Семейная шеренга... 2020 Гл. 1. Начало войны

Семейная шеренга Бессмертного полка, 2020


На довоенном фото Екатерина Павловна Лембик с сыновьями и внучками: слева Нина Семеновна Лембик, в центре Алексей Дмитриевич Лембик, справа Иосиф Дмитриевич Лембик и его дочь Таисия Иосифовна Лембик. Фото примерно 1938 года.

        Глава 1. Начало войны

                Обещая недолгой разлуки
                Уходили на фронт мужики,
                И морозили женские руки
                Похоронки в четыре строки
                Т.Картошкин

До войны семья моего деда Дмитрия Афанасьевича ЛЕМБИКА проживала в хуторе Головатовский Новокиевского сельсовета Калининского района Сталинградской области. В начале войны была призвана на службу вся мужская часть населения хутора. Из семьи ЛЕМБИКОВ оказались на фронте сыновья Семен, Иосиф, Николай (мой отец), Алексей, зять Филипп ЛЫМАРЬ и внук Афанасий ЛЫМАРЬ. Вернулись живыми три младших брата: Иосиф, Николай и Алексей. Всего из хутора, в котором было около двадцати дворов, погибло 15 или 16 человек. В хуторе во время войны оставались женщины, дети и человек семь стариков.

Из родственников в военные годы в Головатовском жили:
дед Дмитрий Афанасьевич и бабушка Екатерина Павловна;
семья Иосифа Дмитриевича: Мария Трофимовна (или как её все называли тетя Маня) и дети Тая (1932 г.р.), Ваня (1937 г.р.) и Люба (1940 г.р.) - проживали вместе со стариками;
семья Семена Дмитриевича: Мария Федотьевна (её называли тетя Мария) и дети Нина (1925 r.p.), Катя (1935 r.p.), Зина (1937 г.р.) и Алексей (1941-43 гг.) – проживали отдельно в хате рядом со старой головатовской плотиной;
семья Филиппа Петровича ЛЫМАРЯ: Елена Дмитриевна ЛЫМАРЬ (ЛЕМБИК) и дети - старшая дочь Катя МАКСИМОВА (ЛЫМАРЬ) (1922 r.p.) уже со своей дочкой Любой (1941 г.р.), Шура (1924 г.р.), Николай (1927 г.р.), Алексей (1929 г.р.), Рая (1935 г.р.) и Володя (1942 г.р.) - проживали отдельно на другой стороне пруда.

Екатерина Семёновна ЕГОРУШИНА-ЛЕМБИК так вспоминала о проводах своего отца на фронт. В сентябре 1941 года ему пришла повестка. В день отправки собрались все родные и близкие, подготовлена сумка в дорогу. Прощание затянулось, слез было много. Но во двор на коне заскочил Фома Федорец и крикнул:
- Сёмка, давай быстрее, уже все собрались. Надо выезжать, а то в военкомат опоздаем!
Дядя Семён попрощался с женой, дочерьми и собрался уходить. Но тетя Лена Лымарь, пришедшая провожать брата, говорит:
- А с Лёником попрощаться?
Маленький двухнедельный сын   Лёник(Алексей) лежал на печи. И когда он стал прощаться с сыном, маленькая Зина сказала ему:
- Ну чего ты мыкаешься. Сказал на войну идешь, а сам не уходишь. А мы стоим, ждем тебя провожать.
После прощания увез его Федорец на окраину хутора, там   мобилизованных посадили на бричку и увезли в Панфилово. Провожающие плакали, а мужики, сколько было видно, пока бричка не скрылась за бугром, махали шапками.  Больше своего отца семья не видела.

Её младшая сестра Зинаида КУРМЫШОВА–ЛЕМБИК хоть сама была маленькая, всего 4 года, но хорошо запомнила тот день, когда отец уходил на войну. Прощаясь с семьёй, он поцеловал в лобик младшего двухнедельного сына Лёника и сказал:
- Прощай сынок, может быть, останешься моим продолжением рода.
А её он поднял, подкинул два раза на руках и спросил:
- Ну и как же ты меня узнаешь, когда я вернусь?
- А я тебя угадаю по «ботсванчику».
- Вот молодец, ну тогда будешь меня встречать.
 («Ботсванчиком» называли тогда большой палец, а у него на левой руке на этом пальце не было сустава – выболел: отвалился от нарыва воспалившегося волоса).

Владимиру Филипповичу ЛЫМАРЮ из рассказов старших запомнилось, что после того как мужикам в хуторе принесли повестки, и вроде даже сначала просто на рытье окопов под Сталинградом, то пришел к ним Лембик Семен Дмитриевич и спрашивает Филиппа Петровича:
- Кум, а что брать с собой?
- А бери Сема кружку, ложку, миску. Всё бери.
Тот видимо размышлял так: если призывают, то должны всем обеспечить, Но более практичный Филипп Петрович сразу решил, что все это может понадобиться.

Летом 1942 года начались призывы на работы – на строительство оборонительных сооружений. По воспоминаниям земляков на окопы призывали подростков с 16 лет и женщин. Была на строительстве и Нина Семеновна, летом 1942 года она работала на окопах на аэродроме в Клетской. Ну, а осенью её вместе с другими забрали под посёлок Киквидзе (ныне станица Преображенская). Работать было тяжело, условия были трудные.
В работах земляка-краеведа А.Ф.Тараненко есть воспоминания участников строительства этих рубежей, которое шло с сентября до середины ноября 1942 года. Эти сооружения должны были перекрыть немцам дорогу на Саратов. Копали вручную противотанковые рвы: шириной сверху 6, снизу 3 и глубиной 3 метра. Рыли в песке и по берегу реки Бузулук окопы и ходы сообщения, потом в лесу за рекой рубили колья высотой 1,7 метра, забивали их в грунт и оплетали огневые точки и ходы сообщения. Людей донимали чесотка и мыши, которых было очень много. Спали в хатах на полу, а мыши рядом бегали.
Нина простудилась, заболела и ушла оттуда. Была уже поздняя осень или начало зимы, поэтому она в дороге сильно замерзла. Дома она забралась на печь и, стремясь согреться, не заметила, как обожглась. Часть спины и бок превратились в один большой нарыв, и мама мазала её кислым молоком. Но заживало очень плохо, болело долго, несколько месяцев, и на всю жизнь остался на теле большой шрам.
Оставшиеся жители работали на полях, обслуживали скот. В Головатовке стоял на конюшне табун колхозных лошадей, а в Полтаво-Звонаревской бригаде было стадо коров. Хотя в колхозе были тракторы, главной тягловой силой оставались быки, так как основную часть лошадей забрали на фронт. Бычатник находился неподалеку от хаты Лембиков. В 1942 году, когда немцы наступали на Сталинград, через хутор постоянно шли беженцы, гнали на восток стада коров и овец. Люди шли голодные и измученные. Однажды отступала воинская часть, солдаты выловили на пруду и унесли гусей у Лымарей.  Большая семья осталась без пропитания на зиму.

Таисия Иосифовна МЕДЕНЦОВА-ЛЕМБИК рассказывала о том времени следующее. Когда стал подходить фронт, то через хутор шли беженцы, в основном те, кто гнал (сопровождал) стада. Колхоз тоже готовился к эвакуации, "в бега", но до этого не дошло. Головатовская бригада тоже собиралась гнать стадо и должны были колхозники уходить с бригадиром дедом Трофимом Степановичем БУСЕНКО. Мама, Мария Трофимовна, хотела эвакуироваться всей семьёй вместе с детьми, уже были собраны вещи, но дедушка Дмитрий Афанасьевич ЛЕМБИК категорически отказывался уезжать: «Старые мы уже, чтобы бегать». Всё ценное старались понадежнее спрятать, многое закопали во дворе и на огороде. До войны в доме был репродуктор, который сначала спрятали на чердаке (горище), а потом все-таки закопали. Вместе с ним зарыли книги, запас продуктов – готовились к оккупации. Особенно было тревожно, когда стали летать немецкие самолеты, а потом бомбили железнодорожную станцию Панфилово. В самом хуторе был вырыт зигзагообразный окоп, чтобы прятаться при бомбежке, но он не пригодился.

В войну в хуторе жили беженцы, а в доме Дмитрия Афанасьевича по разнарядке сельсовета одну комнату сначала занимал присланный председатель колхоза, по воспоминаниям земляка Г.Т.БУСЕНКО, поляк по фамилии Васильев. Потом туда поселили семью евреев с Украины (из Житомира). Когда Украину освободили от оккупации, беженцы уехали. Зимой 1942 года через хутор долго шли пленные румыны и немцы, целыми отрядами. Поскольку мимо дома ЛЕМБИКОВ зимой проходила дорога через пруд на тот берег, то они стремились зайти в хату. Причем Таисии Иосифовне не запомнилось, чтобы их кто-то охранял или гнал. Шли они вразброд, кучками, в сторону Черной речки (Белые пруды?), где, по разговорам, находились лагеря военнопленных. Были они голодными и во всём хуторе побили и поели воробьёв.
Раиса Филипповна ФЕДОРЕЦ-ЛЫМАРЬ вспомнила, как к ним в хату заглянул один из отступавших и хотел заговорить с детьми. Но дети так его испугались, что забились в угол на печке и в рёв. Но возможно, что это был кто-то из военнопленных, проходивших через хутор после Сталинградской битвы.

Предыдущая глава   http://www.proza.ru/2020/04/07/2154

Следующая глава http://www.proza.ru/2020/04/09/2216


Рецензии
Интересная тема, Борис! Читаю!

С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   07.07.2020 05:11     Заявить о нарушении
Приятного и полезного чтения!
Давненько не проверял рецензии, некоторые потерялись, вот теперь
исправляюсь.

Борис Лембик   16.02.2021 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.