Предчувствие...

                Конец октября 2000 года, у нас краевое совещание в Сочи, вернее в Туапсе в лагере «Орленок». Такие совещания Управление Федерального казначейства проводило ежегодно. Это разбор» полетов» перед окончанием бюджетного года, обмен опытом и основные задачи по закрытию бюджетного года – своевременное, без ошибок и упущений.
       Совещания проводились в основном в Анапе или в Сочи - это по закрытию года, а ежеквартальные в Управлении в Краснодаре. Здание большое 5 этажное в центре города, изначально предусмотрено для Управления Федерального казначейства и Краевой налоговой инспекции. Первые два этажа – налоговики, третий общий там был расположен огромный актовый зал и технические кабинеты, а вот четвертый и пятый – казначеи.
      Выезд на совещание куда-то за пределы Краснодара, для нас была хоть какая-то передышка, перемена от ежедневной, огромной, ответственной рутинной работы. Ошибаться нельзя, а если  Отделением допущена ошибка и серьезная, можно не только должности лишиться, а чего-то и посерьезнее. Были случаи, заводили уголовные дела, вот так.
      Обычно к такому совещанию очень серьезно готовились. Во-первых, каждый руководитель должен знать все нормативные документы по работе, которые очень часто менялись. Во-вторых, четко знать все свои цифры по всем статьям бюджета, поступление и освоение. Не освоенные бюджетные средства безвозвратно перечисляются в федеральный бюджет, и учреждениям не возвращаются, это навсегда потерянные деньги для них. В основном вина была их, но мы должны очень оперативно сработать и при предъявлении документов все проверить и срочно в тот же день перечислить деньги им на счет.
        Еще нужно подобрать гардероб себе. Как правило, после совещания, на второй день перед днем отъезда заказывали на вечер ресторан. Собирали деньги с каждого участника совещания и отдыхали. Всего в крае 47 отделений, на совещание приглашали руководителя, главного бухгалтера, ну и конечно водители, да еще с края руководитель, заместитель и главные специалисты и таким образом набиралось нас, человек 150.
         А мы - же все разные, сколько людей столько и мнений. Кому-то надо продемонстрировать свои сногсшибательные наряды, причём каждый день разные. Кому-то оторваться по полной программе и почувствовать чувство полной свободы, независимо от того, что дома супруг или супруга и шайка детей. У кого-то симпатия к руководителю из другого района и встречи неповторимые, были ведь незамужние, холостые и разведенные. Жизнь есть жизнь. Кто-то не мог налюбоваться морским закатом и надышаться живительным морским воздухом, а иные решают заняться физкультурой и спускаются по лестнице к морю, а там этих ступеней не сосчитать. Октябрь - осень, но еще тепло и красиво, многие еще купались в море - бархатный сезон.
       Дети, основная часть уже из лагеря разъехалась, но, их еще оставалось достаточно много. Мне доставляло удовольствие наблюдать за ними. Они такие талантливые и концерты, и спортивные состязания у них.  Сами они такая прелесть, они из разных стран и каких только нет среди них: светлокожие, темнокожие, с огромными глазами и узкоглазые и северные народы и южные.  Дети, такие дружные, каким-то образом понимают друг - друга и дружат - общаются. Невольно думаешь, они ведь умнее нас взрослых, решают все проблемы мирно, дружно, находят компромиссы. Взрослым людям, особенно правителям разных стран, непременно надо чаще наблюдать за детьми и как это не странно брать с них пример.
         Все дети необыкновенно красивы, независимо от цвета кожи и национальности. Все воспитанные, физически здоровы, прямо-таки кровь с молоком. Наверное, морской воздух, необыкновенная красота природы, а главное положительные эмоции делали их такими неотразимо красивыми. Ни одного ребенка я там не видела угрюмого или печального, они жили сегодня и сейчас – им было уютно и радостно.  Руководство лагеря все делало для них, чтобы они запомнили дни, проведенные в лагере на всю жизнь. И их воспоминания оставались светлыми и незабываемые.          
        Первый день – был днем заезда и устройства в комнатах. Приезжали начальники со всех районов края, одним была дорога совсем близкой, наш район был за 500 км, но были такие районы, кому надо добираться часов восемь. Мы приезжали где-то к обеду, все по-разному, но последние часам к 16. Руководитель Управления обычно в полдень был уже на месте, и  руководил процессом, но не в этот раз. Он приехали с водителем где-то около 16 часов.
       Начальник наш был замечательным человеком, главными  чертами его характера были – порядочность, доброта и человеколюбие. Он был - профессионалом высшей категории, интеллигент, интеллектуал и его внешность соответствовала качествам его характера. Он был высокого роста, темно русые, густые аккуратно постриженные волосы, со вкусом одетый, в меру упитанный и очень симпатичный человек. Приятный в общении и всегда в настроении. У него была светлая аура,  беседуя с ним, полностью доверяешь ему. И точно знаешь, что этот человек никогда тебя не подведет и чем сможет, поможет, если нужно его участие в твоей жизни.
      Непосредственно моим начальником он был восемь лет, а до этого он занимал должность начальника Контрольно-ревизионного Управления финансов Краснодарского края. И его служба проверяла мою деятельность, когда я была начальником финансового отдела райисполкома одного из районов. Поэтому я его знала подолгу службы более 18 лет. Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю было организовано в декабре 1993 года. Создание казначейства было необходимо, ведь до его создания никто не мог сказать, сколько в данный момент денег на счету Федерального бюджета, цифры были плавающие.
        Структура была новая, работа ответственная и кандидатура на руководителя подбиралась очень тщательно. Много было желающих, однако и краевое руководство, и Министерство финансов остановилось на нем. Его многолетняя, безупречная работа, честность и неподкупность не дали соперникам шансов в выборе кандидата. Руководителем Федерального казначейства по Краснодарскому краю был назначен Бибик Валентин Тимофеевич.
        За все годы нашего с ним знакомства и совместной работы, он никогда не позволил себе, кого-то  обругать или  повысить голос. Он всегда был выдержан, говорил негромко, четко и ясно. Мы, все руководители районов и городов были восхищены манерой его общения и проведения совещаний. Все работники казначейств безгранично его уважали и старались быть похожими на него, это был непререкаемый авторитет в работе и жизни для нас.
        Он все скажет, обратит внимание на все упущения в работе каждого руководителя.  Укажет на недостойное поведение мужчин-руководителей, кто увлекался спиртным.  Но это было всегда сказано тактично, никогда никого не унижая, не затронув человеческого достоинства. И все понимали и уважали его и каждый из нас старался не подводить, своего руководителя. И он стоял горой за каждого из нас, ведь прессинг от вновь назначенных глав городов и районов был огромен.
       Им всегда было мало денег, и они видели в нас если не врагов, то недоброжелателей, -  которые имея столько денег на счетах не могут помочь своему району. В основном это были хозяйственники, своя рука владыка. Они понятия не имели что такое бюджет и финансовая дисциплина.  Мы же твердо стояли на страже законов и для нас было- свято, исполнять бюджет в соответствии с бюджетными назначениями не допуская нецелевого использования. Трудности были огромные и нередко конфликты с главами разрешались в Прокуратуре.
        Вот уже, все руководители приехали в полном составе. Но странное дело, почему Валентин Тимофеевич сегодня приехал поздновато. Спросили у водителя, все ли в порядке с машиной? Он нам рассказал, что по дороге они часто останавливались, и он фотографировал шефа. Валентин Тимофеевич как будто в первый раз видел красоту, по которой пролегала дорога и горы, и леса - все пейзажи и просил водителя сфотографировать. Никогда не брал с собой фотоаппарат, а вот сегодня было все по-другому.
        Когда он приехал, то сразу объявили, чтобы все шли в главный корпус на совещание, это тоже было не так, как всегда. Обычно люди,  уставшие с дороги, размещались по комнатам и отдыхали. Сейчас - четко было сказано вещи оставить и быстренько на занятия. Все так и сделали, взяли тетради, ручки и все что считали необходимым пришли в зал и сидим. Зашел Валентин Тимофеевич с замом и специалистами поприветствовал всех. Первое что он попросил одного из специалистов Управления сфотографировать всех нас и его, в том числе в разных ракурсах. И когда мы занимались, то и дело была вспышка фотоаппарата.
      Мне лично показалась какая- то встревоженность у нашего руководителя и торопливость. Занимались допоздна, потом разбрелись по своим комнатам. Где-то к половине 12 все угомонились, устроились и собирались ложиться спать. Вдруг услышали какую-то суету, шум, вышли в коридор. И вот как гром среди ясного дня. Заместитель сказал очень тихо - Валентин Тимофеевич умер. Все стали выскакивать из своих комнат. Это страшная весть так всех ошеломила, в голос никто не плакал - все стояли, молча, глотали слезы. Молча, плакали все: мужчины, женщины, специалисты, руководители и водители. Мы вдруг мгновенно все осиротели и растерялись. У всех у нас было страшное и безысходное горе. Мы даже не представляли свою жизнь дальше без него.
        Приехала скорая помощь быстро, врач только зафиксировала факт смерти. Через два часа его повезли домой в Краснодар. Валентину Тимофеевичу было всего 54 года. Причина смерти сердечный приступ. Ему видно стало плохо, он прилег на кровать, когда через несколько минут или полчаса к нему зашел заместитель, он был уже мертв. Это была невосполнимая утрата для всего Краснодарского края. На его похоронах присутствовали тысячи человек. Его жена – Валентина, замечательная женщина, только, и шептала - Я же Вам его живого отдала, а Вы.…У Валентина Тимофеевича осталось две дочки - студентка института и старшеклассница.
        Теперь, нам стало понятно, почему по его просьбе фотографировали нас и его, почему он так торопился. Он все предчувствовал и хотел успеть при жизни оставить память о себе. И собрал всех нас в первый день, наверное, хотел попрощаться и оставить светлую память о себе в наших сердцах. Память осталась о дорогом и любимом нашем руководителе - Валентине Тимофеевиче на всю оставшуюся жизнь.
       


Рецензии