Переписка с Шурой 1970-1972 г. г


13.11.70
Курсы в Москве.

Шурик, здравствуй! Пишу на случай, если мы опять разминёмся. Вчера ушел с половины дня и слонялся по магазинам. Зашёл в ЦУМ, увидел костюм и сразу его купил, а потом даже испугался своей решимости. Костюм примерно такой же, как и прежде. Понравилась ткань, сшит хорошо – есть «Знак качества» Все его «характеристики» найдешь в кармане пиджака. Костюм висит на вешалке под твоим пальто. Одно меня огорчило, что брюки слегка коротковаты. По этому случаю расстроился, что-то заскучал по тебе и по Туле и решил ехать сегодня. Сегодня с утра собирался с соседом кандидатом на занятия, но он ушел вперед, и я не стал его догонять, прокопался, смотрел на себя в новом костюме. И решил совсем не ходить. Днем уехал в Тулу, а тебя дома нет. Завтра рано утром еду в Нару, боюсь, как бы нам не разминуться.
Посмотри мой костюм, похвали или разругай мою покупку, мне будет легче. Костюм недорогой, 73 руб., полу торжественный. Новые книги увидишь на книжной полке, обрати внимание на книгу о Колонтай. Купил тебе поливитамины, те, которые полезны женщине в интересном положении. Пойдешь ко врачу, не забудь показать их ему и спросить те ли это витамины. Они тоже стоят на полке. Можешь посмотреть и пленки, которые я отдавал в проявку. Найдешь их там же. Если ты простужена, пей чай с медом, я привез еще.
Да, Шура, в Москве я видел утюги с терморегулятором, если надо, куплю. В следующий раз приеду в субботу вечером, если что-то изменится, позвоню. Очень жаль, что не видел тебя. Целую, Жора.
P.S. Шурик, не забавно ли, что нам опять не везет с Ивановым-Крамским, в который раз! Да, показал брюки Вале и Люде, они меня успокоили, сказали, что можно немного удлинить. И еще, наконец то, я купил себе домашние тапочки.

                Шура в роддоме с 21.1.71 по 29.3.71

Жорик, милый, здравствуй! Какая хорошая погода! Ты езжай завтра в Ясную Поляну на лыжах. Да и сегодня покатайся. Здоровье мое улучшается. По утрам давление нормальное, а в обход повышается. Таблетки почти перестали давать. Дают «Гендевит» и маленькую таблетку для расширения сосудов. Делают два укола в вену, витамины в мягкое место и магнезию в ногу.
Живем мы тут как на курорте – нас кормят, убирают за нами, а все в общем то здоровые.
Жора, как твои занятия по немецкому? И когда ты был в Москве, то взял ли программки для подготовки к экзаменам? Жорик, готовь себе еду в субботу и воскресенье дома. В ящике, где лежат вилки и ложки, есть суп в пачках, его варить очень быстро. Как ты ведешь домашнее хозяйство?
Завтра приходи к вечеру с 16-00 до 18-00, принеси соку томатного два стакана, творожный сырок.

6.02.71.
Шурик, дорогой, здравствуй! Вчера катались с Ларисой в парке. Снег неважный, но все равно хорошо покатались. Сегодня с утра я, Евсюхин и Лариса поехали в Ясную Поляну. Вышли на Косой Горе и в лес. Прошли первыми, лыжни не было, шли по целине. Снег здесь очень приятный, пушистый, падать в него одно удовольствие, но снег прилипает к лыжам, если долго стоять на одном месте, скольжение хорошее, но не отличное. Лес очень красивый, тихо, безлюдно. Покатались с горок, встретили Глузмана с сыном, потом поехали в усадьбу.  За два часа накатались вдоволь, наверное, завтра будут болеть ноги.
А в общежитии такое смешное происшествие – кто-то из лотерейных билетов составил надпись «НЕ ПОКУПАЙ» (на это ушло около 40 билетов) и наклеил это произведение на стене туалета. Кто это сделал, пока не признается…
Купил книгу Б. Щербакова «Ясная Поляна», я тебе ее показывал. Здесь собраны репродукции картин, которые он демонстрировал на выставке в Москве.
Знаешь, наконец то я употребил мясо, которое у нас долго хранилось. Вчера ел суп из концентратов и картошку с жареным мясом. Бульон, который я сварил из костей, я еще не пробовал, но запах его мне уже не нравиться…
Пиши, что тебе приносить, звони. Привет от всех.   Жора.

Жорик, здравствуй! Вчера хотела позвонить, но была строгая медсестра и не разрешила. Здоровье мое хорошее, давление в норме… Сегодня уже четвертая неделя в больнице, надоели мне все здешние порядки… Нам здесь дают дышать кислородом, компенсируют прогулки по свежему воздуху. Книгу я прочла. Мне понравилось, захотелось побольше узнать об этих людях. Кормят здесь довольно хорошо. Утром дают творог или молочную кашу и стакан чая, в обед щи или суп, на второе паровую котлету с кашей, иногда солянку или еще что-нибудь, вечером кашу или картофельное пюре.

Жорик! Чтобы не кричать тебе через форточку, пишу записку. Чувствую я себя хорошо. Сегодня с утра давление у меня было почти нормальное, а сейчас опять 140/100. Анализы у меня все взяли. Пью таблетки по 16 штук в день и еще мне делают уколы – в вену глюкозу и дибазол. В палате у нас 8 человек, четверым уже скоро рожать. Сколько еще здесь лежать, не знаю. Думала скоро выпишут, теперь не уверена в этом. Жорик, привези мне из Москвы яблок и апельсинов. В среду я тебе позвоню. А когда ты поедешь в Москву? Напиши Мише письмо. Лежать мне надоело, бока все болят, делать здесь нечего, телевизор не работает, кормят средне. Да, поговори обязательно и серьезно насчет аспирантуры… Жора. Деньги в шкатулке, а еще также на сберкнижке лежат. Привет всем. Целую, Шура.

Жорик! Здоровье моё всё так же. Вчера смотрели меня три терапевта. Так интересно, сразу все трое слушали. Никогда я не была под таким врачебным наблюдением. Мне сейчас делают три укола. Сегодня были у меня Абашкина и Пайгонкова, принесли мне кефир, сырки, компот и булочки. Потом пришла Лариса Маневич. Она принесла мне томатный сок. Да, рассказы я прочла, они мне понравились. Принеси еще что-нибудь почитать…
Жора, здесь мы привыкли лежать, т.ч. стоять 5-10 минут уже трудно. Наверное, когда меня выпишут из больницы, с трудом буду ходить. До свидания. Привет всем.

Жорик! Как ты там? А мы тут хорошо лежим. Разговариваем о разных соленостях и прочей запрещенной пище. Утром мое давление было нормальным… Сегодня целый день слушала радио. Днем было такое теплое солнышко, лежали и нежились. Да, мой вес 63 кг. 200 г., за неделю поправилась на 1 кг. 400 г…

Жорик! Что это ты упал духом? Я ничего, держусь. Скучно, правда. Одной, но уж такие мы с тобой дураки – когда вместе, то всегда недовольны друг другом, а врозь скучаем.
Поступать в аспирантуру. Конечно, страшно. У меня даже за тебя сердце замирает, но даже если поступишь, то там будет большая нагрузка. Ну ведь в институт тоже было страшно поступать, просто мы этого не понимали.
Чувствую я себя довольно хорошо. Правда, у меня еще обнаружились отеки, в связи с этим дали мочегонное. Я выделила мочи в два раза больше, чем выпила перед этим влаги. Т.ч. о выписке нет и речи.
То, что ты ездишь на «Поезде здоровья» очень здорово, подыши лесным воздухом и за меня…
Жорик, ешь нормально, береги желудок. Целую, Шура.

Жорик! Сегодня у меня была Марфа Федоровна. Принесла яблок, два лимона, пирогов и компот. Здоровье моё хорошее, давление нормальное… Жора, а почему ты ничего не написал об альбоме Нестерова?

Жорик! Настроение у меня бодрое. Сегодня обход делала зав отделением, сказала. Что надо лежать. Т.ч. придется тебе поскучать без меня месяц, другой. Сегодня ходила к окулисту, он смотрел глазное дно. Молчал, не знаю, как у меня дела… Вчера по ТВ смотрели «Звонят, откройте дверь». Фильм понравился…

Жорик, милый, здравствуй! Дни здесь проходят однообразно. Утром в 6-00 ставят градусники, в 7-00 измеряют пульс, в 8-00 давление, затем умываемся и завтракаем. Потом ложимся и ждем обхода. Врач измеряет давление, щупает живот и ничего не говорит. Потом делают уколы, Затем обед и тихий час с 14-00 до 16-00, затем полдник, ужин и длинные-длинные вечера и ночи, когда не знаешь чем себя занять. Читать много нельзя, ложимся и пытаемся заснуть… В понедельник врач на обходе сказал, что лежать мне долго, т.к. у меня рано начался токсикоз и еще низко находится головка и вот поэтому мне может придется рожать 7-ми месячного ребенка. Я согласна на все, лишь бы ребенок родился нормальным…
Жора, здесь есть телефон 1-61-08, но звонить по нему можно только после 18-00. Если будет что-то важное, то звони…

Жорик! Сейчас у нас в палате стало интереснее. К нам положили учительницу русского языка и истории. Очень приятная женщина и интересно рассказывает. Лежать здесь надоело. Теперь мне делают один укол – витамины и стали давать много таблеток. За эту неделю я поправилась на 1 кг…
Жора, как ты живешь? Тебе сейчас надо много заниматься. Сдавать историю то же трудно, т.к надо прочитать много первоисточников. Жорик, я по тебе скучаю и последнее время даже плохо стала спать. Как подумаю, что впереди еще полтора месяца, тоскливо становится…
Да, сегодня прощеное воскресенье. Прости ты мне все грехи, а я отпускаю тебе все твои грехи…

8.03.71.
Жорик, милый, здравствуй! Как мне здесь надоело! Я уже спать здесь не могу. Сегодня у меня опять поднялось давление 140/105. Давление очень нехорошее и меня теперь точно не отпустят до родов. А остальные анализы у меня хорошие.
Да, сегодня Елена Петровна при обходе отметила, что мы с тобой похожи. В который раз нам это говорят!
Вчера нас взвешивали, за неделю я поправилась на 600 г. и теперь вешу 66 кг. Уколы мне пока не делают, дают таблетки, в основном витамины. Салат ела, он мне понравился, спасибо Люде. Да, сегодня мою соседку повели рожать…
Да, Жорик, сегодня нас кормят на убой. В обед дали курятину, а к чаю конфеты и булочку. Отмечаем женский день по-своему.

Жорик, здравствуй! Как твое настроение? Моё так себе. Лежу себе, загораю на солнышке под одеялом. Почему меня здесь держат, не знаю. Тем более не могу понять, почему через неделю хотят вызвать у меня роды. Когда я спросила, то мне сказала Елена Петровна, что у меня давно повышенное давление. Сегодня у меня давление 110/90, плохо, что амплитуда маленькая. Ну все, очень хочется домой и на улицу.
Тебя хоть и мучает хандра, но все равно, то ты на свадьбу идешь, то в кино, да еще в нарядной форме. Привет.

Жорик, здравствуй! Чувствую я себя хорошо. Давление у меня сегодня нормальное, но Елена Петровна все продолжает интересоваться моим самочувствием, видно думает, что я могу что-то непредвиденное выкинуть.
Сегодня палатный врач, очень приятная женщина, поинтересовалась, кормят ли меня, т.к. руки у меня, и так не толстые, стали совсем худыми.
Да, Жорик, на улице холодно, поэтому у окна разговаривать сегодня не стоит, а то здесь многие болеют… Целую, Шура.

Жорик, здравствуй! Сегодня здоровье мое хорошее. Давление с утра было нормальное. Жорик, ни кроватку, ни коляску пока покупать не нужно. Купишь, когда я рожу. А рожу я скоро, т.к. говорят, что головка ребенка у меня низко, что скоро рожу сама. Будем надеяться на хороший исход. Как твои дела с немецким? Привет всем. Целю, Шура.

Сидорову Георгию Владимировичу
Жорочка! Когда мне сказали, что у меня родилась дочь, я даже не поверила, т.к. была уверена, что у нас будет сын. Но дочка тоже хорошо. Сегодня утром её уже приносили кормить. Она так похожа на тебя – черненькая, а личико уже беленькое. В общем дочка, что надо. Чувствую я себя хорошо. Правда, нельзя вставать дня 3-4. Т.ч. пиши записки. Почта здесь работает каждый день. То, что сдал экзамен на четыре, хорошо, с тебя хватит, а то, что отвечал на уд., это тебе просто кажется.

Жора, может тебе съездить в Нару и забрать у них все что есть, а остальное купить в Москве. А что надо купить, тебе в Наре скажут. Выпишут меня, наверное, дней через десять. Да, мама обещала 10-ти литровую кастрюлю, ладно, напишу ей сама. Целую. Шура.

Сидорову Георгию Владимировичу
Жорка, здравствуй! Чувствую я себя хорошо. Насчет того, чтобы съездить в Нару в среду, это ты решил правильно. Конечно, если приедет какая-нибудь мама, это будет здорово. Вставать мне пока еще нельзя. Принеси мне кефира, апельсинов не надо, у меня их много.

Дочка чувствует себя хорошо, я её уже узнаю среди других малышей…

Сидорову Георгию Владимировичу
Жорик, здравствуй! Чувствуем мы себя хорошо. Температура у меня нормальная. Мне колют пенициллин и еще какую-то сыворотку, когда выпишут, не знаю. Зав отделением сказала, что об этом поговорит в понедельник. Сегодня в палате почти всех выписывают, остаемся вдвоем с одной женщиной… Мне уже не верится, что я когда-нибудь буду дома…

Сидорову Георгию Владимировичу
Жорик, здравствуй! Сегодня воскресенье. Погода, наверное, будет пасмурная. Дождемся, когда будет солнышко, тогда и выйдем из больницы. Чувствуем себя хорошо. Жорик, роды прошли благополучно, правда. Не обошлось без того, чтобы не порваться. В общем меня зашивали. Швы уже сняли. Наверное, от них у меня и поднялась температура, если бы не это, мы уже были бы дома. Вот тут лежим и говорим, выписали бы к Съезду…

Сидорову Г.В.
Жорик, здравствуй! ЦРД не хочет со мной расставаться. Вчера и позавчера вечером у меня была высокая температура, почему, не знаю. Опять делают уколы.
Рост нашей дочки 51 см. Для своего роста вес у неё небольшой. Грудь дочка сосёт хорошо. Вставать мне ещё нельзя. Хотели перевести меня во 2-е отделение, но там не было мест, поэтому оставили на третьем этаже.

Жорик, принеси мне кефиру, творожный сырок и еще что-нибудь. Сейчас будем кормить детишек. До свидания, целуем.

Сидорову Г.В.
Жорик, здравствуй! Чувствую я себя хорошо. Вставать мне пока нельзя. Дочка у нас такая интересная – глаза синие и какие-то бессмысленные. Кормим их через три часа, а ночью перерыв с 12 до 6. Спать совсем некогда.

Когда будешь в Наре. Не забудь спросить насчет шапки. Жорик, надо будет приготовить комнату к моему приходу. Говорят, ковер на полу негигиенично, спроси у опытных людей. Надо купить кроватку и ванночку. Впрочем, все можно будет купить позже, было бы в чем ребенка из роддома унести…

Сидорову Г.В.
Жорик, здравствуй! Получила от тебя письмо и записку. Сегодня вечером у меня температура нормальная, т.ч. может быть меня скоро выпишут. О выписке говорят за день. Да, с именем Машенька я вполне согласна… Жорик, ты, наверное, сейчас весь в заботах. То, что нет коляски и кроватки. Нестрашно, купим попозже.
К выписке ребенка надо иметь верблюжье одеяло, пеленку тонкую и байковую, клеёнку, чепчик байковый и косынку, две распашонки – простую и байковую.…
Жорик, ты, наверное, забыл напомнить маме о кастрюле. Ванночку можно купить металлическую, как у Нины Филипповой…

Сидорову Георгию Владимировичу
27.03.71.
Жора, здравствуй! Спасибо за передачу. Ну, ты молодец. Полностью подготовился к моей встрече. Будем надеяться, что совсем скоро я приеду. В Нару ты телеграмму не посылай, а если приедут завтра, то ничего страшного. Забери книги в Справочном. Чувствую себя хорошо. Машка, по-моему, тоже здорова. Соки здесь не передают, компоты тоже, кефир – очень хорошо. Спасибо Наташе за огурцы…

Шурик, здравствуй! Очень огорчён, что вы оказались в больнице. Сегодня постарался, и приехал к вам пораньше, а вас нет. Надеюсь, у вас все будет хорошо, и я вас увижу на будущей неделе. Я вам привез яблок и мяса, все в холодильнике. Есть и Катюше подарок. Еще здесь, дома вас ожидают прекрасные тюльпаны, жаль, если они завянут.

Как у вас дела. Как себя чувствует Катюша. Если вы задержитесь в больнице, то обязательно мне напишите. У меня новость. На этой неделе были с Соколинским у Дильмана и я рассказывал ему о своей работе. Он работой заинтересовался и видимо будет моим вторым руководителем, а главное, постарается мне помочь с экспериментальной частью работы. Юрий Абрамович сказал, что держался я хорошо.

Несколько дней в Москве держится прекрасная погода, температура поднимается до +200С, ну ничего, погуляем всей семьей в следующие выходные.
15.4.72

Палата №15, 2-й этаж
Шурик и Катя, здравствуйте! Пришли навестить вас с Надей. Я сегодня утром прибрался в комнате, навел маломальский порядок. Я уезжаю сегодня днем. Тюльпаны вас ждут. Посылаем вам все, что смогли найти. Катюша, выздоравливай быстрее. Шурик, наверное, в конце недели позвоню тебе на работу, узнаю, как ваши дела. До свидания, целую, Жора.
16.4.72

Шурик, дорогой, здравствуй! Как ты догадалась, в эти выходные был в Наре, помогал копать картошку. В пятницу вечером я приехал, а утром в субботу мы с Таней начали копать. Работали целый день вдвоём и поработали неплохо, убрали половину всего урожая. Во второй день народу было побольше – пришли Лёня со Светой, а под конец и мать с отцом. Сообща удалось выкопать большую часть картошки. Урожай в этот раз похуже, картошка крупная, но её мало, раза в два меньше, чем в прошлом году. Не подкачала только ботва – она нынче сочная, высокая и все время путалась под лопатой и ногами и портила нервы. Вечером был обильный ужин с вином, разговорами. Отец с 11-го вышел в отпуск и нам с ним до октября надо перевезти телевизор и швейную машинку.

Уехал я сегодня утром, и, конечно, не пустой, был нагружен многочисленными банками с вареньем и компотами, прихватил немного картошки. Пока я добрался до общежития, помылся там и переоделся, был уже полдень. В институт приехал к обеду, а оттуда отправился в библиотеку. Решили мы с Валерой Платоновым (аспирант нашей лаборатории) наконец то взяться за рефераты по философии. Сегодня полистали литературу, какую нашли, прикинули план.

Ну, а теперь о прошлой неделе. Большими успехами похвалиться не могу. Соколинского не было почти две недели, болел, а я уже давно сижу на мели, не с кем посоветоваться по поводу своих проблем. Правда, без дела не сидел, взялся за отладку первого блока своей программы, ещё доделываю побочную, калымную работу. Да, наконец вышел на новую М-222 машину.

Среди недели был в Спас-Андроньевском монастыре в музее Рублева, если помнишь, это недалеко от ГИАПа. Получил громадное удовольствие, рассматривая подробно фрески, иконы, у некоторых стоял подолгу, благо народу было мало, и никто не мешал. Знаешь, я раньше не любил икон, не понимал их, потом они стали мне нравиться как чисто декоративный элемент – это их колорит. Это неожиданное сочетание огненно-красного, небесно-голубого и изумрудного цветов поражало. В это лето мне удалось прочитать много книг о Севере, а значит, в основном о нашей русской северной старине, потом были «Черные доски» В.Солоухина, где он объясняет сюжеты клейм на иконах. От Солоухина я узнал значение ряда слов, которые до этого были для меня ребусами – «Спас в силах», «Спас нерукотворный», «деисусный чин», «Одигитрия», «Оранта» и др. И в это раз я всё уже рассматривал со знанием дела. Вот он Спас в силах – неумолимый грозный бог сидит на троне, парящем в необъятном Космосе. К нему слева, чуть наклонив голову, ровно на столько, чтобы выразить просьбу, а не самоунижение, обращается его мать Мария. Она просит у сына прощения за грехи землян. Справа, с той же просьбой, обращается к Богу Иоан Креститель, его крестный отец. И вот эти три иконы вместе уже и составляют деисусный чин.. «Деисус», в переводе на русский звучит, как прошение. Этот ряд икон, дополненный справа и слева другими святыми (двенадцать апостолов – учеников Христа и другие) назывался деисусным рядом, был самым величественным и красивым в иконостасе и ставился на самое видное место, над царскими вратами. Кроме этого, в иконостасе находился ряд икон, где были изображены все двунадесять главных церковных праздников – праздничный чин. Кроме того, в иконостасе, на самом видном месте, прямо над царскими вратами ставилась престольная икона, на которой изображали святой или праздник, в честь которого и была поставлена церковь… Представь себе, через день я увидел в книжном магазине книгу «Спас-Андроньевский монастырь». И, конечно, у меня заблестели глаза и задрожали руки, эта книга должна была стать моей. Книга отличная – хорошие чёрно-белые фотографии архитектуры музея и цветные с изображением экспонатов музея, интересный пояснительный текст, из которого я узнал, что Спасский собор монастыря самое древнее здание Москвы…

Покаюсь в том, что купил несколько книг, но ты, надеюсь меня поймешь. Разве я мог сегодня не купить книгу стихов К. Симонова «Стихи 1933-71 гг.», тем более она была последней, или книгу Сухомлинского «Сердце отдаю детям», книгу, которая сейчас стала страшно популярной. Могу порадовать Катюшку, её дожидаются два красивых, удобных, светлых чешских стульчиков, той же фабрики. Что и стол… Пришло письмо от Володи, студента, с которым я жил в одной комнате. Письмо очень интересное, небольшое, но ёмкое. Он пишет о своих жизненных планах, о том, что собирается почитать в будущем. Приятно, что у меня появился интересный собеседник, надо будет ему соответствовать. Игорь Рассохин сказал, что вы в субботу собираетесь в колхоз, в пятницу вечером я приеду, т.ч. все будет в порядке. Не знаю, что вам привезти съестного, ну да что-нибудь привезу…
Сентябрь 1972


Рецензии