О Сандро Боттичелли

Часто мы зрительно помним картины старых мастеров, но редко имеем представление о том, как они жили и творили свои шедевры. И совсем никому не приходит в голову, что личностные девиации великих людей всегда влияют на их творчество, а в ряде случае усиливают их талант.
Вспомним итальянского живописца периода Раннего Возрождения Сандро Боттичелли, имя которого на самом деле звучало как Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (1445 - 1510).


Почему «Боттичелли» /Botticelli/?

Мальчик с раннего детства проявлял беспокойный характер и полное равнодушие к занятиям в школе. Отцу пришлось забрать его и отдать в обучение к золотым дел мастеру. Сандро первые месяцы изнывал от нелюбимой работы: мастер показывал ему, как взвешивать золото и готовить инструменты к работе. Но однажды он нашёл в шкафу у наставника баночки с темперой и кисти. «И когда Алессандро робко провёл свою первую линию краской по чистому листу бумаги, он вмиг понял, что обрёл своё счастье» (Долгополов И.В., 2000).
После смерти отца мальчик жил у своего старшего брата «Джованни, который и наградил его забавным прозвищем “боттичелло” (“бочоночек”). Сказанное в шутку, оно намертво приклеилось к болезненно худенькому, хрупкому, изысканному щеголю Сандро. Под ним он и вошёл впоследствии в историю искусства. Мечтательный и капризный, избалованный отцовской любовью, он резко отличался от всей семьи тонкой нервной организацией, артистизмом и взбалмошностью» (Скляренко В.М. и др., 2002).

С 25-летнего возраста Боттичелли уже можно считать самостоятельным художником, который получал всё большую известность во Флоренции. Когда власть в городе перешла к Лоренцо Медичи, двор последнего превратился в своеобразный культурный центр. Вскоре Лоренцо начал покровительствовать молодому и талантливому живописцу, засыпая его заказами и часто приглашая во дворец. В 1475 году Боттичелли написал картину «Поклонение волхвов», которая сразу принесла ему славу.
В коротком стишке Лоренцо Медичи обыграл фамилию Боттичелли, означающую на итальянском «бочонок». Оказывается, живописец любил вкусно поесть. А за столом во дворце правителей Флоренции подавались, разумеется, самые изысканные блюда.

«Изрядна Боттичелли слава,
Но ненасытному всё мало.
Назойлив, как муха, и, как дурак,
Не раз умудрялся попасть он впросак.
Любой, кто его на обед пригласит,
Знать должен, что это бедою грозит:
Он слова не скажет, молчит он, и точка –
Ещё бы, ведь рот его вечно набит, -
Бочонком придёт, а уйдёт полно бочкой».
(Ланди Э., 2014).
В стихотворении ясно проскальзывает снисходительно-насмешливое отношение знати к талантливому художнику, выходцу из простой семьи.

Жизненные метаморфозы

Став известным художником и другом семьи Медичи, Боттичелли зарабатывал «много, но всё у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным». (Вазари Дж, 2001). Жизненный путь и творческая карьера Боттичелли, подобно его непростому характеру, оказалась переменчивой и капризной. «Причуды Сандро в своё время доставили немало забот его отцу... но именно эта отмеченная всеми биографами изменчивая “странность” художника сделала его творчество для нас воплощением всей весенней свежести раннего итальянского Возрождения» (Петрочук О.К., 1985). Происходившие события и своеобразная личность художника не могли не сыграть в этом значительную роль.
Первой красавицей Флоренции считалась Симонетта Каттанео, ставшая женой Америго Веспуччи. (Того самого, по имени которого позже назвали новый континент). Симонетта, разумеется, всегда находилась в центре всеобщего внимания особенно у живописцев. Многие лики мадонн, написанных в то время флорентийскими художниками, носят её черты. Любовался ею и близкий ко двору Боттичелли. Но в 29 лет молодая женщина неожиданно умерла от чахотки. А ровно через два года в такой же день 26 апреля был коварно убит Джулиано Медичи, её бывший возлюбленный - один из покровителей и друзей нашего героя.

Рождение романтика

В этом же году художник пишет одну из своих прелестнейших картин «Весна», на которой, как считают искусствоведы, запечатлено лицо Симонетты. Боттичелли оказался по своему характеру одним из первых «европейских поэтов-романтиков, в центре творчества которых стоит любовь и трагическая утрата любви» (Волкова П.Д., 2018).
Боттичелли был одним из первых художников своей эпохи, который внёс в произведения античные сюжеты. Наиболее известными его картинами считаются «Весна» (1482 г.), «Рождение Венеры» (1894 г.) и «Поклонение волхвов (1472 г.). На последней живописец в группе многочисленных персонажей изобразил и самого себя. Это, видимо, его единственный автопортрет.
Некоторые авторы отмечают, что изображение женских фигур у Боттичелли зачастую отличается диспропорцией. Например, Венера привлекает внимание лишь красотой лица. «Идеально округлые груди малы для такого тела, … и пупок расположен слишком высоко». Но художник всегда «ставил изящество выше реалистического изображения формы, и пусть шея Венеры непомерно длинна, её красота всё равно неотразима» (Ланди Э. 2014).

И тут «опиум для народа»!

Всё шло прекрасно, но нашему герою «выпало жить в эпоху перемен».
В 1494 г. религиозный фанатик Джироламо Савонарола покорил сердца и души населения Флоренции. В течение пяти лет он безраздельно владел умами и властвовал над городом. Савонарола выступал с обличениями папского престола и верхов флорентийского общества, погрязших в «языческом зле». Не избежал его влияния и наш герой. Речи проповедника потрясли нервного, впечатлительного Боттичелли и отвратили от античных идей. Результатом явилось бегство от «язычества» и возвращение в лоно христианской религии. К концу девяностых годов религиозное настроение Боттичелли уже принимает формы болезненного мистицизма.
Проповеди Савонаролы привели к публичному сожжению его учениками на кострах книг Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо (автора знаменитого «Декамерона»), отказу жителей от роскоши, драгоценностей и многочисленных живописных полотен. Вся беда в том, что Боттичелли стал приверженцем Савонаролы «в такой степени, что бросил живопись и, не имея средств к существованию, впал в величайшее разорение. Тем не менее он упорствовал в своих убеждениях и сделался, как их называли тогда, “плаксой”, отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи…, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» (Вазари Дж., 2001). Слава же Савонаролы закончилась его казнью: повешением и последующим сожжением на костре.
Боттичелли воспринимал свалившиеся на него невзгоды, как искупление совершённых грехов. Произошедший духовный перелом «обострялся физической немощью. Некогда стройный и ловкий, Сандро теперь еле передвигался “на двух палках”. Спина согнулась словно под тяжестью неизбежной расплаты за беспорядочно проведённую жизнь, “за медичийскую неумеренность чувственных радостей”». (Скляренко В.М. и др., 2002).
«Бегство Боттичелли от образов и стиля античности в лоно христианской религии происходило под знаком этих общественных перемен. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма, произведений… но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодолённой Возрождением культуре готики» (Комарова И.И., Железнова Н.Л., 2000).

Влияние личностных нарушений на творчество

Динамика личностных черт Боттичелли демонстрируют нам яркую метаморфозу от весёлого, общительного «заводилы художественных проказ и застолий» в сторону одинокого мизантропа, охваченного болезненным мистицизмом. Подобное патологическое развитие личности неизбежно находило отражение в его живописи. Историк искусства И.Е. Данилова пишет: «Это ощущение внеличных сил, подчиняющих человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли, как предчувствие новой эпохи, когда… приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, не зависимые от человека, не подвластные его воле» (Данилова И.Е., 1993). Одна из последних работ Боттичелли «Брошенная» (1496 г.) буквально пронизана по исполнению клинической депрессией, а по сюжету явно опережает своих современников на сотни лет.
Боттичелли болеет, «нищает, всё больше замыкаясь в упрямом страдальческом одиночестве». (Петрочук О., 1985). И когда художник полностью проникся религиозно-моральным пафосом Савонаролы, его творчество угасло. Не удивительно, что от последних лет его жизни до нас не дошло ни одного произведения.
Прекращение живописного творчества задолго до смерти - редкий для большого художника факт. История искусства знает примеры, свидетельствующие о том, что даже при практической невозможности рисовать из-за физического недуга, художник продолжал работать. Например, когда к старости у Ильи Репина стала «сохнуть» правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой. Французский импрессионист Ренуар продолжал рисовать параличной рукой, заставляя, чтобы кисть привязывали к его руке между пальцами.
Раннее профессиональное угасание Боттичелли в возрасте всего пятидесяти пяти лет наряду с приводимыми личностными характеристиками («странный», «нервный», «впечатлительный», «взбалмошная голова») свидетельствуют о возможном наличии психического заболевания. Патография Боттичелли обнаруживает яркую метаморфозу личности от весёлого, общительного «заводилы художественных проказ и застолий» в сторону одинокого мизантропа, охваченного болезненным мистицизмом. В основе подобного патологического развития личности могла лежать и «мягко текущая форма параноидной шизофрении» (Ганнушкин П.Б., 1933).

Итальянский живописец и автор знаменитых «Жизнеописаний» художников Возрождения Джорджо Вазари пишет, что Боттичелли умер одинокий и забытый. Современный итальянский историк культуры Лионелло Вентури словно в оправдание добавляет: «Но Вазари не понял, что одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нём именно и заключалось его спасение» (Вентури Л., 1993).
Таким образом, изменение с годами психики у Сандро Боттичелли, которое зачастую приближалось к патологическому, нашло своё отражение в живописных произведениях этого классика Раннего Возрождения.

Где смотреть его картины

Большинство работ Боттичелли хранится во Флоренции (Галерея Уффици); они есть в крупнейших музеях и собраниях Европы и США. В России Сандро Боттичелли представлен двумя полотнами в собрании Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга («Святой Доминик» и «Святой Иероним»), в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина («Благовещение»).

***


Рецензии
Да уж, ранний Боттичелли мой любимый художник эпохи Возрождения. Вазари читал очень давно и ничего уже не помню. Спасибо за новую для меня информацию.

Валерий Рябых   28.10.2021 20:48     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв. Рад, что статья Вам чем-то пригодилась. Значит - не зря писал.
Удачи Вам и здоровья!

Александр Шувалов   29.10.2021 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.