VII. Гл-23. Перелёт Севастополь - Васильевка

 *** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб *** 

     Из Киева сообщили нам, что можем забрать два Як-52 из Севастопольского АСК. Мы давно просили пару «ячков», у наших ресурс уже приличный. Видно в Севастополе были лишние Яки. Готовимся после потепления ехать в Севастополь и перегонять Яки.

     Созвонились с Севастополем, там готовы отдать Яки, только требуется перетяжка рулей. Узнали у севастопольцев, что перетяжку можно сделать на севастопольском вертолётно-ремонтном заводе. Они могут там «за нас» договориться. На том и порешили. Прикинули маршрут. Вырисовывается такой: Севастополь – Симферополь – Джанкой – Васильевка. Расстояние 450 км, это почти на пределе дальности перегона Як-52. А если встречный ветер или ещё какие нюансы? Надо будет думать. Промежуточную посадку делать вроде и негде, - не сезон. Думали, думали и придумали – возьмём в заднюю кабину по канистре бензина. Если припрёт, сядем в поле и дозаправимся.

     Берём с собой парашюты, канистры и едем с Володей Дмитрийчуком на моём Опеле в Севастополь. Дорога не особо длинная, 550 км. Выехали рано утром, дорога поначалу знакомая – Васильевка, Мелитополь. Высматриваем вдоль дороги подходящие площадки для посадки, если припрёт по бензину. Таких мест полно. Даже есть рядом с бензозаправками. Но нам должно одной канистры, что берём с собой, хватить за глаза.

     Чувствуется близость Азовского моря, перед Чонгаром, это посёлок перед въездом в Крым, вдоль дороги машут руками продавцы рыбы. Показывают тушки осетра, банки с красной и чёрной икрой. Про чёрную икру понятно, это осетровая, но откуда здесь красная. Лосось, вроде в Азовском море не водится? Из любопытства останавливаемся и узнаём у одного парня –продавца, что красная икра импортная, с Аляски, размороженная. Говорит, что обычно никто и не спрашивает, считают, что с Азовского моря.

     В Чонгаре дорогу перегораживает шлагбаум, - за въезд в Крым надо платить. Называется это «экологический сбор», или вроде того. Дальше Сиваш с соляным берегом, Джанкой, монотонная прямая дорога. Обратили внимание, что в Крыму встречные машины не моргают фарами, не предупреждают о ГАИшных засадах, но и правила местные вроде как соблюдают. Это бросается в глаза. Немного блуданули в Симферополе, объездной дороги на Севастополь нет, приходится переться через весь город.

     Ближе к Севастополю дорога стала интереснее, петляет, много населённых пунктов, везде ограничения скорости. Что интересно, все дорожные таблички, указатели только на русском языке, в Запорожье переходят на украинские.  Вот уже и начались горы, небольшие, правда. Очень интересная, своеобразная дорога через Инкерман, показался кусочек Чёрного моря. Въехали в Севастополь стали искать Юхарину Балку, там клубовский аэродром.

     Разместили нас севастопольские коллеги в каком-то аэродромном бараке, похожем на казарму. Там же класс с самолётными плакатами. Понятно, это вроде учебного корпуса. Условия нормальные, привычные, аэродромные.
     С утра ознакомились с аэродромом. В принципе, обычный, только в низине на южной окраине Севастополя, до моря на юго-западе километра два, но его и не видно.  Лётное поле расположено в балке, со всех сторон небольшие возвышенности. На стоянке видны несколько Ан-2, Як-52 и один Як-55. Знаю, что на нём летает Градовский, местный чемпион.

     Осмотрели самолёты, которые забираем, ознакомились с формулярами. Остались довольны. Самолёты в хорошем состоянии. И года выпуска свежые, и ресурс ещё хороший. Техники стали снимать рули, а мы с Володей поехали на вертолётный завод. Нашли его на берегу моря у залива Омега, с проходной позвонили куда надо, вышла женщина. Обычно женщины и занимаются перетяжкой. Договорились с ней, что завтра привезём рули. Она обещает за несколько дней их перетянуть и покрасить. Оговорили сумму «сделки».
 
     Эти дни провели мы на аэродроме, иногда выезжали в город. В Севастополе есть, что посмотреть. Графская Пристань, Приморский бульвар, Малахов Курган и много ещё чего. Хотели прикупить у местного клубного инженера кое-какие запчасти на Ан-2 и Як-52, но тот сказал, что может только предложить камерные тормозные накладки для Ан-2, больше ничего лишнего нет. Взяли у него пару десятков этих накладок, цену, правда нам заломил и, как выяснилось потом, всунул нам часть накладок яковских вместо андвашных, зараза. Позже к нам подошёл местный техник и тихо предложил помочь с запчастями. Поехали к нему в гараж и с удивлением увидели там небольшой склад запчастей. Глаза разбегались. Цены он не ломил, выбрали мы себе разных нужных нам деталей Ан-2 и Як-52, сколько хватило денег. Особенно порадовали нас маслорадиатор на Ан-2, очень дефицитный, и свечи.

     Пришло время, забрали перетянутые рули с завода. Хорошо, что в моём Опеле большой салон, поместились, хотя и с трудом, по всей длине элероны. Рули направления и высоты поместились сзади при сложенных сиденьях. Местные техники должны установить рули и подготовить самолёты к перелёту.

     С утра собрался я облетать оба Яка, местные техники все рули уже поставили. Уложили в чашки кресел, привезённые с собой парашюты.    Инженер сказал, что планеры осмотрены, моторы отгазованы, самолёты к полёту готовы. Местный штурман дал заявку на перелёт, и я полез в первый ячок для облёта. Мотор долго не хотел запускаться, чихал и кашлял. Что-то не похоже было, что его недавно газовали. Наконец запустился. Опробовал я его по полной программе по шпаргалке. Вроде всё в пределах нормы. Собираюсь сделать один круг, думаю, для облёта будет достаточно.

     Порулил на взлёт. Полоса в Юхариной Балке очень своеобразная, полно па взлётной полосе камней и небольших бугров. На взлёте отрываешься, как с трамплина. Взлетел, всё нормально, шасси убраны, управление в норме. Перед первым разворотом зачихал движок, дальше высоту я набирать не стал, доложил РП, что проблема с мотором и буду садиться с обратным стартом. Стал разворачиваться, тут движок и перестал чихать, заработал ровно и резво. Я доложил, что выполню нормальный круг. Набрал заданную высоту круга, по приборам всё нормально, мотор работает как ни в чём не бывало. Выполнил обычный круг. Сел, зарулил на стоянку. Техники осмотрели двигатель, ничего не обнаружили, всё нормально. Облетал я и второй самолёт, тот вёл себя исправно.

     Готовимся улетать, машину я оставляю на аэродроме под присмотр местных. Придётся потом приезжать поездом за ней. Загрузили в задние кабины по канистре бензина, привязали их ремнями.

     Получили «добро» на вылет. Взлетели парой и пошли на Бахчисарай, дали нам по маршруту 900 метров. Володя ведущий, я ведомый. У Володи совсем нет опыта маршрутных полётов, поэтому и выдерживать пару и вести самолётовождение придётся мне. Пару мы держим вытянутую, чтобы не заморачиваться с выдерживанием места в строю.
     Бахчисарай лежит строго по маршруту на Симферополь, до которого 20 минут лёта. Погода простая, высокая облачность, солнца не видать. Ветер небольшой, по крайней мере, не встречный. Это у нас больной вопрос. Распрощались с «Геркулесом», это позывной Юхариной Балки. Перешли на связь с гражданскими диспетчерами. Прошли Бахчисарай с характерными белыми дымами цементного завода. Уже дают нам изменение маршрута, но в нашу пользу. Можно выполнить поворотный раньше, не обходить Симферополь с юго-востока, а сразу перед Симферополем над «Заводским» выполнить поворотный на Джанкой. «Заводской» это старый аэродром на юго-западной окраине Симферополя, там базируются гражданские АН-2 и Симферопольский АСК. Диспетчер спрашивает время выхода на «Заводской», а я и не знаю толком, где он находится. Аэродром не работает, по АРК сориентироваться не могу. Примерно прикинул по карте, что-то доложил диспетчеру, тот отстал.

     Нет у меня опыта общения с гражданскими диспетчерами, не пойму, что он от меня хочет. Идём парой в растянутом строю, так легче держаться. Подходим к Симферополю, где этот «Заводской»? Чёрт его знает. Не доходя пару километров до Симферополя, поворачиваем влево на Джанкой, на север. Идём по западной окраине Симферополя. Слева впереди вижу аэропорт. Полоса там длиной аж четыре км, это заметно, курс взлёта-посадки параллельно нашему пути, в эфире самолётов и не слышно. Да, мало кто летает сейчас.

     Тут и диспетчер заверещал, чтобы взяли курс вправо, отошли от аэропорта. Ответил, что выполняю, а сам ищу "железку", то есть железную дорогу от Симферополя до Джанкоя, чтобы привязаться к ней. Она нас на Джанкой и выведет. Немного дальше и левее виднеется ещё одна полоса, длиной километра три, это «бомбёрский» аэродром «Гвардейский». Может они и летают, но в эфире мы их всё равно не услышим, они на своей частоте. Что-то ни хрена мой АРК не показывает ни Джанкой, ни даже Симферополь. Спрашиваю в эфире у Володи. У него тоже не работает. Блин, нахожу, наконец, "железку", - она строго под нами. Правее тянется и автотрасса Симферополь – Харьков, в Крыму её называют Симферополь – Москва. Идём на Джанкой. Там аэродром транспортников, но он не работает, там и самолётов то нет.

     От Симферополя до Джанкоя 90 км, с курсом 20 градусов. Это, согласно проложенного маршрута на карте, а в реальности идём по "железке", так надёжнее. Без учёта ветра, это почти полчаса лёта. Судя по дымам на земле, ветер к нашему счастью попутный. Может и не придётся садится на дозаправку. Мотор ровно гудит, а ведь ещё утром чихал, зараза. Устанавливаю режим максимальной дальности, рычагом шага винта устанавливаю обороты 60 процентов, хотя, согласно Инструкции это должно быть 57, но цифра какая-то некруглая и пусть будет запас, чтобы не промахнуться. Винт загружен и звук его вращения тоже непривычен, - словно шлёпает по воздуху. Загружен и двигатель, при том же наддуве, обороты низкие и звучит он натужно, тяжело ему крутить винт на большом шаге. Но на таком режиме расход бензина минимальный при приличной скорости для полёта по маршруту – 190 км/час. Монотонный полёт, внизу железка почти прямой линией ведёт нас на север, поля чередуются с садами, Крым ведь. Погода не меняется, всё то же серое небо без солнца и высокой сплошной облачностью.

     Где-то на середине пути слева ещё одна полоса длиной километра три, даже не знаю, что там базируется. Смотрю на топливомер, его показания радуют, если ветер не изменится на встречный, то нам бензина до Васильевки хватит. Запрашиваю остаток у Володи. У него примерно так же.

     Уже перед Джанкоем слева снова вижу бетонную полосу. И снова полоса длиной километра три, похоже, здесь тоже «бомбёрский» аэродром. Для истребителей полоса обычно два с половиной километра. Да, аэродромов в Крыму «понатыкано» прилично.

     Показался Джанкой, на восточной окраине видна бетонная полоса, похоже обычной длины, 2500 метров. Аэродром хорошо виден, движения там, как и самолётов, не заметно. Похоже, этот аэродром давно «умер».

     Новый участок маршрута: Джанкой – Мелитополь. 150 км с курсом 32. В эфире никто нас не беспокоит, видно Симферополь мы не слышим, а нам это и не надо. Впереди почти сплошная вода с узкими полосками суши, это Сиваш. "Железка" и автотрасса разошлись в стороны. Дорога пошла правее по суше на Чонгар и дальше на Мелитополь, а "железка" почти строго на север, «через воду», но тоже на Чонгар. До Мелитополя далеко, лететь по штилевому расчёту целых 45 минут. Всё то же монотонное гудение мотора. Изображаем подобие пары, но особо не заморачиваемся, дистанция и интервал плавают. Так экономим бензин. Внизу после Чонгара сплошные скучные поля, редкие населённые пункты. Железка и автотрасса теперь левее, тянутся почти параллельно нашему маршруту.

     В эфире никого нет, можем спокойно переговариваться с Володей. После середины пути этого участка маршрута пересекаем "железку" под углом, теперь она у нас справа и так же, как и мы, вместе с дорогой движется на Мелитополь.
     Подходим к Мелитополю, на его западной окраине виден аэродром мелитопольского транспортного полка. Похоже не работает. В эфире нас никто не беспокоит. Оставляем аэродром справа и берём курс уже на Васильевку. Почти строго на север, осталось каких-то 60 км. Это минут 20 лёта. Под нами полно ровных и обширных полей, пригодных для посадки, но они нам не нужны. Уже понятно, что бензина нам в баках хватит и канистры не понадобятся. "Железка" и автотрасса ушли вправо, точнее – мы ушли влево. Места нам здесь очень даже знакомы, приходилось их осваивать на авиахимработах. Встречаются даже знакомые «химплощадки».

     Вот уже замаячил родной аэродром, судя по дымам, ветра почти нет. Ни попутного, ни встречного. Заходим на посадку с ходу с прямой, практически парой, благо ширина нашего лётного поля позволяет. Сели, зарулили на стоянку. Бензин в баках ещё «болтается», аварийный остаток. Встречает нас охранник и аэродромные собаки. Всё, мы дома и без приключений. Перелёт длился почти два часа.

06.04.2020 – Севастополь.

- на фото:  - пара Як-52, проход над полосой на бреющем – аэр.Вассильевка – 1997г.
     - фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/28/945


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.