Диоген Синопский

   ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
   Мысли, приписываемые ему автором, но похожие на подлинные


   Спустя века после завершения моей долгой жизни, в римской культуре, среди многих других жёстких и чеканных фраз звонкого латинского языка, прозвучит мысль: «Ubi nihil vales, ibi nihil velis» (То, чего ты не можешь, ты не должен хотеть). И в этом – весь я.

   Я – капля, выброшенная  всплеском волны океана и высыхающая на лету.

   Я укрываюсь от мира в бочке (пифосе), но пребываю в истории.

   Я в восторге от вида на истину из бочки. И в бочке особенно гулко отдаются мысли.

   Я – не фальшивомонетчик. Я ценю чистое золото Истины. Монета – фальшивый критерий ценности. Естественная жизнь не знает такой меры. Этот кружок выкатился из придуманных категорий существования. Когда начинают процветать социальные слои, занимающиеся формальными операциями с условными ценностями, например, финансовые круги, социум уходит от живых источников существования, единственных твердых опор в реальном мире.

   Я – космополит, но не потому что у меня нет Родины, а потому что из одних мест меня изгнали, а в других - не приняли. Но признали везде.

   Свобода – обязательное условие для взлета по лестнице законов естества. Культура – это цепь, приковывающая раба к движению по кругу вокруг немногого выбранного из бесконечного данного.

   Культура – это дым безумия, поднимающийся от костра, на котором сжигают природные данности и все ценности свободного существа.

   Как по-доброму относиться к культуре, когда она набрасывает веревку на шею свободному человеку и тащит его на невольничий рынок?

   Животное связано инстинктами. Дикарь – инстинктами и обычаем. Цивилизованный дикарь – инстинктами, обычаем, стереотипами поведения и яростным стремлением освободиться от всего этого.

   Культура принудительна и репрессивна. Она должна вырастать из естественных стремлений и способностей человека, а на деле связывает его стремления и способности и гонит связанного человека по узкому коридору социальных требований сегодняшнего дня, а нередко – и вчерашнего.

   Площадная демократия. Звериный рев демократии с площади.

   Появление формальных критериев, организующих социальную жизнь, превращает направленное движение естественной жизни в условную игру. А поскольку это уже не свободное движение жизни, а всего лишь игра с условными ценностями, она может продолжаться без реального развития, пока человек существует как социально-биологический вид. Необходимо выйти из игры и развиваться. Иначе человек лишит себя пути даже по лестнице вида. (Это – не лучший путь, но, всё-таки, путь.) Уже сегодня человек, выбиваясь из сил, бежит по кругу.

   Мы движемся. И нам нравится думать, что мы идем вперед. А на деле мы можем идти по кругу, маршировать на месте и даже пятиться назад. И когда я вижу людей, скованных цепями или чужими желаниями, внушенными им как их долг, я вспоминаю, что у животных нет рабов, и хочу вернуться обратно – опуститься на четвереньки, обрасти шерстью и скрыться в чаще леса. Звериная тропа лучше дороги людей. Среди людей нет свободных. Тираны тоже рабы. Они безумны, ибо не испытывают счастья от бытия, но держатся за свою жалкую жизнь всеми силами раба, украшающего свои немногие дарованные свыше желания сверканием мертвых камней и металлов, гирляндами умирающих растений и россыпями лживых и поэтому пустых слов. И это они называют культурой. Эта культура породила все орудия мучений и умерщвления животных и подобных себе и выковала все цепи, вырывающие человека из свободного развития по законам естества.

   Культура – это работа, создающая эстетику человеческой жизни и, по необходимости, соглашающаяся с присутствием минимальной этики в жизни людей.

   Стремления каждого человека должны быть услышаны и утолены. Мнение большинства, подавляющее мнение меньшинства, - не демократия, а социализированная модификация звериной победы сильного над слабым. Мнение большинства – это тяжелый каток настоящего, не помнящий прошлого и не провидящий будущего. Настоящее – это неизмеримо тонкая плоскость, летящая по оси Времени и разделяющая Вечность на прошлое и будущее и, с точки зрения Вечности, висящая неподвижно, ибо не изменяется ни одна половина Вечности – и прошлое, и будущее продолжают одинаково бесконечно простираться в Вечности по обе стороны настоящего.

   Моя философия – это философия «бреющего полета». Я очень низко лечу над правдой жизни, не поднимаясь к  Истине. Я вдавливаюсь в плоскость из четырехмерного мира, «прожигаю» настоящее и выпадаю в Вечность.

   Одно Солнце светит всем, одна Луна колдует над всеми снами и бессонницами. Запах хлеба и его вкус одинаковы для всех. И вода одинаково утоляет всем жажду. Для всех зеленеет трава и синеют моря с небесами. А мы все – разные, разными глазами смотрим на мир и друг на друга, разного хотим от жизни.
   Мы все живем в одном мире, но, всё-таки, каждый живёт в своём мире, построенном своим умом и своим безумием. Безумие расчленяет единый мир на множество миров, развернувшихся в сознаниях людей.

   Гипертрофированно избыточные потребности человека превращают задуманное гармоничным существо в чудовище, и храм природы становится для него сумасшедшим домом. Каждый заперся в своём уединённом сознании, горячечно думает, что свободы нет, не отдаёт ключей от узилища, и сам порога не переступает.
 
   Нет свободы Воли. Есть Воля, как единственная возможность пользоваться свободой. У животного нет воли. Поэтому животное не свободно. И человек не свободен в той мере, в какой он – животное. Например – в примирении с жизнью в иерархическом обществе, которое он унаследовал от своей прежней животной жизни.
   Жизнь в иерархическом социуме глубоко враждебна свободе в человеке.
   Не может свободный человек жить в мире, созданном рабами.
   В таком мире может жить только раб. Даже если он называется рабовладельцем.

   - Свободы! – вопиёт душа раба. Но раб остаётся рабом, если в нём не живёт свобода.
   Свободу нельзя дать. Свободным можно только быть. В любых внешних оковах. Без оков, конечно, лучше, но можно быть свободным и в них, раз уж так получилось. Я был ввергнут в рабство. Когда меня продавали на невольничьем рынке, я кричал с помоста: «Кто хочет купить себе хозяина?!» И прожил жизнь свободным человеком.


Рецензии
Браво! Хорошо написано. Мысли - его. Заблуждения - похоже тоже. :)) Пошучу: "У животного нет воли. Поэтому животное не свободно". - Вообще-то: Поэтому животного нет. (А не "не свободно"). Поясню: Швабра не может быть собеседником. В этом смысле ее "нет" (как контрагента, собеседника, личности, субъекта). Ключевое слово "квалиа". Нет квалиа - нет воли. Нет воли - значит, "его" нет.
Как нет бота, робота. Есть лишь имитация поведения. Совершенная.
Но то, что его "нет", вовсе не означает, что его (бота, швабру, животное, планету) нужно разрушать (притеснять, ломать, уничтожать). Наоборот. Причин для этого много. В основе их - любовь к Богу. Вовне себя и внутри себя.

Все это не слишком важно для Диогена. Но, тем не менее, вывод "человек не свободен в той мере, в какой он животное" - не вписывается. Потому что "Жизнь в иерархическом социуме глубоко враждебна свободе в человеке", ибо "Культура принудительна и репрессивна". А это значит, что "человек не свободен в той мере, в какой он – окультурен", т.е. в какой мере он "человек", "анти-животное". Так что нужно выбрать: человек несвободен в той мере, в какой он животное? или в какой мере он не-животное? Животное, пошучу, не только "не свободно" :))) - оно и в рабство продать меня не может. Что означает, что человеческое сильнее ограничивают мою свободу, чем животное. :))) Или речь должна идти о 2-х разных видах "свободы - несвободы". В одном случае меня делают несвободным мои заблуждения, предрассудки, в другом - ограничения, обязанности, создаваемые обществом, культурой.

Всего хорошего!
С уважением.

Александр Клейн
02.04.2020

Александр Клейн   02.04.2020 01:44     Заявить о нарушении
Спасибо за обстоятельные рассуждения. Такое дарят нечасто.
Теперь пара реплик. Животное больше принадлежит своему виду, чем человек - своему.Оно плотнее "повязано" инстинктами. Среди животных не может быть "еретиков". Значит, у него меньше "степеней" свободы.
Культура далеко не всегда "очеловечивает" человека. Вспомним один из крайних случаев - языческие культуры с человеческими жертвоприношениями. А участие в войнах людей, совершенно не собиравшихся убивать?
Это - очень кратко. Вы "задели" большие вопросы. Всего самого доброго.

Александр Гаврилов 7   02.04.2020 19:28   Заявить о нарушении
Кажется нет лучшего определения свободы. чем марксистское. Свобода есть осознаная необходимость. В мире есть только относительная свобода субъекта живой материи, всегда ограниченная его природной нишей (геномом). С этой т.з. свобода субъекта фауны в том числе и человека это отсутствие для него в данный момент времени ограничений на его повадки и поведение. С этой т.з. человек это абсолютно не свободное существо, могущее жить только в человеческом обществе в рамках его искусственных законов, всегда ограничивающих его природные, животные инстинкты.

Вячеслав Бикташев   05.06.2020 09:48   Заявить о нарушении
Спасибо за развёрнутое суждение.
Процентов на 95 я тоже - материалист. На сегодня, материализм - наиболее развернутая и последовательно проработанная философская система.
Но хочется думать, что мы,всё-таки, ещё не всё знаем: мы же совсем недавно "слезли с дерева" и не весь наш человеческий потенциал проявлен.

Александр Гаврилов 7   05.06.2020 19:17   Заявить о нарушении
С научной т.з. мы не человеки. а хомо сапиенсы у которых изначально никакого человеческого потенциала не может быть в принципе. Человек самозванец, человек в природе не существует, человек это религиозый миф. Но вот человеческое общество с его историей это реальность и оно действительно обладает человеческим потенциалом, который растёт во времени. Именно благодаря человеческому потенциалу из новорожденого младенца маугли общество в течение его жизни делает человека. Надеюсь этот мой текст это недостающие 5%. которые сделают из Вас 100%-ного материалиста.

Вячеслав Бикташев   05.06.2020 19:51   Заявить о нарушении
Спасибо. Принимается.

Александр Гаврилов 7   05.06.2020 20:44   Заявить о нарушении
А, оказывается, я это уже читал, и даже ответил. Вот и отлично. Обсуждать тут нечего. Все, что пишет автор, показывает автора. Что ж тут обсуждать? :))) А все остальные вопросы - это, вообще, мелочи. :) Привет!

Александр Клейн   10.09.2020 10:35   Заявить о нарушении
Я извиняюсь за вторжение.
Если я правильно понял, автор любезно преподнес нам мысли Диогена. Ничего не имею против. Приятно было познакомиться с Диогеном. Но...

Диоген жил очень давно и не знал что животное отличается от человека тем, что человек имеет свободу выбора между добром и злом, а животное нет. Но его философские поиски поистине интересны в этой связи.

Юрий Лазин   14.04.2023 07:19   Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.
Предлагаю небольшое уточнение о человеке: человек способен отличать Добро от Зла, но свободой выбора обладает не всегда и нередко делает то, к чему не лежит душа: для свободы он слишком социализирован.

С уважением


Александр Гаврилов 7   15.04.2023 00:41   Заявить о нарушении
Александр, а можно глупый вопрос? Почему так происходит?

Юрий Лазин   15.04.2023 08:59   Заявить о нарушении
На умный вопрос предлагаю тривиальный ответ - из классики: "Живя в обществе, нельзя быть свободным от общества". Культура, в которой мы живем делает нас такими, какие мы есть, даже в том, в чём мы с ней не согласны. И различение Добра и Зла формируется той же культурой. Выражение: "Я люблю человека" по-разному понимается людоедом и гуманистом - они сформированы разными культурами.
Кроме того, в понимаемом нами мире, состоящем из причинно-следственных цепочек, ощущение свободы - вещь очень субъективная.

С уважением

Александр Гаврилов 7   15.04.2023 19:17   Заявить о нарушении
А интересный подход к свободе, через культуру. Особенно, когда людоеда мы считаем культурным человеком. А не кажется ли вам, что культурой нельзя нпзвать свод традиций и обычаев, котлоый ограничен и не развивается?

Вообще то, говоря о свободе, которую чуть ли не боготворил Диоген, я имел в виду, что свободы не может быть в мере понимания Диогена. Больше, чнм на 50% свободы не бывает. Грубо говоря, если ты свободен от зла, то ты зависим от добра и наоборот. В этой формуле ни один людоед не может надеяться на мвою "культуру". Здесь всё по иатематичнскт точно. Если что отнимется, то что то поибавится. А уж мы, даже людоеды, делаем свой выбор.

Юрий Лазин   15.04.2023 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.