Счастье бывает разное

                У нас родился долгожданный и очень желанный сыночек. Радости нашей не было предела.  Беременность проходила тяжело до самого рождения была угроза выкидыша. Но все обошлось, и родился здоровый малыш. Конечно, были моменты очень тяжелые в жизни с детьми, когда была реальная угроза жизни дочери и сыну. Но благодаря профессионализму и неравнодушию врачей все обходилось благополучно. Материально жили слабовато, семья из четырех человек, да еще стройка. Временно жили в небольшой кухоньке, а дом строили. Брали кредиты на стройматериалы, а мастерами выступали все родственники - родители мои и мужа и мои братья. Поэтому,  как только сыну исполнился годик, я пошла, устраиваться на работу. Декретные оплачивали всего около трех месяцев.
       Устроилась я в районную больницу заместителем главного бухгалтера. Работа  ближе к дому, и зарплата немного больше, чем на прежней работе. Заработная плата везде была небольшой, но все же. Главный бухгалтер был мужчина лет 55- Николай Васильевич. Он был очень болен – онкология, причем в последней стадии и его держали на работе, чтобы как-то поддержать. Значит, на меня легли сразу обязанности главного бухгалтера и заместителя. Николай  Васильевич был большого роста очень худой и желтый. Он появлялся на работе на час - другой так примерно два раза в месяц.
        Для меня было много нового в работе, бюджетные средства, финансирование, смета расходов ну и заработная плата.  При начислении ее было много нюансов, а коллектив огромный более 1000 чел.: нужно учесть все ставки, 1,5 ставки, дежурства, ночные, замещения и, как правило, у всех работников кредиты. Бухгалтерия была централизованная, поэтому в нее входили: скорая, СЭС, гараж, сельские больницы, фапы и амбулатории.
         Коллектив бухгалтерии был небольшой всего 5 человек и вот эти пять человек прокручивали такую махину и не жаловались. Сегодня такой объем, несмотря на компьютеризацию, делают человек 12 не меньше. Ну, работа это одно дело, но как тебя примет коллектив. Кроме Николая Васильевича все были женщины и причем симпатичные. А тут пришла со стороны какая-то мадам и будет ими руководить. Сначала каждая из них оценивающе осмотрела меня с головы до ног. Потом стали рассказывать о неимоверных трудностях в своей работе.
       Но первое испытание я прошла совершенно спокойно и с достоинством, я внешностью была не хуже каждой из них.  Теперь предстоял второй этап - более серьезный. Ознакомилась с каждым участком работы и нашла не то что ошибки, а нерациональный их труд и предложила делать чуть по-другому. От моих предложений, работы становилось меньше и учет нагляднее. Две из них они были - обе Лиды согласились и сразу вроде бы зауважали. Зато что подсказала, как улучшить работу, а в основном, что знала работу. Значит не блатная, а свой человек.
И только третья и близко не подпускала меня к зарплате, ссылаясь на то, что это все очень сложно и ей замены в этом вопросе нет. Звали ее Римма – она была старше от нас троих лет на 15, а нам около 30.У нее было трое детей, еще не большие от 5 лет до 11, все от разных мужчин, замужем  она не была и  не очень разборчива в отношениях с мужчинами. На вид была не привлекательна, но мнения о себе была высокого или просто делала вид.  Жила она довольно-таки хорошо, ни в чем себе особо не отказывая. Лида Ивановна, моложе меня на два года.  Лидия Степановна мне ровесница ей было 28 лет. Лидия Ивановна очень ухаживала за собой, а Лидия Степановна была чистюля необычайная. Чистота это была ее болезнь, постоянно все что-то трет, моет, вытирает и на работе и дома. Обе симпатичные женщины, но самое главное хорошие специалисты.
        Для меня работа была чем-то очень важным в жизни, мне нужно было обязательно все освоить и дойти до мелочей, работа – это смысл моей жизни. Моим кредо было: все могу и совсем справлюсь. И можно сказать достигала в работе наилучших результатов. Наверное, уже через месяц у меня не оставалось никаких вопросов, в совершенстве знала всю работу. Девчата меня признали руководителем и стали моим коллективом.  И все-же, заработная плата, остался участок, до которого я еще не дошла. Вот Римме Павловне нужно идти в отпуск, она в категоричной форме мне заявляет – Чтобы к карточкам по зарплате никто не дотрагивался. Приду и сама начислю. Нет - сказала я.
-Ты пойдешь в отпуск и отгуляешь, как положено весь, ей это очень не понравилось.  Зарплату я начислю сама. Работа новая, особая специфика, поэтому я сидела с начислением зарплаты до часа ночи. Вот сижу, начисляю зарплату и что я вижу, оказывается Римма Павловна воровала деньги и, причем приличные. И это она делала ежемесячно. У нее была масса кредитов, и она погашала их суммой, в два раза больше чем ее зарплата. Мне сразу понятно стала агрессия в мой адрес и категорическое несогласие отдать мне зарплатные каточки для начисления.
 Она умно придумала. Все подразделения ей передавали для начисления табель рабочего времени на каждого работника. Штат был большой и каждый месяц кто-то увольнялся. Она проставляла им рабочие дни, начисляла заработную плату и удерживала кредит, которого у них не было, а перечисляла эти деньги за свои набранные кредиты. При небольшой зарплате в те годы, у нее за несколько месяцев получилось более 500 рублей. Дальше, я просто не стала смотреть, потому что даже эти деньги ей не чем было отдавать, а ведь у нее трое детей. Главный врач был такого же мнения, не надо все это поднимать, платить нечем. С работы ее уволили по собственному желанию.
          Работу я уже всю знала в совершенстве. Теперь передо мною стояла задача усовершенствовать весь учет, чтобы меньше было лишней работы. Сдали годовой все хорошо. Вот, после нового года пришел один мужичок, я его не знала. На вид простой работяга, хотя одет прилично. Совсем не симпатичный, сутулый, небольшого росточка, человек уже в возрасте лет50. Впоследствии оказалось –это очень порядочный, добрейшей души человек, умница и трудяга. Он вызывает меня в коридор, кабинета у меня отдельного не было, общая большая комната-бухгалтерия. Представился, это был директор районного элеватора и приглашает меня на работу старшим экономистом на правах главного. Я очень удивилась его визиту и наотрез отказалась. На работе меня все устраивало. 
Утром на следующий день прихожу на работу, он уже стоит и одно – Аня, ну иди ко мне на работу экономистом. Опять отказ. Так он ходил недели две, уже просто неприлично, упрашивал - чуть не умолял. И после очередного отказа, мне позвонил мой брат Виталя. Оказывается, они были на совещании в области и посетовали что нет, хороших экономистов, а ведь от них много зависит в работе элеватора - его показатели. Брат ему и посоветовал меня уговорить - пойти к нему работать экономистом. Мне очень не хотелось менять работу, но когда меня попросил мой любимый брат Виталя, отказать я не могла. Он сказал - Детка, он меня всегда так называл, я тебя прошу, помоги другу. Мне очень было неудобно перед главным врачом, он такие надежды на меня возлагал и вдруг я ухожу. Он был очень   культурным интеллигентным и воспитанным человеком, и расстались мы с ним по-доброму. Правда он попросил, чтобы я давала платные уроки новому бухгалтеру. Я не согласилась, впереди новый коллектив, новая пока незнакомая работа.
         И начались мои рабочие будни на элеваторе. До меня экономистом была пожилая женщина, уже на пенсии. Если честно сказать работа была запущена до такой степени, что невозможно было понять вообще ничего. И вот я впряглась в работу как ломовая лошадь. Я приходила раньше всех, уходила наоборот позже всех, брала работу на дом, сидела ночами - это притом, что у меня сыночку было всего 2.5 годика. Временно с ним приехала посидеть свекровь. Работы очень много, но она захватила меня полностью. Мне очень нравилась, ведь это производство и уже от тебя зависят все показатели. У меня на счету была каждая минута, я носилась по элеватору, чтобы везде успеть, увидеть работу и оценить ее.
          Организовала социалистическое соревнование между цехами. Делала хронометражи затраченного времени на том или ином участке работы. Опускалась в 30 метровые нории с целью установления объема и оценки предстоящей работы. На элеваторе был огромный перерасход заработной платы в соотношении с производительностью труда, и мы плелись в самом хвосте в области по своим незавидным показателям. Постепенно шаг за шагом приводила все в порядок. Ездила в соседние районы знакомилась с организаций работы у них. Совместно с руководством, проводила собрания, подводили итоги соцсоревнования и люди заинтересовались. Там то и премии были 10 -20 рублей и вымпел, но ведь есть еще самолюбие и честь, а они не измеряются деньгами. Но и зарплата была небольшой. Уточняю - это было в конце 70 годов. Теперь ценности уже не те.
Большая проблема была с погрузо-разгрузочными работами. Вагоны с зерном, как правило, приходили после 17 часов, т.е. после рабочего дня. Грузчикам платили, как положено и за сверхурочные и ночные, но им было все мало. Вот уж они изгалялись над руководством. Все, повышая и повышая ставки, а вагоны стоят их десятки, а за простой огромные штрафы. И платили сколько требовали. Вот в очередной раз приходит директор и говорит - Стоят вагоны, грузчики диктуют цену в 5 кратном размере. На этот раз мы заплатили. Долго я думала, все искала выход из положения и все же придумала, как их осадить. Говорю директору – Завтра скажите, чтобы все ИТР (инженерно – технические работники) взяли с собой рабочую одежду и предупредили свои семьи, что задержаться на работе.
Приходят вагоны штук 12 с зерном мы к грузчикам, они отказываются. Тогда мы все вышли на разгрузку вагонов, в том числе и директор и его зам, и главный инженер все, невзирая на должности, ничего страшного в этом не было - ведь это зерно. Спецвагоны - зерно само льется, как вода только успевай, зачищай и направляй в нужном направлении. Прошёл день, другой, неделя грузчики бастуют, а мы разгружаем. Кроме того, мы посоветовались с директором, и бухгалтер начислил оплату как положено всем за выполненную работу. Всё законно, работа проводилась во внеурочное время. Все довольны кому помешает дополнительный заработок. И тут грузчики сдались, стали выполнять свою работу и получать положенную им оплату труда.
       Последний рубеж был взят. Показатели элеватора прекрасные, даже мой брат пожалел, что нельзя брать в штат близких родственников на должность главного специалиста.   Но он часто консультировался со мной по экономическим вопросам. В областном Управлении меня очень ценили и все проверки московские направляли ко мне. Я была не против, даже гордилась тем, что они мне так доверяют. Но для меня было главное то, что я не подвела своего брата. Уже наш элеватор, из отстающих, перешел в разряд передовиков. Все говорили, что за чудо сделала там экономист, за год вывела  элеватор в передовики. Мой брат Виталя участвовал в областном совещании и когда меня в очередной раз приводили в пример, он очень гордился мною и говорил – Это - сестрёнка моя младшая.  Мне не раз предлагал начальник планово-экономического отдела Областного Управления должность зама. Но я отказывалась, шумный город меня утомлял, я предпочитала, находится ближе к природе.
         Отработала я на элеваторе 1,5 года и случилось такое событие, которое запомнилось на всю жизнь и не только мне, а всему коллективу. Первого Мая все собираются на демонстрацию. Дочери 12 лет, а сыну всего 3 годика. Пока собрала, нарядила и отправила в школу Катюшу, одела сыночка, да и сама маленько прихорошилась, в общем, опоздала я на работу. Быстро бегу с сыном на руках, а весь коллектив уже стоит, народу много человек 200: флаги, транспоранты. Они стоят не идут, оказывается, ждут меня, мне было крайне неудобно за свое опоздание. Конечно я извенилась. Подходит директор ко мне и вручает правительственную телеграмму. Она огромная, раза в три больше обычной, вся красными буквами напечатана.» Ваш элеватор по итогам социалистического всесоюзного соревнования занял первое место в СССР».
         Директор говорит – Это твоя заслуга, это твой труд и все захлопали в ладоши, все меня приветствовали и поздравляли. У меня  слезы выступили, я была так благодарна своему коллективу: за то, что поверили мне, за то, что доверились и во всем поддерживали. Счастью моему не было предела. Я смогла. Я настоящий специалист, в меня поверили и оценили, все мои старания оправдались. Мое сердечко чуть не выпрыгивало от счастья из груди. Кроме телеграммы нам пришла, по тем временам, большая премия, все были счастливы. Какое же это великое счастье – делать людей счастливыми. Отработала на элеваторе я пять лет, потом мы с семьей переехали жить на юг. Но это были самые счастливые мои рабочие годы.


Рецензии