Блок. Дали слепы, дни безгневны... Прочтение
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни — над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат
Брата брат из дальних келий
Извещал: «Хвала!»
Где-то голуби звенели,
Расплескав крыла
С золотистых ульев пчелы
Приносили мед.
Наполнял весельем долы
Праздничный народ
В пестрых бусах, в алых лентах
Девушки цвели…
Кто там скачет в позументах
В голубой пыли?
Всадник в битвенном наряде,
В золотой парче,
Светлых кудрей бьются пряди,
Искры на мече,
Белый конь, как цвет вишневый.
Блещут стремена…
На кафтан его парчевый
Пролилась весна —
Пролилась — он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом.
На зеленых встанет кручах
В блеске заревом,
Где-то перьями промашет,
Крикнет: «Берегись!»
На коне селом пропляшет,
К ночи канет ввысь…
Ночью девушкам приснится,
Прилетит из туч
Конь — мгновенная зарница,
Всадник — беглый луч…
И, как луч, пройдет в прохладу
Узкого окна,
И Царевна, гостю рада,
Встанет с ложа сна…
Или, в злые дни ненастий,
Глянет в сонный пруд,
И его, дрожа от страсти,
Руки заплетут.
И потом обманут — вскинут
Руки к серебру,
Рыбьим плёсом отодвинут
В струйную игру…
И душа, летя на север
Золотой пчелой,
В алый сон, в медовый клевер
Ляжет на покой…
И опять в венках и росах
Запоет мечта,
Засверкает на откосах
Золото щита,
И поднимет щит девица,
И опять вдали
Всадник встанет, конь вздыбится
В голубой пыли…
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнёт.
Вихрь, исполненный видений, —
Голубиный лет…
Что мгновенные бессилья?
Время — легкий дым…
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим?
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
Апрель-май 1904. С. Шахматово
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
«Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
И, конечно, поэт хотел подчеркнуть всё-таки не только значение стихотворения, но и именно – место написания. «С. Шахматово», которое означало «село Шахматово», но рядом с «С. Санкт-Петербургом» Блоком наверняка расшифровывалось как «Святое Шахматово» – место его «мистического лета». Три года назад именно так – время и место писания он указывал под стихотворениями, описывающими его мистические прозрения.
А теперь…
Антураж стихотворения – «спящая царевна», «узкие окна теремов», красные копья заката – «блеск заревой», – всё это из сюжета о страннике.
Вот, прошлой осенью («Вербная суббота»):
«Боярышни тихо идут в терема
По улице веет, гуляет весна.»
И появляются «гости заморских племен/ И, может быть, поздних, веселых времен.», которые провозглашают: «Что было на небе — теперь на земле!». Правда наверное им, кажется, только одна… боярышня? царевна? –
«…Там было свиданье. Там был разговор.
И к утру лишь бледной рукой отперлась,
И розовой зорькой душа занялась.
1 сентября 1903. С.-Петербург»
Далее «царевна» появятся уже зимой («Царица смотрела заставки»):
«…Царевна румяней царицы —
Царицы, ищущей смысла.
…У царицы синие загадки —
Золотые да красные заставки.
…Ты сильна, царица, глубинностью,
В твоей книге раззолочены страницы.
А Невеста одной невинностью
Твои числа замолит, царица.
14 декабря 1902»
Стихотворение, которое неожиданно даёт ещё одно сопряжение с миром «Северной симфонии» Андрея Белого (Первое – это мир, «где у берега рябь и камыш»)
Потом будет стихотворение, которое Блок сделает вступлением к «Стихам о Прекрасной Даме»:
«Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
28 декабря 1903»
...которое в подсветке реалий А. Белого приобретает неожиданный смысл: жених у его царевны – он, вообще-то, чудовище.
Далее («Я вырезал посох из дуба»):
«…Одежды бедны и грубы,
О, как недостойны подруги!
Но найду, и нищий, дорогу,
…Ввечеру постучусь в оконце.
И откроет белой рукою
Потайную дверь предо мною
Молодая, с золотой косою,
С ясной, открытой душою.
Месяц и звезды в косах…
«Входи, мой царевич приветный.
25 марта 1903»
В нем «царевич» порядком обветшал, и царевна никаких «красных тайн» ему не сулит, и он сам явно не «провидец и обладатель тайны».
(
Ал. Блок, из дневника 1918 года:
«АПРЕЛЬ 1901:
…Тут происходит какое-то краткое замешательство («Навстречу вешнему…»). Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими “слезы, огонь и песню”, но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим — “потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу” ( т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»
И следующее стихотворение сюжета только подтверждало эту мысль («Просыпаюсь я — и в поле туманно»):
«…И пробуждение мое безжеланно,
Как девушка, которой я служу.
Когда я в сумерки проходил по дороге,
Заприметился в окошке красный огонек
Розовая девушка встала на пороге
И сказала мне, что я красив и высок
В этом вся моя сказка, добрые люди
Мне больше не надо от вас ничего:
Я никогда не мечтал о чуде…
2 мая 1903»
Да и он – не царевич… да и она – не царевна…
И вот теперь это… Идёт вечная игра, каждой весной (Будут вёсны в вечной смене) Прекрасная Дама даёт знак: «И поднимет щит девица» и мчится к ней по её зову витязь:
И опять вдали
Всадник встанет, конь вздыбится
В голубой пыли…
Но что ждёт его там? Радостное приветствие «вставшей с ложа» девицы-красавицы или...
Или, в злые дни ненастий,
Глянет в сонный пруд,
И его, дрожа от страсти,
Руки заплетут.
И потом обманут — вскинут
Руки к серебру,
Рыбьим плёсом отодвинут
В струйную игру…
Или морок это бесовский с русалками и их «струйными» смертельными обманами? Вот к чему свелись «рассыпавшиеся жемчуга» и серебряные плёсы – к нечистым играм немёртвых утопленниц…
Да, это только один из вариантов, но сказал бы кто о нём Блоку весной 901-ого года…
Свидетельство о публикации №220032300501