Фельдмаршал П. А. Румянцев
По этому факту можно судить: какое огромное влияние имел Потёмкин на Екатерину. Она даже «пожертвовала» Румянцевым, героем первой русско-турецкой войны – называемой «Румянцевской». А ведь императрица очень ценила Румянцева, называла его «Мой Велизарий», повелела именовать его за победы в войне приставкой к фамилии «Задунайский».
Очень ценил Румянцева и император Пётр III, муж Екатерины. Он присвоил Петру Александровичу, за его участие в 7-летней войне (1756-1762), воинское звание генерал-аншеф, наградил орденами Андрея Первозванного и Святой Анны 1-й степени. Очевидно, Пётр III планировал поставить Румянцева во главе русской армии в войне с Данией, которая не состоялась из-за внезапной смерти императора.
В 1799 году, при Павле I, сыне Екатерины, в честь побед Румянцева был поставлен на Марсовом поле Санкт-Петербурга памятный обелиск «Румянцева победам», автор архитектор В.Бренна. Позднее, всвязи с установкой памятника Суворову, архитектором К.И.России обелиск был перенесен в сквер между Академией Художеств и Первым кадетским корпусом, в котором учился Румянцев. Это был первый памятник военачальнику не императорской фамилии!
Российские императоры того периода, очевидно, признавали в Румянцеве человека императорской крови. Многие считали его внебрачным сыном самого Петра Первого! Официально он числился сыном Александра Ивановича Румянцева, сподвижника Петра I, и графини Марии Андреевны Матвеевой, любовницы царя. Пётр устроил эту семью, продолжая и после свадьбы оказывать большое расположение Матвеевой. Учитывая, что царь присвоил своему сподвижнику звание генерала, можно предположить, что тот закрывал глаза на любовную связь жены с царём. Екатерина I, жена Петра I, была крёстной матерью Марии Андреевны, и тоже закрывала глаза на похождения любвиобильного мужа-императора.
Пётр Румянцев вполне мог быть сыном царя, и по датам сходится. Царь Пётр (Первый) Алексеевич Романов умер 28 января 1725 года, а Пётр Александрович Румянцев родился за две недели до его смерти, 15 января 1725 года. Не смотря на тяжелейшее заболевание почек, от которого царь скончался, он напоследок вполне мог стать отцом. Говорят, что Румянцева даже назвали Петром в честь царя. Между этими людьми было большое сходство: двухметровый рост, царственная осанка, сила характера, уверенность в себе, решительность, властность и т.д.
У Румянцева был ещё один знаменитый предок. Это его прадед по матери: боярин Артамон Матвеев, друг и советник царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Артамон был убит во время мятежа стрельцов в 1682 году.
Итак, можно предположить, что Румянцев имел двух знаменитых предков: не только прадеда, но и отца.
Не просто складывались взаимоотношения Петра Румянцева с императрицей Екатериной II. В 1762 году 37-летний Пётр Александрович, уже знаменитый и признанный полководец, генерал-аншеф, отказался присягать новой императрице, оставаясь верным присяге её мужу Петру III. Действительно, ведь всего полгода назад он присягнул Петру, был им обласкан и щедро награждён! Он даже написал новой императрице прошение об отставке. Но Екатерина не торопилась, и отставку Румянцева не приняла. В конце концов, Румянцев принёс присягу Екатерине, но только тогда, когда лично убедился в смерти предыдущего императора.
Екатерину, как известно, свергнувшую своего мужа, такая принципиальная позиция генерала озадачила. Отказ присягать ей ударил по её самолюбию, но, поразмыслив, она не стала сводить с ним счёты и приблизила его к себе. Она сама давала рекомендации Коллегии внутренних дел ставить на должности Управляющих малыми народами России заслуженных, принципиальных, умных и уважаемых людей. Находя в лице Румянцева именно такого человека, в 1764 году его назначили Председателем Малороссийской коллегии, которая была впервые создана на Украине, вместо гетманства, и состояла из 8 человек (4 украинских представителей и 4 русских). Румянцев в достаточной степени владел ситуацией на Украине, он родился в Приднестровье и жил там до 14 лет, по месту службы его отца. Позднее Пётр Александрович был назначен генерал-губернатором Малороссии и главным командиром казацких украинских и запорожских полков. На этих должностях он прослужил практически всю жизнь, 30 лет, до 1794 года. Вынужденный перерыв был только на период войны с Турцией в 1768-1774 годах.
Умер Румянцев в декабре 1796 года в имении Ташань под Киевом, через месяц после смерти императрицы Екатерины II. Похоронен в Киево-Печерской Лавре. Больших успехов в семейной жизни Петр Александрович не достиг. Да и собственно сама семейная жизнь его длилась не долго, всего 8-9 лет. Он посвятил всего себя служению отечеству. В 1748 году Румянцев женился по настоянию родителей на княжне Екатерине Михайловне Голицыной (1724-1779), брат которой, генерал-аншеф Александр Михайлович (1723-1807), был назначен в 1768 году, в первую русско-турецкую войну командующим 1-й армией. За медлительность в ведении боевых действий он через 1,5 года был смещён с должности, не смотря на то, что им были взяты крепости Хотин и Яссы (императрице об этом почему-то не доложили). В 1770 году волею судьбы и императрицы Пётр Румянцев заменил своего шурина на этом посту. Но всё это произошло позднее, через 21 год после его женитьбы.
В 1748 году Румянцеву было 23 года. До свадьбы он вёл довольно разгульный образ жизни, куралесил, поэтому его и женили. Повторялась история царя Петра I (пошёл по стопам предполагаемого отца-императора?). Румянцев был в молодости буйным: крепко выпивал, водил компании сотоварищей, волочился за женщинами, дрался. Физически сильный, статный, решительный, он нравился женщинам. Неоднократно дрался на дуэлях, очень метко стрелял, мог попасть на лету в подброшенную вверх монету. Любовные интриги сменялись дуэлями и драками. Императрица Елизавета всё ему прощала, когда ей рассказывали о его похождениях, она только громко смеялась и называла его "королём скандалов".
Когда на следующий год умер его официальный отец, генерал-аншеф и дипломат, Александр Иванович, Пётр Александрович остепенился, вступил в наследство, занялся семьёй и немалым хозяйством. Род Голицыных был старинный, большой и именитый. Жена Румянцева была статс-дамой и гофмейстериной при дворе. Она родила трёх сыновей: Михаила (1751-1811), Николая (1754-1826) и Сергея (1755-1838). Первый стал генералом, второй канцлером, а третий – дипломатом и писателем. Вполне успешные, уважаемые и обеспеченные люди, но по непонятным причинам ни один из них не был официально женат. Поэтому род Румянцевых на детях Петра Александровича пресёкся.
В 1756 году началась 7-летняя война с Германией, в которой 31-летний Румянцев, командир Воронежского полка, начал свою боевую деятельность. В 1757 году Пётр уехал на войну, и на этом, на 9-том году после свадьбы, его семейная жизнь закончилась.
В военном деле Румянцев был великим новатором. Он заменил линейную тактику ведения боя, которая культивировалась во всей Европе, на тактику дивизионных и батальонных каре (вместе пехота, кавалерия и артиллерия) в сочетании с рассыпным строем. Это позволяло быстро маневрировать войсками в ходе боя и наносить концентрированные удары. Эту тактику подхватил, успешно применял в дальнейшем и развивал А.В.Суворов, который считал Румянцева своим учителем.
Пользуясь этой тактикой, П.А.Румянцев одержал победы практически во всех сражениях первой русско-турецкой войны, причём над значительно превосходящим по численности противником. Европейская, линейная тактика ведения боя заключалась в следующем. Противники находили большое, ровное поле, без каких-либо препятствий. Потом каждая сторона выстраивалась в 2-3-4 шеренги друг напротив друга на расстоянии ружейного выстрела. Так как численность армий доходила часто до 100 и более тысяч человек, эти шеренги часто вытягивались на несколько километров. Стоя в полный рост, противники начинали палить друг в друга из ружей. Первая шеренга выстрелит и отходит назад, пропуская вперёд вторую шеренгу и т.д. Пока вторая и следующие шеренги целятся и производят выстрел, первая должна успеть зарядить ружья, и выйти вперёд, готовая к следующему выстрелу. В то время процесс заряжания ружей был довольно хлопотным делом и занимал достаточно много времени. Чтобы успеть зарядиться солдат выстраивали в 3-4 шеренги. Пока дойдёт до первой шеренги очередь делать второй выстрел, она должна успеть зарядить своё оружие. Ложиться, прятаться от пуль и убегать было категорически запрещено. Это было похоже на дуэль, только не между двумя людьми, а между целыми армиями. Эта тактика зародилась в Германии, её автором был знаменитый прусский король Фридрих II. Фридрих Великий был бит неоднократно Румянцевым в 7-летней войне. Можно сказать, что эту войну выиграл Румянцев, а не командующий русской армией фельдмаршал Степан Апраксин. Благодаря инициативным решительным действиям Румянцева, командовавшего бригадой, русским удалось одержать победу в главной битве этой войны, при Гросс-Егерсдорфе. Фридрих Великий говорил своим генералам:"Остерегайтесь, сколь возможно, этой собаки - Румянцева, прочие для нас не опасны!".
Румянцев отказался от линейной тактики ведения боя. Он выстраивал батальоны в прямоугольные карэ, усиливал их по краям конницей и артиллерией, а внутри карэ располагались обоз с запасом боеприпасов, запасные лошади и медицинская команда.
Соединив несколько карэ в одну ударную группу, Румянцев без труда пробивал выстроившиеся перед ним 2-4 шеренги противника, ломал их построение и начинал бить вражеские шеренги с тыла, слева и справа. Противник, опешив от неожиданных действий русских войск, бросал своё оружие и налегке в панике бежал, куда глаза глядят! Я описал упрощённую, принципиальную картину ведения боевых действий, в реальности всё было намного сложнее, но такая тактика русских успешно работала. Румянцев внёс решающий вклад в победу и в Кунерсдорфском сражении, когда решалась судьба всей кампании. Немецкая армия была полностью разгромлена, Фридрих остался практически без армии, и только Пётр Третий, пришедший в России к власти, спас своего кумира Фридриха от полнейшего уничтожения. Петр 111 предал русскую армию, вернул Фридриху все завоёванные русскими за 7 лет земли, за что, собственно, и поплатился, был свергнут гвардейцами с престола и убит. Самая выдающаяся победа Румянцевым была одержана 21.07 (01.08) 1770 года на реке Кагул в первой екатерининской русско-турецкой войне. В этом сражении русские полки численностью 27 тысяч человек при 118-ти пушках разнесли в пух и прах 150 тысяч турок со 150-ю пушками (5-кратное превосходство в людях). Но применённая Румянцевым новая тактика, решительность и дерзость, хитрость и маневр принесли русским победу. "Пуля - дура, а штык - молодец". Румянцев неоднократно лично ходил с бойцами в штыковые атаки и даже принимал участие в жестких сабельных рубках. Эта победа резко изменила характер и дальнейший ход войны. Турки были сломлены морально! Они потеряли боевой дух и больше не верили в то, что смогут одолеть русских. За Кагул Румянцев получил Орден Святого Георгия 1-й степени. Румянцев в дальнейшем взял ещё несколько крепостей (Килию, Измаил …), при этом турки были настолько напуганы, что практически не оказали никакого сопротивления. Турки запросили мира, когда в 1774 году Румянцев обошёл крепость Шумлу и отрезал её от сообщения с Андрианополем; турки поняли, что будет им второй Кагул. Началась страшная паника, и, спешно, 27 июля (7 августа по новому летоисчислению) был подписан Кючук- Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия вышла к Азовскому и Чёрному морям. Цель войны Россией была достигнута! Не зря первую екатерининскую русско-турецкую войну 1768-1774 годов называют Румянцевской, а самого фельдмаршала Задунайским!
Конечно, такой заслуженный и знаменитый человек, как Румянцев, затмевал молодого, не имевшего таких великих заслуг, князя Потёмкина, за что Пётр Александрович вынужден был покинуть театр военных действий и отправиться в Киев исполнять свои генерал-губернаторские обязанности. Во второй русско-турецкой войне этот великий полководец, к сожалению, практически участия не принимал. В 1789 году он поселился в своём имении Ташань, где построил себе дом в виде крепости. Поняв, что время его прошло, он уединился в одной из комнат, ни с кем не общался, делал вид, что не узнаёт своих сыновей. Жена его давно умерла, в 1779 году, внуков законных не было, и он так, в уединении, отошёл в мир иной вслед за императрицей Екатериной 2-й, в возрасте 71 года. Во время Великой Отечественной войны могила Румянцева в Киево-Печерской Лавре была осквернена и разорена фашистскими захватчиками.
Лысов А.В. январь-март 2020 года, Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №220032200727