Настойчивые больные

При подготовке к изданию книги «История здравоохранения Барановичского края» мною были детально изучены архивные материалы, касающиеся заболеваемости населения туберкулёзом. С уверенностью могу сказать, что в довоенное время вопросы профилактики и снижения заболеваемости туберкулёзом не поднимались ни советской, ни партийной, ни медицинской властью Барановичской области; отсутствовали и статистические данные.

Результаты противотуберкулёзной работы в послевоенное время изложены в названной выше книге «История …». Когда же конкретно началась активная борьба с заболеваемостью населения туберкулёзом уже в мою бытность участковым врачом, за давностью лет и не припомню.

Приказ министра здравоохранения СССР от июля 1980 года «Об утверждении методических указаний по проведению массовых флюорографических обследований органов грудной клетки» разделил всё население Советского Союза на группы: обязательные контингенты, организованное население, работники мелких предприятий, неорганизованное население. Пока минздравы союзных республик, областные и городские отделы здравоохранения издавали адаптационные приказы, прошло определённое время; к реализации важного приказа практические врачи приступили в конце 1981 года.

Для начала, говоря языком героя известного мультипликационного фильма, «всех посчитали»: на всё взрослое население терапевтического участка была заведена флюорокартотека. Перед медицинскими работниками была поставлена задача – ежегодное максимальное обследование населения участка; стопроцентное – обязательных контингентов и девяностопроцентное – прочих категорий.

В 1981 году медики только приняли к сведению данный приказ, как руководство к действию, начав подготовительную работу к его реализации. А уже в 1982 году на еженедельных производственных совещаниях главной стала тема рентгено-флюорографического обследования населения. На второй план отошли вопросы этики и деонтологии, экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, кратности посещения очагов гельминтозов и, даже страшно сказать! – качества ведения медицинской документации.

Подготовленная статистическим отделом информация о количестве обследованного населения в процентах в разрезе терапевтических участков озвучивалась в самом конце совещания.

Таким образом, участковому врачу с самыми низкими показателями обследования, предоставлялась возможность оправдаться. Естественно, большинство коллег старались не попасть в число «лучших по профессии».

По окончании приёма пациентов участковый врач и медсестра переходили в свободные кабинеты поликлиники, прихватив с собой продолговатый ящичек – флюоротеку. Все горизонтальные поверхности помещения быстро заполнялись флюорокартами, амбулаторными картами и листами бумаги разного формата, разложенными в кажущемся беспорядке. Врач со своей помощницей, вполголоса приговаривая, переносили какие-то сведения из одной бумаги в другую.

Таким образом сверялись данные флюорокартотеки и амбулаторных карт со списками работников промышленных предприятий, прошедших флюорографию в учётном году.  «Добытые» рутинным трудом сведения повышали процент обследованных граждан терапевтического участка.

Сказать, что я тогда в полной мере понимала значимость противотуберкулёзной работы, мягко говоря, слукавить. Мне казалось это очередной бюрократической затеей, не нужной никому, кроме администрации. И дополнительной возможностью для руководства лечебного учреждения «приструнить» врача, имевшего отличную от мнения начальства точку зрения:

— Всего тридцать пять процентов населения участка обследовано рентгенологически за полгода, а Вы ещё будете говорить о высоких материях, новых медицинских технологиях!
 
Небольшое отступление от практического аспекта «туберкулёзной» темы. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк открыл мне глаза на проблему заболеваемости социальной болезнью и смертности от неё.

Так сложилось, что с творчеством Ремарка я впервые познакомилась только в начале восьмидесятых годов прошлого века. Тогда практически не наблюдалось множественной лекарственной устойчивости; при своевременном выявлении и лечении у больных туберкулёзом наступало выздоровление или длительная ремиссия*.

Читая романы Ремарка «Жизнь взаймы (История одной любви)» и «Три товарища», сопереживала главным героиням и не могла избавиться от мысли:

– В наше время обязательно спасли бы безнадёжно больных Лилиан и Патрицию!

Несколько лет назад, перечитывая «Три товарища» 2009 года издания, в очередной раз задержалась на коротком резюме:

«Самый красивый в двадцатом столетии роман о любви …

Самый увлекательный в двадцатом столетии роман о дружбе …

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю двадцатого столетия»

Согласившись с каждым словом аннотации, подумала: «Прочтение двух романов немецкого писателя принесло бы студентам медицинских университетов гораздо большую пользу, нежели весь цикл обучения «Туберкулёз»!
***
Вверенный мне терапевтический участок располагался на окраине города Барановичи. Транспортное сообщение в те годы оставляло желать лучшего; самые нетерпеливые пациенты приезжали на утренний приём только после девяти часов.

Надеясь, что регистратура не запишет с утра «стороннего» посетителя, мы с медицинской сестрой раскладывали на столе описанный выше «пасьянс». Сверив записи в двух-трёх амбулаторных карт с данными флюорокартотеки, слышали стук в дверь и, пригласив больного в кабинет, складывали медицинские документы на ближайшую тумбочку. После приёма пациента повторяли всю процедуру в обратном порядке, и продолжали сверку до следующего стука в дверь.
 
В один из утренних приёмов промежутки между раскладыванием документации и стуком в дверь сократились до минимума – полутора-двух минут. Едва дождавшись ухода очередного пациента, участковая сестра Ира раздражённо произнесла:

— И вообще, Нелли Гавриловна, если бы не эти больные, то можно было бы и работать!

Я согласно кивнула; чуть позднее до меня дошёл смысл сказанного медсестрой.

Подняв голову от бумаг, с недоумением спросила:

— Что Вы имели в виду, Ирина?

Медсестра тоже успела оценить некорректность фразы, брошенной ей по недомыслию. Извинившись, помощница продолжила работу с медицинской документацией.

Крылатое выражение отложилась в моей памяти; уже работая в районном здравоохранении, в воспитательных целях я иногда озвучивала его, обязательно ссылаясь на автора.
 
Цитируя крамольную фразу медицинской сестры, коллеги приписывали авторство мне. Каждый раз я испытывала дискомфорт за непреднамеренный плагиат и пыталась представить себе результаты реализации в разных сферах человеческой деятельности пожелания Ирины:

— учебные заведения – без учащихся

— торговые точки – без покупателей

— стадионы – без спортсменов

— вокзалы и аэропорты – без пассажиров.

Увы, дождались.

«Понарошку» прогнозируемая в восьмидесятых годах прошлого столетия ситуация обрела реальные очертания в 2019 году: COVID-19.

Только в одном много лет назад ошиблась моя «ясновидящая» помощница Ирина.

Настойчивые больные по-прежнему «мешают» работать медикам …

*Ремиссия – период течения хронической болезни, который проявляется значительным ослаблением или исчезновением её симптомов.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли! Да, сейчас очень много рабочего времени и врачей и учителей и других специалистов расходуется на бумажные дела, и чтобы всё было напечатано и оформлено в соответствии с нормо-контролем. С этим и я столкнулась. И времени на основную работу - работу с людьми(пациентами, студентами) становится все меньше и меньше, но требований к качеству работу не снижают.
С новой системой здравоохранения и образования оказывают не лечение или обучение, а соответствующие услуги. Я слышала, что в будущем, если ничего не изменится, то врачи будут называться медменеджеры, и медуслуги будут оказываться по компьютеру. Вот тогда и будут больницы без пациентов.
Не дай Бог дождаться такой услуги. Пока что рекламы нам предлагают всякие лекарства, а потом менеджеры.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   07.01.2023 15:11     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Сердечно благодарю за отзыв!

О ведении врачом огромного количества медицинской документации "не говорил только ленивый", однако ситуация десятилетиями не меняется.

Я считаю классическую школу врачевания оптимальной - пациент должен общаться с думающим и неравнодушным доктором, а не с безразличным умным компьтером.

С пожеланиями доброго здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   08.01.2023 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.