Дорога к саду. ч. 5 Что делать?
Возле списков с оценками за сочинение правостороннее движение притормаживало и после некоторой паузы начинало терять свою похожесть. Левый, обратный, поток уже нёс на себе всю гамму человеческих чувств, от ликования до отчаяния.
Расстроенных лиц было больше. Вот и Вера, найдя свою фамилию в списках, поняла: дверь филфака перед ней с треском захлопнулась. Значит, прав был директор интерната, когда советовал ей выбрать вуз попроще.
Забрав свои документы, расстроенная Вера вышла из здания на Университетскую набережную. Перешла дорогу и остановилась у парапета Невы. Спешить было некуда.
Облокотившись на гранит, несостоявшаяся студентка углубилась в невесёлые мысли о том, что теперь делать. Решая извечно русский вопрос, Вера машинально переводила взгляд с теплохода на Адмиралтейство, с Адмиралтейства на свадебный кортеж возле Медного всадника. Бронзовый кумир на противоположном берегу реки привычно мчался сквозь века к только ему известной цели. Но сегодня в этой знакомой картине Вера увидела одну, ранее не замеченную, деталь: рука царя указывала на здание университета.
Решение пришло молниеносно. Словно подчиняясь приказу Петра, девушка круто развернулась и опять направилась в приёмную комиссию филологического факультета. Оттуда она вышла с листком абитуриента вечернего отделения.
Прошёл месяц напряжённых занятий. Для Веры подошла пора второй, и последней, попытки взять заветную высоту.
Девушка шла в университет через Дворцовый мост. Все её мысли были сосредоточены на предстоящем экзамене, поэтому она, вопреки обыкновению, не обратила никакого внимания на красивейшую панораму акватории Невы.
Вышла на набережную и пошла вдоль парапета. Вот и ступеньки к Неве. Боковым зрением отметила какое-то движение на нижней площадке спуска. Посмотрела вниз и в трёх метрах от себя увидела тело утонувшей женщины, которое только что извлекли из воды. Рядом суетились какие-то люди.
Потрясённая Вера отвела взгляд от страшной картины, но лицо утопленницы накрепко отпечаталось в сознании.
«Плохой знак, - мелькнуло в мозгу Веры. - Сочинение не напишу».
Поддавшись приступу малодушия, девушка повернула обратно, к мосту. И в этот миг ей вспомнились слова мамы: «Здесь учился Тургенев, и здесь будешь учиться ты». Их она сказала десятилетней Вере, когда мать с дочерью стояли напротив здания филологического факультета. Это было за два года до той страшной аварии, которая перечеркнула мамину жизнь.
Вера минуту поколебалась, затем перебежала дорогу в неположенном месте и, прикусив губу, чтобы не расплакаться, направилась к университету. Вот и знакомое зеленоватое здание, вестибюль с взволнованным молодым морем, истёртая подошвами мраморная лестница и та же аудитория на втором этаже.
Когда Вера в неё вошла,то увидела, как миловидная женщина дописывала на доске тему сочинения. Мелок красиво выводил: ( По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
"Мистика какая-то", - подумала Вера, но неожиданное вмешательство судьбы в ход событий подействовало на неё успокаивающе.
С мыслью о том, что всё будет хорошо, девушка принялась за сочинение.
А через неделю в её листке абитуриента появилась первая запись:
сочинение – 5 (отлично).
Глядя на этот пропуск в новую жизнь, Вера тогда ещё не ведала, что Тургенев будет её счастливым билетом на протяжении всех студенческих лет.
Прошёл месяц, и Вера была зачислена на вечернее отделение филфака. Теперь утром Веру поглощала проходная НИИ – и время останавливалось, а вечером в аудиториях университета оно летело незаметно.
Особенно ей нравились лекции профессора Макогоненко. Он, попыхивая сигарой, расхаживал по аудитории и рассказывал о жизни и творчестве Пушкина. Иногда с прошедшего времени переходил на настоящее. Тогда казалось, что можно выглянуть в большое окно аудитории и увидеть, как молодой Пушкин во фраке и с тростью идёт вдоль Невы в Коллегию иностранных дел.
После лекций переполненная впечатлениями Вера шла домой по вечернему Невскому проспекту и думала, что наступила самая интересная пора в её жизни. Судьба словно повернулась к ней лицом. Она ещё не знала, что жизнь приготовила ей новый подарок – перевод на дневное отделение.
Со второго курса у Веры началась по-настоящему студенческая жизнь: то выезд на картошку, то экспедиция в псковскую деревню. Настало время и для музейной практики. Стажировку Вера решила пройти в Спасском-Лутовиново, на родине Тургенева.
Свидетельство о публикации №220032300031
Замечательный рассказ и отлично подобранная иллюстрация.
С самого начала я словно окунулся в свою юность.
Сколько раз я с замиранием в сердце подходил к такой доске со списками оценок за очередной экзамен. Особенно при поступлении в институт, когда во многом решается судьба. Слава Богу и школьным преподавателям, у меня все сложилось так, как я хотел. И как больно было смотреть на тех, кому не повезло. Особенно на девчонок. Многие откровенно плакали и это было невозможно видеть и нельзя помочь.
Спасибо большое за такой рассказ.
С удовольствием жму "зелёную".
Здоровья! Удачи!
Виктор Ардашин 29.04.2021 05:43 Заявить о нарушении
Вы всегда ко всем добры. Спасибо Вам за это.Будьте здоровы. Счастливого детства Вашей внучке Настеньке.
С уважением
Любовь Лайба 29.04.2021 21:28 Заявить о нарушении
Но добр я, отнюдь, не всегда.
Бывает и так:
http://proza.ru/2020/09/14/1279
А что делать? Не люблю откровенного хамства. Да еще исходящего от малограмотных индивидов.
С уважением,
Виктор Ардашин 30.04.2021 07:19 Заявить о нарушении