В кличке собаки заложен интеллект хозяина

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (102)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1618


 Классическое выражение «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу кто ты» придумал греческий поэт Еврипид ещё до нашей эры. В обиход умное высказывание запустил испанский писатель Сервантес, применив его в романе «Дон Кихот». Я же решил использовать бесспорно правильное изречение в осмыслении кличек собак на собственном примере.

 На протяжении всей жизни меня сопровождали друзья семьи – собаки. Не постоянно – с перерывами. Поначалу ввиду малолетства не я давал им имена, поскольку родители не прислушивались к мнению собственного карапуза.

 Всегда у нас были Барсики. Барка появилась лишь потому, что оставленный от приплода названный Барсиком щенок вдруг с возрастом оказался женщиной. Соответственно и имя изменило пол, сохранив корень. Барсик метаморфозировался в Барку.

 Не отличались оригинальностью имён и соседские собаки: Пальмы, Жуки, Жучки, Тузики, Шарики… Как по жизни у людей: Вальки, Коли, Володи, Тамары…
 Такое обезличивание кличек собак и человеческих имён с возрастом стало раздражать меня. Скажи, что по двору бегал Тузик, надо назвать его фамилию, вернее фамилию хозяина, чтобы поняли, чей пёс. А как понять, какая Валька что-то сказала, если в моём 18-квартирном доме живут три Вальки, три Тамары, две Зинки, две Наташи, две Гали, два Лёшки? И это только взрослые жильцы.

 Вступив в самостоятельную жизнь, я не сразу понял, что в каждой кличке и в каждом имени должны быть заложены определённый смысл и необычное звучание. Многие называют своих чад по имени близких родственников. Лично я получил имя в знак любви бабули Анэты к своему сбежавшему от сталинского «правосудия» сыну Владимиру Шушкевичу, который для маскировки в Кировской области перевоплотился в Александра Грибанова.

 Хорошо, если дед был Денисом или Макаром. Тогда внук получит редкое имя, и для идентификации к нему не надо будет приставлять пояснительное дополнение вроде моего: Вовка Анэтин или Вовка Ольги Ильиничны. А если дед был Сергеем или Колем? Тогда внук окажется почти что без имени. Это как в Индии половина населения бесфамильное, т.е. носит одну фамилию Сингх, а в нашей безликой Слободе так же безлика фамилия Дёмка, после обрушения сельского населения переделанная в Демко. Она самая распространённая.

 Я сам дал маху в начале семейной жизни, назвав сыновей по имени моих лучших друзей детства: Валерик и Алик. Но такие имена хоть немного не очень сильно распространённые. Тёща при рождении одного из внуков настаивала назвать его Колей в честь мужа её сестры. Я сразу отрезал: это всё равно, что человек без имени.

 С возрастом я прозрел в отношении человечьих имён. И не без моей подсказки у меня появились внучки Святаслава и Родаслава. Именно так, как написано. Отец их даже специальное заявление писал, чтобы включить в реестр беларусских имён имена малышек в именно таком написании. Ведь первая часть сложного имя Святаслава означает не «святая», а «праздник», что в переводе с русского на беларусский будет «свята», а первая половина имени Родаслава означает «род»: рода слава, т.е. гордость рода Шушкевичей. И у моих внучек получились единственные в мире имена. Их не будут путать в садике и школе, для пояснения прибавляя фамилию.

 Ух, какое большое вступление получилось, поскольку сюжет этого моего мемуара задуман как анализ бессмысленных собачьих кличек. Однако принцип придумывания имён и кличек один и тот же. Так что переключаюсь на наших четвероногих друзей.

 Когда я взрослел, по деревням возили кинопередвижки. Где нет клуба, фильмы показывали в школе. Нет школы – в частной хате. Сразу две картины крутили. И всегда новые. Один киномеханик обслуживал шесть деревень: по дням недели плюс один выходной. Так что всякий сельчанин мог каждый вторник, среду и т.д. смотреть сразу два фильма. Они никогда не повторялись. Краткое содержание картины мы уже знали из журнала «На экранах Беларусі», который выписывали все дети. И уже в старшем школьном возрасте я возмущался после просмотра двух интересных лент: «Белый Бим Чёрное ухо» и «Ко мне, Мухтар!». По всем деревням люди помешались на фильмах и начали называть своих собак Бимами и Мухтарами. Мне это говорило не о любви крестьян к искусству, а об отсутствии в их сознании маломальской фантазии. Не могут сами осознанно назвать своих друзей со смыслом, а бездумно копируют чужой труд.

 Когда я завёл собственную семью и поселился в Лепеле, без прогулов на выходные совершали семейные автобусные поездки в Гадивлю помогать матери вести хозяйство. Очень любил бесполезных домашних животных – собак, поскольку с ними можно было играться. И ненавидел полезных – коров и свиней, поскольку на них надо было очень тяжело вкалывать. В начале 80-х завёл себе в деревне щенка. А как назвать? Не Бим же или Мухтар – ведь у меня собственной фантазии хватает. Как раз в 1981 году президентом Америки стал Рональд Рейган. А я уже тогда был плохим советским человеком и почитал главного врага СССР – Америку. В знак уважения к ней и назвал своего воспитанника Рейганом.

 Умным был Рейган. Однажды мамка на косьбе повесила свой «тормозок» на сук и забыла. Вечером обнаружила, что исчез Рейган. Поискала, поскорбела и успокоилась. Когда утром возвратилась на сенокос, Рейган лежал под висящим на суку кульком – сторожил. На радостях мамка отдала сторожу всё содержимое торбочки. Впрочем, имя Рейган она не выговаривала. У неё получалось: Рэга.

 Рейган был нагл. Пошли с братом Васькой в лес отмечать Пасху, так пришлось палкой отгонять друга от импровизированного стола. Предназначенное ему угощение пса не устраивало.

 Васька пас колхозных коров. Чтобы в обед перекусить, залезал на дерево, иначе Рейган отнимет. А пастухом пёс был отменным.

 Рейгана уговорил отдать ему в Велевщину второй пастух Юрка Дивин. Согласились – всё равно будем видеть каждый день, ведь Юрка пас гадивлянских коров. И я сразу пожалел о том, поскольку новый хозяин переименовал Рейгана в Шайтана. Впрочем, осмысленно – раньше работал на нефтеразработках среди северных народностей. Мы с Васькой продолжали звать Шайтана по-старому.

 Вскорости у нас появился второй щенок. А тогда уже начал завоёвывать позиции американский доллар. И мы назвали нового друга Баксом. Бакс рос и становился хорошим пастухом. Был забавным. Но его разорвал Рейган-Шайтан. Может из ревности.

 Завели сына Рейгана – не будет же он убивать собственное чадо. А как назвать? Взялись с Васькой советоваться. И пришли к заключению, что лучшим именем будет Зам. В смысле «заместитель». Были Рейган и Бакс, а теперь появился их Зам. Коротко и убийственно: Зам! Как палкой по голове. Всегда отзовётся. Характеристику Зама память не сохранила.

 Загорелся я завести друга в городской квартире. Прослышал про щенков в Беленице. Договорился с хозяином. Пришёл к нему с бутылкой водки. Лёнька Галай поставил ещё столько. К концу дня оказалось, что я уже домой не дойду. Пришлось ему нанимать возницу и транспортировать меня со щенком на возу.

 Как назвать малыша? А в то время американцы начали военную операцию «Буря в пустыне» по изгнанию из мирного Кувейта вторгшейся в него иракской армии во главе с лидером мирового терроризма Саддамом Хусейном. Гад из гадов. Собственную атомную бомбу стал изобретать, за что впоследствии американцы его вообще казнили. А пусть таким же воинственным наглецом будет и мой вновь появившийся друг. Быть ему Хусейном!

 Пока Хусейн подрастал, записал линолеум в прихожей, и тот пожелтел немыслимыми разводами. На улице бегал по грядкам, отчего возмущались соседки. Однажды исчез на несколько суток. Идя в школу через территорию ПМК, сын обнаружил его в норах, которые выкопали в стекловате бездомные собаки. Привёл домой грязного, вонючего. Долго отмывали. А потом в возрасте до года заболел чумкой и умер.

 Больше держать собак в квартире я не хотел. Но купил дом сыну в 800-х метрах от своего жилища. Можно ежедневно ходить дружить с собакой.

 Нашёл сбываемый выводок. Взял мохнатого щенка. Дома подали ему поесть. А он жесточайше набросился на пищу и всё вмолотил. Глядя на его жадность, я сказал:

 - Ни фига себе: жрёт как мамонт.

 Так у нас появился Мамонт. Когда подрос, посадили его на цепь. Соорудили будку. Забавным и экзотическим смотрелся Мамонт. Однажды взяли его с собой на базар. Там он потерялся. Посожалели. У меня сохранялся снимок друга. И я заказал его портрет.
 
 Однажды Ольга Казакова предложила щенка помеси лабрадора и ротвейлера. Взяли. Имя ему придумал сын: Дик. Что ж, оригинально. Став взрослым, Дик выглядел грозным как ротвейлер, а дружелюбным - как лабрадор. Однажды сорвался с цепи, а в это время в гости пришла мама с дочкой. Дик, этакий конь, от радости встал передними лапами на грудь девочки. Та до того испугалась, что потом попала в больницу.

 Был Дик совсем не диким. До удивления умным. Нагуляется по двору. Зовёшь на цепь. И он покорно идёт к будке.
 
 Прожил дик 13 лет – это нормальная жизнь ротвейлера. Когда начал умирать, мы плакали. По очереди ходили разговаривать с другом. Похоронили Дика и решили, что собака во дворе – это самое бесполезное и ненужное животное. С тех пор собак не держим.

 Завершаю рассуждение об интеллекте людей, дающих собакам клички. В нашем дворе появился бесхозный пёс. Я сразу взялся собирать ему кости. Как впрочем, и другие соседи. Но мне не нравилась кличка, приклеенная соседом общему дугу: Тузик. Возмутился: это же безвкусица и примитивность мышления, Тузиков в мире тысячи. Жена выступила в защиту: так он отзывается, когда позовёшь – Тузик. Отвечаю: в таком случае пусть будет созвучно Гузик или Пузик – в разы оригинальнее. Пёс сразу принял мою поправку его имени и немедленно отзывается. Мы дружим.
 
 Прежде чем давать имя своему четвероногому другу, пошевелите мозгами и придумайте что-то необычное, чтобы сразу запоминалось и вызывало восхищение. И нигде в мире не повторялось как собачья кличка.


26 марта 2020 года.

 P.S. Когда этот мемуар трое суток простоял в интернете, брат вдруг указал автору на непростительную ошибку: в перечне личных собак не указан Путч. Он появился щенком после того, как Рейган вместо коровы был ненароком ударен кнутом, отчего отказался пасти стадо. Его отдали другим хозяевам, а себе заимели щенка. В то время произошёл коммунистический путч. Вся семья приняла сторону Ельцина и решила нового друга назвать Путчем, чтобы был таким же вероломным. Из него вырос хороший пастух, вот только со злобы откусывал коровам хвосты. По этой причине пастух Юрка Дивин забрал его домой в Велевщину и переназвал Шайтаном. Это Путч-Шайтан разорвал Бакса, а не Рейган. Вношу данное дополнение, чтобы в очередной раз показать необычность и неповторимость кличек моих собак. Это вам не Шарики с Бобиками и Тузиками. На фотозаставке к мемуару сфоткан автор с Путчем.


Рецензии