая руку, поздравил, произнес несколько вроде и дежурных, но запомнившихся  фраз об ответственности и важности моей будущей работы.
 -Помните, молодой человек – в авиации мелочей не бывает, а торопливые или опаздывающие заканчивают летать раньше других. Желаю успехов.
  Мне запомнились эти слова мудрого воспитателя и тактичного человека, а недавно я узнал, что в одном из писем друзьям-пилотам он признался, что даже уже не летая, работая на административных должностях в авиации, он всегда чувствовал себя пилотом-инструктором.

От автора: время безжалостно, к сожалению. Осенью 2020-го года, в возрасте 98 лет Николай Яковлевич Узиков ушел в свой последний полет. Вечная память и слава летчику, защитнику Родины.




 На фото: Николай Яковлевич Узиков на встрече с ветеранами.


Рецензии
Очень хорошо написано, Владимир.
"Их двое сейчас. Он и самолет.
Только двое, но огромное небо уже ждет!"
Красивый человек! И достойный путь.

Светлана Данилина   10.07.2020 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана. Николай Яковлевич еще жив. Если сумею, то передам Ваш комментарий. Здравствует и другой наш наставник-ветеран. "Ровесник гражданской авиации страны".

Владимир Лыгин   10.07.2020 17:37   Заявить о нарушении
Передайте, пожалуйста, самые добрые пожелания - здоровья, долгих лет жизни, благополучия и благоденствия.
Читала и вспоминала людей, всю жизнь связанных с авиацией.
И у всех в характере есть эти черты: надёжность, спокойствие, благожелательность, порядочность.

Светлана Данилина   10.07.2020 17:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана. А может от этого, да плюс наследственность и зависит продолжительность жизни?

Владимир Лыгин   10.07.2020 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.