Не за горами лето красное, огнеопасное

    На  улице разгар зимы, трещат морозы, а работников авиалесоохраны уже волнуют заботы предстоящего лета. Именно в начале года составляют сметы на финансирование работ по борьбе с лесными пожарами, утверждаются бюджеты различных уровней. Оттого, будут ли в них заложены соответствующие статьи, во многом зависит само существование наших северных лесов.

    Очень показательным оказался прошедший год. По количеству возникших лесных пожаров и величине ущерба от них он перекрывает результаты любого из двадцати пяти последних лет. Подобный разгул огненной стихии был только в 1979-1972 годах.

    Вот страшные итоги прошлого года: в Мурманской области в 1997 году полыхало 588 лесных пожаров, сгорело 9135 гектаров растущего леса и более тысячи гектаров оленьих пастбищ (тундры).

    В огне погиб один человек и несколько получили отравление угарным газом. Разбился вертолет Ми-2, экипаж в составе двух человек погиб. Жилой поселок одной из воинских частей был на гране эвакуации из за угрозы приближающегося лесного пожара. Огнем уничтожены десятки дач и охотничьих домиков.

    Сильно пострадал от пожаров Верхнетуломский леспромхоз. Там сгорели штабеля заготовленной древесины в несколько тысяч кубометров, сгорели бульдозер и вахтовый вагончик. Вагончик буквально расплавился в огне. Алюминиевая обшивка лужей застыла на обугленной земле.

    А ведь все эти беды можно было предотвратить, если бы соблюдался график лесопожарного авиапатрулирования. В дни с чрезвычайной пожарной опасностью вместо положенного двукратного облета в день, лесопатрульные полеты осуществлялись раз в несколько дней. Не было средств на авиацию. И в итоге обнаруживали пожары величиной уже в десятки, а то и сотни гектаров. И если для ликвидации лесного пожара в начальной его стадии хватило бы двух-трех профессиональных десантников-пожарных, то для тушения огня на столь обширных площадях приходилось привлекать сотни человек, десятки единиц техники. Затраты на борьбу с пожарами и суммы ущерба от них огромны. Только в Кольском лесхозе ущерб от лесных пожаров превышает тридцать пять миллиардов не деноминированных рублей. А сколько еще потребуется вложить денег, чтобы вырастить на гарях полноценный лес?

    Сотой доли этих средств хватило бы на оплату своевременного авиапатрулирования, обнаружения и ликвидации лесных пожаров.

    У нас же, как в поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Деньги находим тогда, когда пожары достигают огромных размеров.

    В этом году есть большая вероятность повторения прошлогодних бед. По данным многолетних наблюдений, в Мурманской области раз в двенадцать или двадцать четыре - двадцать пять лет бывают два - три  жарких, засушливых лета подряд.

    А пока работники авиалесоохраны готовятся к предстоящему сезону. И, получив в середине января заработную плату за сентябрь и октябрь, слушают бодрые отчеты правительства о полной выплате долгов по зарплате.

                Сергей Кудряшов
                инструктор авиапожарной
                команды Мурманского
                авиаотделения


Рецензии
Остаётся лишь уповать, чтобы весна-лето не были засушливыми.
В противном случае, бороться с лесными пожарами будет гораздо сложнее, чем в прошлом году.
Неизвестно, что будет теперь с нами, плотно сидевшими на "нефтяной игле". Когда нефтянке грозит катаклизма, что будет источником наполнения бюджета? Да ещё неизвестно, какими выйдем из пандемии.
Было бы очень хорошо, если наши люди берегли то, что ещё у нас малость осталось.

Валентина Тасханова   17.04.2020 13:32     Заявить о нарушении