Город птиц. Внуку. ч. 1

Если бы ты знал, Ярик, как часто я, гуляя в своём парке, сожалела о том, что пандемия разлучила нас! Не с кем поделиться радостью, не с кем обсудить курьёз, подсмотренный в птичьей среде, а если точнее – мне не хватает твоего нежного сердечка, мой дорогой.

Как только потеплело, нашёлся выход: мы встретились у моста, соединяющего наши районы. Разумеется, ты пришёл на встречу не один: мама катила коляску, в которой сладко спала Агнешка, а рядом с тобой то вышагивал, то летел по воздуху огненный «дракон» – длинная ветка, в которой угадывались черты твоего любимого персонажа. Знаю, где он живёт: на башне детской площадки Лошицкого парка! Ты сам показал мне два гнезда: одно – под крышей башни, а другое – для драконов-охранников – в подвале. (Ох уж эти охранники, не ступить без них и шагу!)

Долгие годы наши районы связывала пешеходная дорожка, протоптанная работниками камвольного комбината вдоль болотца, густо поросшего ольхой. Мне не очень нравился этот запущенный уголок, зато он нравился перелётным уткам, изредка появлялись лебеди. Я с удовольствием вертелась возле пернатого сообщества – знакомилась с неизвестными птицами. Не подозревала, что низинное болото, чудом сохранившееся в городской черте, – это уникальное явление природы, настоящий подарок жителям города. Известно, что болото поглощает углекислый газ лучше, чем лес.

Сегодня мы имеем не тропу, а хорошую дорогу для пешеходов и велосипедистов. В лучшую сторону изменился ландшафт. Часть растительности вырезали с оглядкой на птиц – им оставили открытые окна воды с островками для отдыха. Появились скамьи и беседка, в которой можно укрыться от дождя, увеличилось количество прогулочных колясок, велосипедов и самокатов.

Самое бойкое место сейчас, как и прежде, – это затопленный ольховник, где собираются водоплавающие птицы. За кустами переднего плана угадываются водные пути, там утки влюбляются и проводят шумные водные процедуры. Гнёзда будут строиться далеко от берега, а пока утки стекаются на участок возле пешеходной дорожки для встреч с человеком, который стоит на высоком пологом берегу и не решается спуститься вниз – скользко, можно угодить в воду. Утки сами дружно выбираются на асфальт за угощением.

Вслед за утками резво карабкаются в гору поджарые лысухи. Лапы у них огромные, ходить по земле неудобно, поэтому их редко видят на берегу. А тут такой азарт! Подмечено точно: с кем поведёшься, от того и наберёшься.

Одной лысухе достался кусок батона, она помчалась с ним вниз, но по дороге была атакована наглыми чайками. Лысуха всё-таки дотянула до воды и нырнула с добычей, однако промахнулась - хлеб всплыл на поверхность, и в выигрыше оказалась чайка. Не зря, Ярик, мы целенаправленно бросали корм лысухам – они учились оставлять чаек с носом. Этот опыт им ещё пригодится.

Твой зоркий глаз сразу заметил пришельца – ондатру. Активная «ракета» носилась по всему участку, она не боялась ни нас, ни уток с лысухами, – впрочем, никто и не собирался обижать её. Ондатра бесцеремонно забралась на кочку к селезню, посидела несколько секунд подле него и снова понеслась по делам. Селезень даже глазом не моргнул. Ну и непоседа эта ондатра! Надолго её ни на что не хватает. 

Красивый селезень в странном пёстром переднике, застывший у наших ног, обнаружил длинного червячка в траве, но полакомиться не успел – находку перехватила самка. Парочка тут же приступила к поискам червяков по всему откосу. Другие утки сообразили, что обнаружена еда, и высыпали на откос. Раз-два и готово! Стая – это тебе не пара уток, стая быстро решает свои вопросы. Где же вы раньше были, утки? Батон отключает вас от действительности и лишает здоровой пищи.

К вечеру утки так наелись, что перестали реагировать на подачки. Вдоль берега плавали ломти чёрного хлеба. Один из них утащила ондатра, и мы больше её не видели. Девочка лет семи уверенно спустилась вниз, собрала хлеб и скормила его голубям. Ей не нравились лёгкие стычки между селезнями, охранявшими своих подруг, она громко и строго отчитывала их, размахивая руками, и даже пыталась воспитывать назойливых чаек. Умная и хорошенькая девочка – не грех нам полюбоваться...

Ты мило улыбнулся:

– Бабушка, давай лучше сходим в «Город птиц»!

– Разве здесь есть такой город? Точно знаю, что вся эта территория носит красивое название - урочище «Серебряный лог», оно плавно переходит в Лошицкий парк.

– А я точно знаю, что за поворотом находится «Город птиц», я там часто бываю. Почему ты мне не веришь, бабушка? На воротах даже надпись есть: «Город птиц»!

– Не огорчайся, дорогой, я верю! Давно не хожу пешком по этому маршруту – после того как пустили прямой троллейбус до самого твоего дома. Факт утверждения заповедника для птиц прошёл мимо меня. Давай сходим и посмотрим!

Наша Агнешка всё ещё спала, и мама Катюша согласилась составить нам компанию.

Через символические врата мы вступили на лесную площадку, покрытую деревянными кругляшами-спилами. В лес уходила тропа протяжённостью около полутора километров. В глаза бросилась хорошая оснащённость леса скворечниками, но птиц у домиков мы не увидели. Стояла тишина, нарушаемая лишь дятлом. Твои глазки быстро обнаружили лесного доктора, стучавшего по толстому стволу ольхи. Он на нас даже не взглянул. Мы с тобой, Ярик, оценили его озабоченность: весна, деревья нужно привести в порядок, работы полно, не до нас ему.

Тропинка наша сырая – вода стоит по обе стороны, невозможно углубиться в заросли в поисках гнёзд. Без зелени в лесу пока ещё неприглядно. Наверное, это хорошо: чем меньше людей вертится возле птиц, тем спокойнее им живётся и тем охотнее они заселяют места, недоступные человеку. Тихо, потому что не все жители слетелись в свой городок.

Освоив менее четверти маршрута, мы застряли у звонкого весеннего ручейка. Он-то и был целью твоего похода. Хвост «дракона» временно превратился в палку, которая шевелила камешки на дне ручья, поднимая песок, рыла узкие ненадёжные каналы – они сразу же размывались водой. Твои вязаные перчатки промокли, пришлось воспользоваться бабушкиными кожаными – большими, мягкими, в них и запечатлела тебя на память о счастливом дне.

Из кустов вылезли две молоденькие лысухи, и ты переключился на них. Друг мой ветер резвился над водой, сводя к минимуму твои усилия по метанию кусочков хлеба – они безнадёжно оседали у берега, а пугливые птицы даже не пытались заполучить их. Не огорчайся, Ярик, они недавно прилетели, ещё не успели освоиться и понять человека. Ничего, мы подождём, они ещё побегают за нами!   

Не пора ли и нам отобедать? Мама так вкусно готовит…


 http://proza.ru/2020/04/03/2002 окончание


Рецензии
Хорошо написано...

Олег Михайлишин   01.05.2021 08:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!
Мира и Добра!

Валентина Телепенина   01.05.2021 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.