Морской анекдот с бородой

    Он из того времени, которое я бы назвал Эпохой Столетия Вождя. Маленький отрезок малозаметных  перемен, уловимых  только разве что как аромат социальной атмосферы края самого северного угла Дальнего востока. Два десятилетия до того здесь произошла ликвидация гулаговского титаника с гордым названием Дальстрой. Но основания той системы продолжали жить в отношениях и понятиях местного населения, состоящего преимущественно из людей пришлых по неволе ли, по своей ли прихоти – всё одно смысл их пребывания здесь состоял из работы, а, точнее – заработков - если отбросить некоторое лицемерие даже перед самим собой относительно планов развития производительных сил этого края. Развитие это подразумевалось только как идеологическое прикрытие сугубо утилитарной задачи: государству содрать с этой территории «хоть шерсти клок», а народу – скопить деньжонок для последующей безбедной жизни на Материке.  Разумеется - в недрах ли государственной машины, во вспухающей ли здесь массе трудового народа - находились и романтики (не буду здесь,раскрывать их мотивации), которые романтизм-то свой и не спешили раскрывать перед людьми прагматического строя, а смешивались со всеми в причудливую общность, которую я бы назвал именем Северяне. Прагматики о себе помалкивали, а романтики являли свои особенности этакими чудаками, в некоторой части творческого типа, изображавшие реальность в виде скромного, но этакого разухабистого героизма на фоне экзотической местности. Ну, да не нам их здесь судить.

     Вот эти-то северяне самого дальнего угла страны к столетию Ильича как-то в одночасье окончательно выветрили из себя былой дальстроевский  аромат и подчинились поветрию эпохи Научной Организации Труда. Буквально в один год жизни я ощутил наступившие вокруг  настроения, которые и по сию пору не берусь препарировать, видимо потому что речь тогда могла идти только лишь именно  о настроениях, составляющих тот самый, упомянутый мной аромат. В самом содержании и условиях  работы ещё мало что изменилось.
      Хотя – как сказать!
      Вот, к примеру, моряки и рыбаки Охотоморской экспедиции, вдруг принялись активно вылавливать минтай. Сорную эту рыбу до этого вылавливали, разве что попутно весьма в ограниченных количествах – на корм для скота прибрежных хозяйств явных рыболовецких, горногеологических и тщательно замаскированных военных, чей контингент и составлял существенную долю населения этого края. Как там обстояли дела у военных – не здесь нам упоминать в суе. Но вдруг в считанные два-три года вылов минтая в регионе увеличился тысячекратно. Кому он так сильно понадобился – тоже не наше дело. А здесь, на месте, разве что магаданский рыбокомбинат пытался впарить местному потребителю этот минтай, как продовольственный продукт уже для человека, но уж одни только спинки минтая, да и то в копчёном виде – какая гадость!

      Вот и ходят в море сейнеры, порой весьма удалённые от своих плавбаз и черпают из его глубин пресловутый минтай. В общем, идёт производственный процесс – как обычно ни шатко, ни валко – в постоянной борьбе за перевыполнение плана. Хотя и для выполнения-то его, то этого не хватает, то другого. Обычное дело. Но ещё более обычны сеансы селекторных радиопланёрок. На которых каждому надо ухитриться скрыть истинное положение дел, да выговорить себе некие преференции. Так называемая радиоигра. Но случаются и реально насущные запросы. Например, хлеба. Который уж сеанс радиосвязи капитаны сейнеров запрашивают хлеба. Да столь безуспешно, что вот вам и анекдот:

-Хлеба, пришлите хлеба – разносят радиоволны запросы советских рыбаков.
-Я плявабаза, я плявабаза.  Хлеба нету, проводи комсомольское собрание! – на ломаном русском языке вклинивается в радиоэфир  какой-то япошка.

    Ему-то, может быть, и смешно, а что делать русскому патриоту, когда чешутся кулаки начистить этому шутнику, япона мать, рожу?
     А ведь попал же, этот японец, в самую-то десятку.
     Эти собрания, типа, комсомольские, проводим мы и по сию пору. Теперь уж в телеэфире, да интернете на весь мир. Несмотря на то, что за десятилетия, прошедшие с той поры, уж сколько перемен эпохальных пережили мы с вами, дорогие мои соотечественники. А всё бла-бла-бла – собрания не по тому, так по другому поводу. Да что-то этих поводов ещё как бы прибавляется, изменяя всё больше аромат, чем само содержание проблем! Которые проблемы сами грозно посверкивают - порой кажется, что совсем неподалёку.

     А может быть всё не так, может быть ваш автор есть этакий парфюмер со специфическими свойствами обоняния? Наверное, всё-таки объелся когда-то копчёных спинок минтая, обездолив тем самым хрюшек северо-восточных побережий тихоокеанских морей.
     В любом случае я желаю всем мира и добра. Такой вот мой вам анекдот новых времён.
19.03.2020 4:54

Вылов минтая в разные годы в морях Севера Дальнего Востока СССР:
1955 год – 200 тонн;
 1965 год – 265600 тонн.
Источник:  Север Дальнего Востока. Под ред. А. Н. Шило. Наука. М., 1970. Стр. 429 таб. 37


Рецензии
Добрый день, Виктор!
Купился на "морской анекдот с бородой", учитывая что начинал на море в 1968 году и 16 лет назад закончил это "грязное дело", переехав на Кавказ.
Любую "научную статью", хоть в Энциклопедии, хоть в Википедии, пишет один человек и это очень субъективно. В 1955 году на Дальнем Востоке было навалом и красной рыбы, и селёдки с ивасём, и камбалы, и крабов. Вот и "не брали" минтай. Но кормить-то свиней чем-то надо, а они очень всеядные.
Тут уместен "анекдот с бородой": "Не люблю я кошек!" - "Ты просто их готовить не умеешь."
Если взять филе свеже пойманного минтая да вымочить его часок в молоке, да потушить.... чистый краб!
Недаром фарш "суриме", который был придуман для производства крабовых палочек, поначалу на 40-50% состоял из минтая.
А сам минтай, из-за того что его мало вылавливали, расплодился до таких размеров что 20-25 лет назад появились "минтаевые экспедиции" с огромным количеством рыболовных судов.
И про советы японцев о комсомольских собраниях вы правильно вспомнили.
Удачи!

Юрий Маков   08.05.2021 17:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.