Герберт Уэллс

Герберт Джордж Уэллс родился в сентябре 1866 г. в пригороде Лондона  Бромли. Отец его, владелец посудной лавки, имел мизерные доходы, и семья отчаянно нуждалась. Едва окончив начальную школу, юный Герберт пошел работать уборщиком и кассиром в мануфактурный магазин, затем в небольшую частную  сельскую школу, наконец, в аптеку. Человек деятельный, активный, он стремился вырваться из трясины мещанского быта.  Все свободное время Уэллс проводил за учебниками, самостоятельно освоил многие предметы и в 1884 г. смог добиться стипендии в естественно-научном колледже. Здесь Уэллс приобщился  к миру науки и литературы. Любимым его преподавателем стал  Томас Хаксли – друг и ученик Чарльза Дарвина. Под его влиянием будущий писатель  углубленно занимался  физиологией, анатомией, биологией. Естественные науки сделались его настоящей страстью. Сдав экзамен на степень бакалавра, Уэллс решил пойти по педагогической стезе, стал преподавать в Университетском заочном  колледже и вскоре проявил себя незаурядным учителем. В 1893 г. вышел его «Учебник биологии», который потом многократно переиздавался. В целом педагогическая деятельность оказала большое влияние  на писательскую манеру Уэллса. Она научила его  писать ясно, доступно, просто.

Педагогическая и научная карьера Уэллса складывались весьма успешно. Но он мечтал стать писателем. Начинал он как журналист в периодических изданиях. Его первые работы – это очерки и рецензии. Написанные по разным поводам и пронизанные ненавязчивы чувством юмора, они охотно приобретались лондонскими журналами. Еще в 1888 г. Уэллс начал свое первое художественное произведение – повесть «Аргонавты хроноса», которая так и не была закончена, но на основе которой был потом написан роман «Машина времени». Изданный в Англии в Америке, он сразу обратил на Уэллса внимание читающей публики и сделал его имя широко известным. Книгу читали взахлеб, с увлечением, а в адрес ее автора звучали более чем лестные эпитеты. И действительно, роман поражал своим смелым, оригинальным сюжетом и глобальной постановкой проблемы. В небольшом произведении, объемом менее ста страниц,  поднимались и ставились кардинальные вопросы  об истории человечества и судьбах цивилизации.

«МАШИНА ВРЕМЕНИ» (1895). Это один из самых знаменитых романов Уэллса, который по сей день читается с огромным интересом. Между тем, подобно «Робинзону Крузо», он написан подчеркнуто безыскусно. Начинается он с многозначительной фразы: «Путешественник по Времени (будем называть его так) рассказывал нам невероятные вещи». Суть его рассуждений заключалась в том, что время неотделимо от пространства и образует с ним единую четырехмерную систему координат. По сути, время можно считать четвертым измерением Пространства. А, следовательно, по нему можно свободно перемещаться вперед и назад, ускоряя и замедляя свое движение. С этой целью Путешественник по Времени и создал свою удивительную Машину.

В следующий раз, приехав в гости к Путешественнику, друзья не застают его дома. Он появляется только перед обедом, и вид его красноречиво говорит о множестве пережитых им испытаний. Друзья догадываются, что фантастическое путешествие во времени все-таки состоялось. Все умирают от любопытства, и Путешественник начинает свой рассказ. Утром он закончил собирать свою Машину Времени и тотчас отправился в путь. Перед его глазами стремительно замелькали дни и ночи (из-за стремительной скорости они продолжались всего несколько мгновений). «Я видел, - говорит Путешественник, - как деревья вырастали и изменяли форму подобно клубам  дыма… Я видел, как огромные великолепные здания появлялись и таяли словно сновидения. Вся поверхность земли изменялась на моих глазах…»

Наконец, когда он перенесся в 802701 год, Путешественник решил остановиться. Он оказался в причудливом городе с огромными домами. Вскоре появились его жители: невысокие, грациозные, хрупкие, но удивительно прекрасные люди.  Своей непосредственностью и наивностью они удивительно напоминали детей. Более всего в этих людях далекого будущего Путешественника удивило полное отсутствие любознательности. Никто не проявил к нему особенного интереса. Они были довольны, беспечны и простодушны. Их язык состоял из одних глаголов и существительных. Никакого намека на отвлеченные понятия. Их разговоры касались самых простых и непосредственных предметов. Можно было подумать, что человечество впало в детство. Чем-то общество, в котором он оказался, напоминала коммунизм, или золотой век. Люди жили в великолепных дворцах, одевались в роскошные одежды, освободились от всякого труда. Не было и следов борьбы, политической или экономической.

Таково было первое впечатление Путешественника во Времени. Увы, оно оказалось ошибочным! Вернувшись вечером к месту своей высадки, он не обнаружил  Машины. Утром, внимательно осмотрев место, где прежде стояла Машина, Путешественник обнаружил странные следы, напоминающие отпечатки ног ленивцев.  Борозды на земле указывали на то, что Машину занесли внутрь пьедестала огромного сфинкса. Осматривая окрестности (которые напоминали собой прекрасный райский сад) Путешественник обнаружил несколько глубоких колодцев. Вскоре он догадался, что они служат вентиляционными шахтами для каких-то гигантских подземных сооружений. Что бы там могло находиться?

На третий день своего пребывания в этом странном мире, Путешественник спас маленькую женщину, которая едва не утонула во время купания в реке. Вскоре он узнал, что ее звали Уина. Она стала его другом. Наблюдая за Уиной, Путешественник заметил, что она боится темноты. И действительно, едва солнце скрывалось за горизонтом, неизвестно откуда появлялись какие-то бледные существа, которых Путешественник принял сначала за приведения. Вскоре ему удалось рассмотреть этих существ. Они были похожи на человекообразных пауков с покрытой белой шерстью телами.  Появлялись они только ночью, видимо,  их глаза не выносили яркого света. Однако, без всякого сомнения, они были разумны.

Размышляя над увиденным, Путешественник пришел к выводу, что в этом мире существовали две расы: дневная  (элои) и ночная (морлоки). Дневную он видел перед собой, ночная поначалу представляла собой загадку. Но вскоре Путешественник догадался, что элои и морлоки – это далекие  потомки двух ныне существующих классов. Первые - выродившийся высший класс, наслаждающийся в жизни исключительно удовольствиями и красотой. Морлоки – потомки рабочих, приспособившиеся сначала к подземным условиям труда, а потом, в процессе эволюции, обратившиеся в настоящих зверей.

Морлоки внушали Путешественнику непонятный страх. Тем не менее он решил спуститься в одну из шахт, ведь только так он мог вернуть свою Машину. Освещая дорогу спичками, Путешественник продвигался вперед. Вскоре он попал на подземный завод с множеством непонятных машин, и догадался, что беспечная жизнь элоев имеет вполне конкретную экономическую основу: постоянный труд морлоков, которые снабжают наземных жителей всем необходимым.  Между тем, морлоки очень враждебно отнеслись к вторжение в их мир. Только яркий свет спичек заставлял их держаться на расстоянии. Бродя  по подземелью, Путешественник наткнулся на несколько освежеванных тел, и тут его поразила ужасная догадка. Он понял чем питаются  морлоки. Мир, который прежде казался ему земным раем, повернулся к нему своей страшной стороной. Да, морлоки продолжали обслуживать своих прежних господ, снабжая их всем необходимым, однако те  являются для них просто-напросто откормленным скотом, который они употребляли в пищу. Вся эта ситуация стала, по словам Путешественника, логическим завершением современной индустриальной системы.

Вернувшись на поверхность, Путешественник застает элоев в глубоком страхе: приближается безлунная ночь, одна мысль о которой наводит на них ужас. Путешественник вместе с Уиной отправляется в расположенный по соседству огромный Зеленый Дворец, оказавшийся заброшенным музеем. Здесь он запася коробкой спичек  и железным ломом. Путь назад протекал в темноте, и путешественник подвергся нападению морлоков. Ему удалось зажечь костер, от которого разгорелся гигантский пожар. Морлоки бежал, похитив Уину. Больше он ее не видел. Но зато, когда он приблизился к основанию Белого Сфинкса, оказалось, что бронзовые двери открыты, и за ними стоит Машина. Когда Путешественник вошел, дверь захлопнулась. Он оказался в ловушке. Морлоки накинулись на него, однако, после ожесточенной схватки ему удалось добраться до Машины и ускользнуть.

По ошибки, вместо того чтобы вернуться в прошлое, Путешественник перенесся в далекое будущее и увидел умирающую Землю в багровых лучах огромного распухшего Солнца… Потрясенный этим зрелищем, Путешественник отправился в обратный путь. Возвратившись к друзьям, он поведал им о своем необычайном путешествии. Потом он снарядился для нового путешествия, отправился в путь и… больше никогда не вернулся.

*****

После «Машины времени» Уэллс делается модным писателем.  К нему приходит успех художественный, материальный и светский. Вслед за первым романом печатаются новые научно-фантастические произведения, которым он в основном и обязан своей посмертной славой: «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901), «Пища богов» (1904), «В дни кометы» (1906), «Война в воздухе» (1908). Переведенные на основные европейские языки, они принесли Уэллсу широкое международное признание и поставили его в ряд самых выдающихся английских писателей. Можно сказать, что благодаря Уэллсу фантастический роман перестал считаться «пасынком» литературы и обрел достойное место среди «серьезных» жанров. Он был первым писателем, кто начал ставить и решать в рамках научно-фантастических произведений серьезные социально-философские вопросы. В отличие, скажем, от Жюля Верна,  его интересовали не столько технические новшества сами по себе, сколько социальные последствия  революционных перемен  в научной сфере. В этом смысле к Уэллсу гораздо ближе Свифт, нежели Жюль Верн. Вместе с тем, как художник Уэллс был очень далек от романтиков. Его справедливо называли «реалистом фантастики». Большинство научно-фантастических романов Уэллса окрашено пессимизмом, и в  них присутствует такое будущее, которое необходимо предотвратить. После «Войны в воздухе», в которой он описал тотальную мировую войну между флотилиями гигантских дирижаблей. Уэллс выпустил в 1914 г. «Освобожденный мир» - еще один роман о грядущей мировой войне.  События в нем разворачиваются в 50-х гг. ХХ века. Главной ударной силой воюющих армий выступают самолеты, вооруженные атомными бомбами.  Двести городов стерты с лица земли. Повсюду царит паника и распад. Если учесть, что роман написан еще до начала Первой мировой войны, нельзя не подивиться силе  предвиденья Уэллса.

Хотя Уэллс однозначно воспринимается сейчас как писатель-фантаст, на самом деле научно-фантастические романы составляют только часть, причем не самую значительную, его огромного наследия. Всего же он оставил после себя  более ста книг, не считая бесчисленных публикаций в периодике. Одновременно с фантастическими, Уэллс сочинял вполне реалистические, бытовые романы: «Любовь и мистер Люишем» (1900), «Киппс» (1905), «Тоно-Бенге» (1909), «Анна Вероника» (1909), «История мистера Поли» (1910), «Женитьба» (1912), «Мистер Бритлинг  пьет чашу до дна» (1916) и др. Он писал повести, новеллы, киносценарии, мемуары, научные трактаты и популярные учебники, а также работал в сфере публицистики и критики. Ему всегда было чуждо неторопливое вынашивание художественных планов. Уэллс словно держал руку на пульсе времени и спешил отозваться решительно на все значимое, что случалось в изменяющемся мире. Традиционные  границы изящной словесности заметно сковывали  творческие импульсы писателя: он постоянно вторгался  в сопредельные сферы: политику, социологию, экономику, философию. Так огромный успех имел у читателей его грандиозный «Очерк истории» (1919). Несмотря на большой объем книги в следующие два года было распродано два миллиона ее экземпляров. 


Рецензии
Для меня в этом новое, что были и не фантастические романы. В детстве читал его запоем, сейчас уже не перечитываю. Нет новизны - нет и интереса. Но самые лучшие романы стоят на полке.

Геннадий Ищенко   15.04.2020 06:47     Заявить о нарушении
Да, у меня тоже в отрочестве был период запойного чтения Уэллсом. Прочел все, что смог достать. Потом уже мало, что перечитывал. Откровением стала только его "Всемирная история". Это действительно фундаментальная книга. И неординарная.

Константин Рыжов   15.04.2020 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.