Блок. Дали слепы, дни безгневны... Прочтение

                Дали слепы, дни безгневны,
                Сомкнуты уста.
                В непробудном сне царевны,
                Синева пуста.

                Были дни — над теремами
                Пламенел закат.
                Нежно белыми словами
                Кликал брата брат

                Брата брат из дальних келий
                Извещал: «Хвала!»
                Где-то голуби звенели,
                Расплескав крыла

                С золотистых ульев пчелы
                Приносили мед.
                Наполнял весельем долы
                Праздничный народ

                В пестрых бусах, в алых лентах
                Девушки цвели…
                Кто там скачет в позументах
                В голубой пыли?

                Всадник в битвенном наряде,
                В золотой парче,
                Светлых кудрей бьются пряди,
                Искры на мече,

                Белый конь, как цвет вишневый.
                Блещут стремена…
                На кафтан его парчевый
                Пролилась весна —

                Пролилась — он сгинет в тучах,
                Вспыхнет за холмом.
                На зеленых встанет кручах
                В блеске заревом,

                Где-то перьями промашет,
                Крикнет: «Берегись!»
                На коне селом пропляшет,
                К ночи канет ввысь…
               
                Ночью девушкам приснится,
                Прилетит из туч
                Конь — мгновенная зарница,
                Всадник — беглый луч…
               
                И, как луч, пройдет в прохладу
                Узкого окна,
                И Царевна, гостю рада,
                Встанет с ложа сна…

                Или, в злые дни ненастий,
                Глянет в сонный пруд,
                И его, дрожа от страсти,
                Руки заплетут.
               
                И потом обманут — вскинут
                Руки к серебру,
                Рыбьим плёсом отодвинут
                В струйную игру…

                И душа, летя на север
                Золотой пчелой,
                В алый сон, в медовый клевер
                Ляжет на покой…

                И опять в венках и росах
                Запоет мечта,
                Засверкает на откосах
                Золото щита,

                И поднимет щит девица,
                И опять вдали
                Всадник встанет, конь вздыбится
                В голубой пыли…

                Будут вёсны в вечной смене
                И падений гнёт.
                Вихрь, исполненный видений, —
                Голубиный лет…

                Что мгновенные бессилья?
                Время — легкий дым…
                Мы опять расплещем крылья,
                Снова отлетим?

                И опять, в безумной смене
                Рассекая твердь,
                Встретим новый вихрь видений,
                Встретим жизнь и смерть!
                Апрель-май 1904. С. Шахматово

     Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
     «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
     И, конечно, поэт хотел подчеркнуть всё-таки не только значение стихотворения, но и именно – место написания.   «С. Шахматово», которое означало «село Шахматово», но рядом с «С. Санкт-Петербургом» Блоком наверняка расшифровывалось как «Святое Шахматово» – место его «мистического лета». Три года назад именно так – время и место писания он указывал под стихотворениями, описывающими его мистические прозрения.
     А теперь…
     Антураж стихотворения – «спящая царевна», «узкие окна теремов», красные копья заката – «блеск заревой», – всё это из сюжета о страннике.

     Вот, прошлой осенью («Вербная суббота»):
 
                «Боярышни тихо идут в терема
                По улице веет, гуляет весна.»

     И появляются «гости заморских племен/ И, может быть, поздних, веселых времен.», которые провозглашают: «Что было на небе — теперь на земле!». Правда наверное им, кажется, только одна… боярышня? царевна? –

                «…Там было свиданье. Там был разговор.

                И к утру лишь бледной рукой отперлась,
                И розовой зорькой душа занялась.
                1 сентября 1903. С.-Петербург»

     Далее «царевна» появятся уже зимой («Царица смотрела заставки»):

                «…Царевна румяней царицы —
                Царицы, ищущей смысла.

                …У царицы синие загадки —
                Золотые да красные заставки.

                …Ты сильна, царица, глубинностью,
                В твоей книге раззолочены страницы.
                А Невеста одной невинностью
                Твои числа замолит, царица.
                14 декабря 1902»

     Стихотворение, которое неожиданно даёт ещё одно сопряжение с миром «Северной симфонии» Андрея Белого (Первое – это мир, «где у берега рябь и камыш»)

     Потом будет стихотворение, которое Блок сделает вступлением к «Стихам о Прекрасной Даме»:

                «Отдых напрасен. Дорога крута.
                Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

                Дольнему стуку чужда и строга,
                Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

                Терем высок, и заря замерла.
                Красная тайна у входа легла.

                Кто поджигал на заре терема,
                Что воздвигала Царевна Сама?
                28 декабря 1903»

     ...которое в подсветке реалий А. Белого приобретает неожиданный смысл: жених у его царевны – он, вообще-то, чудовище.

     Далее («Я вырезал посох из дуба»):

                «…Одежды бедны и грубы,
                О, как недостойны подруги!
                Но найду, и нищий, дорогу,

                …Ввечеру постучусь в оконце.

                И откроет белой рукою
                Потайную дверь предо мною
                Молодая, с золотой косою,
                С ясной, открытой душою.
               
                Месяц и звезды в косах…
                «Входи, мой царевич приветный.
                25 марта 1903»

     В нем «царевич» порядком обветшал, и царевна никаких «красных тайн» ему не сулит, и он сам явно не «провидец и обладатель тайны».
(
Ал. Блок, из дневника 1918 года:
     «АПРЕЛЬ 1901:
     …Тут происходит какое-то краткое замешательство («Навстречу вешнему…»). Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими “слезы, огонь  и песню”,  но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим — “потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу” ( т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»

     И следующее стихотворение сюжета только подтверждало эту мысль («Просыпаюсь я — и в поле туманно»):

                «…И пробуждение мое безжеланно,
                Как девушка, которой я служу.

                Когда я в сумерки проходил по дороге,
                Заприметился в окошке красный огонек
                Розовая девушка встала на пороге
                И сказала мне, что я красив и высок

                В этом вся моя сказка, добрые люди
                Мне больше не надо от вас ничего:
                Я никогда не мечтал о чуде…
                2 мая 1903»

     Да и он – не царевич… да и она – не царевна…

     И вот теперь это… Идёт вечная игра, каждой весной (Будут вёсны в вечной смене) Прекрасная Дама даёт знак: «И поднимет щит девица» и мчится к ней по её зову витязь:

                И опять вдали
                Всадник встанет, конь вздыбится
                В голубой пыли…

     Но что ждёт его там? Радостное приветствие «вставшей с ложа» девицы-красавицы или...

                Или, в злые дни ненастий,
                Глянет в сонный пруд,
                И его, дрожа от страсти,
                Руки заплетут.

                И потом обманут — вскинут
                Руки к серебру,
                Рыбьим плёсом отодвинут
                В струйную игру…

     Или морок это бесовский с русалками и их «струйными» смертельными обманами? Вот к чему свелись «рассыпавшиеся жемчуга» и серебряные плёсы – к нечистым играм немёртвых утопленниц…
     Да, это только один из вариантов, но сказал бы кто о нём Блоку весной 901-ого года…


Рецензии