В одном клике от забвения

Профессор Самюэль Стивенсон сидел в удобном кресле в своем кабинете. Все вокруг было как обычно: перед ним стоял большой стол, который соответствовал его статусу и положению. Вдоль стен почти до самого потолка располагались застекленные стеллажи, в которых нашли свое пристанище тысячи книг. Большинство из них были научные труды, но и фантастике отводилось значительное место.
 
Еще будучи студентом университета, Стивенсон обратил внимание, что фантасты, описывая будущее, удивительным образом предсказывали события и описывали изобретения, которые свершатся или будут созданы десятки лет спустя. А вот определить возможность претворения этого в жизнь, не ошибиться с выбором и обосновать научно -  тут-то и нужен «нюх» ученого.  Таким даром, как оказалось, природа наградила Самюэля сполна.

Жизнь отнеслась к нему благосклонно. Все сделанные открытия оказались значительными, позволив стать весьма заметной фигурой в научном мире.

Теперь, будучи ведущим ученым университета, основными направлениями его изысканий стали кибернетика и генная инженерия. Звездный час настал когда во всем мире стала одной из основной проблема - создание искусственного интеллекта. Теперь этот вопрос, интересовавший людей не одно десятилетие, стал превалирующим.
Неожиданно он улыбнулся, пришедшей в голову мысли. Всю жизнь провел учась и работая в крупных мегаполисах, стремясь к  завоеванию высокого положения в научном мире, вдруг в одночасье стал самой таинственной личностью.

Зная о его работах NASA – Национальное Управление по Аэронавтике и Космосу - сделало ему предложение, от которого невозможно было отказаться. Какое там отказаться! К этому он шел всю свою жизнь: прекрасные условия и практически неограниченное финансирование. Что для ученого еще надо?

Конечно, он сразу привлек в команду своего давнего друга и единомышленника Джона Миллера. Многие годы они шли рядом по жизни. Только Джону меньше везло. Да и генератором идей тот всегда считал Самюэля, поэтому был удовлетворен местом его заместителя.

Лаборатория,  в которой теперь они работали, находилась в большом трехэтажном здании, на значительном расстоянии от города. О строгой секретности объекта говорило то, что попасть сюда кому-то чужому  было совершенно невозможно. Забор, увешенный камерами наблюдения, три этапа контроля пропуска сотрудников, конечный контроль – сверка сетчатки глаз, все создавало вид неприступной крепости для непосвящённых.

Сотрудники же редко покидали здание. Здесь было все необходимое для работы и отдыха, а ученые, которые сюда были приглашены, считали науку главной целью в жизни и готовы были трудиться день и ночь.

Как-то разбирая очередной ребус кибернетики, Самюэль и Джон дискутировали об информационном облаке.

В какой-то момент Самюэль задумался, потом осторожно, словно боясь спугнуть мысль, произнес вслух:

- Слушай, ведь мы говорим об искусственном интеллекте, как о непрерывной связи микросхем управления и роботизированного организма. Но почему бы не рассмотреть другой цикл? Например, увеличение пространства микросхем, за счет заполнением его биологической субстанцией, способной к накоплению информации, ее структуризации и логическим выводам. В принципе, все то же самое, только к кибернетике добавляем нейробиологию. Это будет фантастическая система! Источники извне поставляют информацию которую мозг в свою очередь систематизирует и дает команду механическим частям! Все! Круг замкнулся!

- То есть, - задумчиво проговорил Джон, - ты упрощаешь нашу задачу до банальности. Предлагаешь создать фактически совмещенную структуру живого существа и машины. Мозг мы выводим отдельно и отводим ему место между элементами микросхемы, увеличивая ее до необходимых нам размеров?

- Именно так!

- Но ведь это гениально!

- Да. Только нам остается теперь все это совместить и воплотить в жизнь.
Тот разговор между ними состоялся чуть больше двух лет назад. Потом были годы одержимого труда. Понятно, все создавалось в такой тайне, что даже ближайшие подчиненные ни о чем не догадывались. Каждый их них занимался выделенным узким направлением, а совместить пазлы результатов работ в единую картинку могли только они вдвоем.

Каждый кабинет их здания был своеобразной системой кибернетической цепи, а кабинет Самюэля – мозгом всей системы. Мозгом в прямом и переносном смысле этого слова. Когда-то комната казалось огромной и пустой, но сейчас большую часть занимала прозрачная кабина. Сквозь пластик у двух противоположных сторон можно было различить большие пластины, покрытые кристаллами. К ним, откуда-то с низу подходили пучки проводов. То, что заключалось между ними, напоминало огромный шар. В его прозрачно-молочном теле просвечивались тончайшие кровеносные сосуды и прожилки проводов.

Созданная гениями система работала. Пока она находилась в стадии сбора информации, которая передавалась сюда от подключенных компьютеров.
Сейчас нужно было просто ждать. Вся разработанная программа состояла из нескольких основных этапов. Первый – который происходил сейчас - сбор информации. На втором мозг должен был на несложный вопрос создать интеллектуальную версию его решения. Затем планировалось соединить логически мыслящую машину с роботизированными частями. И, наконец, в последнем  предполагалось, что система сама сможет воссоздавать себе подобных. Если эта задача окажется выполненной, профессор Самюэль Стивенсон и его заместитель Джон Миллер становятся как минимум Нобелевскими лауреатами, а их имена навечно вписываются в список гениев своего времени.

Сейчас они сидели за профессорским столом друг на против друга и планировали момент наступления второго этапа.
Вдруг оба замерли. Их тела, казалось, одеревенели и отказывались шевелиться. Самым удивительным было то, что они прекрасно понимали друг друга без слов. Между ними вдруг возник телепатический сеанс:

- Самюэль, что с нами происходит?

- Ничего не могу понять! Голова работает нормально, только даже пальцем не могу шевельнуть. Похоже, меня парализовало.

- Не тебя одного. Но, что интересно, ты не говоришь, а тебя прекрасно понимаю. Что это может быть?

- Похоже на нас обоих кто-то или что-то воздействует. Это странно, ведь здание защищено от любого внешнего излучения. А наша комната заблокирована так, что даже свет сюда не проникает! – Потом, немного задумавшись, продолжил. – Похоже, мы с тобой, Джон, попались в созданную нами самими ловушку! Мы все учли, кроме одного: гипнотическое влияние.

- Думаешь, нас обездвижило наше же открытие?!

- Да. Мы создавали мозг аналогичный человеческому, а ведь люди, обладающие гипнозом, не так редко встречаются. Нам в голову не пришло рассматривать это направление. Похоже, его интересует не только информация, но и чувства людей. И он хочет извлечь их из нас!

- Подожди, ты хочешь сказать, что мозг пытается забрать наше естество из наших же тел?!

- Похоже на то. Только до сих пор никто не выяснил, где все это в нас хранится! Все изучили, а внутрь себя заглянуть не особо потрудились.

- Подожди, Самюэль, что такое происходит?! Я прекрасно вижу нас, сидящих за столом, но смотрю откуда-то сверху!

Тут Стивенсон заметил легкое белесое облачко, напоминающее контур фигуры человека, которое отделилось от тела Джона. Оно приподнявшись, зависло под потолком, а потом плавно поплыло в воздухе в сторону искусственного мозга.

В голове у профессора проносились: «Ведь это душа! Душа моего друга, которая отделилась от тела! Но почему я ее вижу? Ведь никто не видит душу, когда она отделяется от человека, если тот умирает?!» 

Неожиданно его осенило: «Да потому, что его видит не то, что называется моим телом, а моя душа, которая сейчас как бы разделена с ним! Разделена, но не вышла из него!».

Тут он снова услышал голос Миллера:

- Я свободно проник сквозь защитные экраны! Меня неудержимо тянет прямо к нему! Меня втягивает в …

Тут слова  Джона прервались. Все окутала глубокая тишина.

В это же мгновение облако-душа рассыпалось на мельчайшие частички, которые стала впитывать в себя созданное ими творение.

«Это конец, - мелькнуло в голове у Самюэля. - Все стало на свои места. Мы создали самое страшное чудовище, которое только можно было придумать. Ведь и раньше предполагалось, что носителем чувств и интеллекта  человека является его душа. До последнего мгновения Джон разговаривал со мной, даже когда его душа покинула тело! Только этот, - профессор с ненавистью посмотрел на созданный ими биоэлектронный мозг, - рассыпал ее на информационные составные и она перестала существовать. Душа перестала существовать! Мы сделали нечто страшнее ада. Из ада грешников, говорят, со временем можно отмолить. Но и в аду, и в раю душа существует вечно! Мы сделали монстра, который просто уничтожил ее для пополнения своей базы информации».

Тут он смог пошевелить рукой. Неужели у него появляется возможность все исправить?  Но, опустив голову, он увидел под собой свое тело, сидящее в кресле. Теперь и его неумолимо тянуло к этой в бездне забвения.

Неожиданно пришла мысль: «Но тогда и искусственному интеллекту придет конец! Ведь в целях безопасности мы придумали систему защиты и, если ее не отключить, произойдет самоуничтожение лаборатории! »

Его душа вдруг зависла на одном месте, а затем плавно поплыла обратно в сторону тела. Еще мгновение и он вновь оказался сидящим в кресле.

«Надо же, - мелькнуло в голове, - воссоздался сам с собой».

 Тут он почувствовал, что теперь может пошевелить своими одеревеневшими конечностями.

Вдруг в его голове ясно зазвучал чужой голос, который приказывал: «Быстро вставай и иди отключать сигнализацию!»

«Да-да, - подумал Самюэль,  - надо быстрее отключить, а то сейчас все взлетит на воздух!».

Он бросился к бронированной двери выхода, открыл ее и тяжело захлопнул за собой. Магнитно-электронные замки лязгнули, закупорив кабинет.

Рядом с дверью светился цифровой блок охранной сигнализации.

Только теперь за пределами кабинета телепатические волны перестали воздействовать на него.

Профессор нажал красную кнопку всеобщей экстренной эвакуации. Взревела серена. Двери кабинетов стали открываться и из них выбегали сотрудники лабораторий. Через несколько минут в здании остался только руководитель проекта Самюэль Стивенсон.
В голове у него мелькнули слова: «За Джона!». Он набрал код самоликвидации лабораторий и направился к выходу.


Рецензии
Знаете, Сергей, была бы я режиссером - по обоим вашим фантастическим рассказам сняла бы два короткометражных фильма... или как-то объединила бы их в один сценарий.
Второй, конечно, драматичный... но захватывающий. Зелёный свет!

Вера Протасова   12.11.2020 13:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.