О грамматике и не только

 Всем привет, люди . Наверное, я созрел для очередного " злого " поста. Поста о русской грамматике. Дело в том, что "АшиПки" в постах даже уважаемых мною людей уже не просто навязли в зубах, а прям бьют по голове брёвнами , которые достаёшь из очей своих. Пишут посты люди, которых читает достаточное количество народа. Мне кажется, это должно накладывать определённую ответственность . Или нет ? Имея несчастье быть достаточно грамотной сволочью, я , когда уж совсем прорвёт, указываю на их ошибки. И делаю это прямо в комментах, ибо считаю, раз комменты открыты, то будь готов и лови подачу. Периодически ловлю " ответку " от разгневанных поклонников или друзей товарища, сделавшего пост. Однажды даже от человека, закончившего высшее учебное заведение по специальности " режиссёр " и ничтоже сумняшеся заявившего, что я несу " охенею" и вообще, главное, чтоб человек хороший был. Режиссёр, ребята ! Куда ж мы катимся, если люди такой профессии ( " сейте разумное, доброе, вечное !" ) считают, что русский язык - это не важно ? Да и сами делают идиотские ошибки . Для начала подопрусь классиками и дальше поеду , как на танке.

"Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли."
К. Г. Паустовский

"Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!"
Н. М. Карамзин

"Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. "
Я. А. Добролюбов

"Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего."
А. Н. Толстой

"Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков."
П. Мериме

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием."

И. С. Тургенев

" Обращайтесь почтительно ..." Тургенев сказал ! Не хухры-мухры ! А теперь давайте просто подумаем, ведь все мы считаем себя людьми думающими и творческими, а если нет, то зачем вообще пытаться читать и понимать ? Что такое язык ? Язык - это мост между мыслями человека и словом. Нет , не так . СЛОВОМ !! Ведь слово - это не просто инструмент для общения. Это кирпич, из которого складывается фундамент любого творчества. Умение объяснить и грамотно изложить свои идеи и мысли напрямую зависит от грамотно построенной речи. Ведь любой язык - это речевая, мать её, структура ! А грамматика - это её каркас, на котором стоит всё здание языка !И когда дети учат грамматику, они закладывают фундамент, основы, на которых будет возведено здание ! И уже от того, КАК они усвоят предмет, будет зависеть, станет ли здание великолепным дворцом или останется утлой корявой хижиной.

Да, наш язык сложен и многообразен необычайно. Это не голая фонетика. Здесь превалирует морфологический принцип, но этим - то и силён русский язык. Вспомним великого Гумилёва : " Словом останавливали Солнце, словом разрушали города ! " О как ! У нас от одной буквы может измениться не только смысл написанного, но и значение. Когда мне пишут " мы уже к вам едИм ", то вся моя сволочная сущность бунтует и встаёт на дыбы. И я пишу в ответ " приятного аппетита ". Ехать и есть - две большие разницы. А слово "пишЕте ", которое стало притчей во языцех. Глагол изъявительного наклонения " пишете " вдруг превращают в глагол повелительного наклонения " пишИте ". Когда это происходит, Марк Твен ( обладавший абсолютной грамотностью ) переворачивается в гробу. Заметьте разницу : "Вы что-то пишете ?"
Или : "Пишите сейчас же ! " . Кто не заметил, могут не читать дальше, а пойти и поштудировать более полезные вещи. Например, грамматику за 5-6 класс.
Которая , к тому же, тренирует мозг. Детский мозг растёт и развивается во многом благодаря грамматике. Активно работают гиппокамп и префронтальная кора, отвечающие за память и эмоции.
Наши предки были мудры . Ведь было множество игр и занятий, которые развивали мелкую моторику у детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал : " Истоки способностей и дарования детей - в кончиках их пальцев ". В 20-м веке, когда надобность во многих ремёслах отпала, их заменил предмет " чистописание ". Здесь дети тоже тренировали мелкую моторику. Сейчас этого предмета в школах нет. Более того, ВСЕ рефераты , которые раньше писались ТОЛЬКО от руки, теперь принимают ТОЛЬКО в печатном виде. В детях сознательно убивают способность к мышлению.

Ведь что происходит сейчас ? Сейчас народ смотрит телевизор и сидит в телефонах. Развивая
вместо общей и разнообразной мелкой моторики одни только большие пальцы. В результате имеем то, что имеем. Людей, не умеющих ни думать ( зачем , в интернете всё есть ), ни делать. Уж про то, чтобы ПРИдумать вообще молчу. Испокон веков человек рос вверх умственно, развивался. Ещё сто - двести лет назад люди были многофункциональны. Мужчина умел построить дом, владел кучей разных специальностей , был рыбаком, охотником и воином одновременно. Женщина не уступала ничем. Плюс к этому ещё и дети. Сейчас из человека пытаются сделать специализированный придаток. Шаг влево, шаг вправо - сплошные границы. Есть "телек" - сиди смотри тупые передачи, только не думай ! Не самообразовывайся, не читай. Почему ? Потому, что такими легко управлять ! Хайнлайн сказал об этом так : " Каждый человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, вносить удобрения, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация - удел насекомых."

И всё же, чтение чтению рознь. Есть такое понятие - литературный вкус. В 60 - 70 годы прошлого, уже, века, когда читать было модно и читали практически все, этот вкус как-то прививался, насаждался. Короче, он был. Сейчас , когда есть возможность с помощью интернета найти любую книгу, большинство читающих село на жвачку в виде Донцовой и иже с ней. Классиков, где каждое слово можно отливать в бронзе, поменяли на дрянной оловянный недолговечный сплав.

В наше время, на мой взгляд, делается всё, чтобы оболванить людей . Система выстраивает обучение так, что думать не нужно. Насильно впихивает какие-то чуждые нормы поведения и ценности. И пытается обрушить культуру родного языка и речи. А ведь это огромный пласт именно духовных ценностей. Сейчас 80 % детей не могут просто внятно объясниться на родном языке. Мало того, они даже вразумительно и связно изложить свои мысли на бумаге не могут. Куцые и примитивные мысли бывают только в голове, которая не способна думать. А процесс мышления и правильного грамотного изложения начинается с основ - с грамматики, изучения языка и структуры речи. Это фундамент и основа, повторюсь. Как для акробата или гимнаста - простейшие кувырки перед тем, как освоить сложные прыжки. Или классический станок для балетных, перед красивейшими балетными па.

И приведу под конец два совершенно полярных примера .
Первый : даже церковь признавала " ...в начале было Слово .." и что бог общается с людьми через Слово.

И второй : Ленин о просвещении : "…Без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками… — без этого нам своей цели не достигнуть» .
Под целью подразумевался научно-технический прорыв в СССР, во всех областях производства. И это было сделано ! СССР стал первой страной в мире со стопроцентной грамотностью населения, которое вытащило на себе
тяжелейшую войну и
всего
через
16 лет после неё запустило первого человека в космос.
А закончу , опять же, классиками - основой основ.

" По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности."

К.Г. Паустовский

Читайте, думайте и творите. Всем добра !


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий!
Читала ваши рассказы,чувствуется искренность, не знаю, как бы оценил Паустовский, а мне больше всех понравился "воздух".
Ошибку заметила только одну, фальшь без мягкого знака. В каком - не помню.
Благослови Вас Бог!

Валентина Беседина   06.04.2023 00:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте. "Воздух" это о цирке. О том, что я люблю. Спасибо Вам.

Дмитрий Бутко   06.04.2023 21:50   Заявить о нарушении