Древняя Русь, первый князь
Написав рассказ о начале города Киева, я не включил в него легенду о святом апостоле Андрее, воздвигшем крест на горе у Днепра, решив перенести ее в другую тему.
Автор «Повести временных лет» вложил в уста апостола слова такие: «Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути».
И далее летописец описал о поездку Андрея через Варяжское море вокруг Европы в Рим. Святой Андрей был сумасшедшим?
Римлян апостол удивил рассказом о славянских банях: «…и обольются водою студеною, и тако оживут. И тако творять по вся дни, не мучими никымже, но сами ся мучать…» Пришла пора удивиться мне – римляне, имевшие тысячу бань и тысячу бассейнов, оказались грязными варварами.
Историки отрицают факт поездки апостола к горам на Днепре, и основания для этого утверждения имеются. Не был он у варягов, не был в Риме, короче, выдумку велел впихнуть в повесть князь Ярослав во время третьей переписки «Повести». Бездоказательный момент.
Необходимо внимательно присмотреться к фразе: «А Днепръ втечет в Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское, по нему же училъ святый апостолъ Андрей, братъ Петровъ». Что здесь не так? Все.
Понтийское море называли Русским в X веке. Правильно должно было писать: «святой апостол Андрей, младший брат святого апостола Симона- Петра».
Возможно, не было включения в «Повесть» явно выдуманного события I в., а произошло оно в веке X-ом? Действительно, в то время жил в Константинополе пресвитер Влахернского храма Андрей. В историю он вошел как святой апостол Андрей, юродивый Христа ради, кстати, происхождением он был из славян.
Как я писал в прошлой работе, имени Кий не существовало, киянами называлось моравское племя. Но летописный князь-то был, и о нем достаточно сведений. Может быть, пресвитер Андрей княжил на Днепре? Но он был христианином, и значит, являлся заклятым врагом язычников. Итак, версия повисла в воздухе. А если зайти с другого боку, сведения же имеются.
Влахернский храм принадлежал императору; сюда он с семейством приходил молиться, а не в Софийский собор, в котором постоянно толпился народ. Таким образом, Андрей имел большое влияние на цесарей и они ему благоволили. Особенно сильно его уважал император Лев.
Понятно, что человеку низкого происхождения путь в храм был отрезан и отсюда следует вывод о том, что пресвитер Андрей был птицей высокого полета. В славянских землях два княжеских дома имели знатную родословную: Пржемысловичи и Моймировичи. Чешская династия подчинялась моравскому князю Святоплуку, на наш лад – Святополку, но позже, в X в. Пржемысловичи завладели Моравией.
Знаменитый воитель Святополк огреб вокруг себя многие земли, имел добрые отношения с Ватиканом, нажил множество друзей и врагов. У него был младший брат Славомир, который ни в одном источнике не фигурирует в качестве брата. Но само имя указывает на принадлежность его к роду Моймировичей.
В 860 г. князь Моравии Ростислав поставил двадцатилетнего племянника Святополка княжить в Нитре. Спустя десять лет между ними возникло недоверие, в результате которых Ростислав угодил в ловушку и был выдан Людовику Немецкому. Вскоре он умер в тюрьме. Попал в плен и Святополк. В Моравию приехали немецкие маркграфы.
Великой Моравией, пока князь находился в плену Людовика Немецкого, управлял именно священник Славомир, объединивший славян на борьбу с Восточно-Франкским королевством.
Первая армия баваров, посланная усмирять повстанцев, была Славомиром разгромлена. Во главе второго войска Людовик поставил Святополка. Немцев моравы окружили, Святополка освободили, и он принял командование ополчением. В следующие годы моравы несколько раз громили немцев, и имя Славомира упоминается в связи с некоторыми победами в сражениях.
Далее летописец Фульде его имя не упоминает, подробно рассказывая о князе Святополке. Но мы помним запись в «Повести временных лет»: «Но сий Кий княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю — не свемы, но токмо о семъ вемы, якоже сказають: яко велику честь приялъ есть от цесаря, которого не вемъ…»
Вернемся в 860 год. Расширение княжества пришлось не по душе хану Болгарии Борису и Людовику Немецкому. Начались политические дрязги, и Ростислав отправил в 961 г. посольство в Ватикан.
Оно должно было решить несколько важных задач, а именно, заручиться поддержкой папы в борьбе против немецкой экспансии и создании славянской епархии в княжестве. Папа делегацию не принял.
В следующем году князь отправил посольство в Константинополь, и оно заручилось поддержкой императора Михаила. Был создан военно-политический союз против Болгарии и королевства.
Несомненно, делегацию возглавлял человек высокого ранга, а им был княжич Славомир. В 863 г. приехали просветители Кирилл и Мефодий.
Итак, сомнения прочь, княжич Славомир, апостол Андрей и пресловутый князь Кий есть одно лицо. Осталось ответить на два вопроса: каким путем Славомир занял место во втором по значимости храме Византийской империи и где искать его брата Петра?
Если таковой не найдется, тему смело можно слить в песок. Вернемся к Святополку. Просветитель Мефодий, имевший большой вес в Ватикане, умер в 885. В последние дни он передал дела Горазду, наиболее достойному преемнику.
Святополк, однако, не сразу представил его кандидатуру на утверждение в Ватикан и епископ Нитры убедил папу Стефана V в том, что Мефодий игнорировал приказ в деле славянской литургии. Папа давно запретил проводить литургию на славянском языке и теперь направил письмо Святополку, пожелав отказаться от своеобразных византийских практик.
Святополк призвал учеников Мефодия подчиниться папским наставлениям, но те их проигнорировали. Некоторые из них угодили в тюрьму, другие были проданы в рабство, остальных – изгнали. Они нашли убежище у хана, теперь уже князя Бориса.
Князь Борис ушел в монастырь в 888 г, передав власть старшему сыну Владимиру Расате и тот в следующем году начал гонения на христианских священнослужителей, реанимировав язычество. Священникам пришлось бежать в Константинополь.
Именно в это время Славомир мог подружиться с императором Львом. В каком году Славомир отправился в Тавриду миссионерствовать нам неизвестно. Но там он узнал о появлении на Днепре города Киев и поехал к землякам с определенной целью – втянуть их в христианство.
Если верить археологам, группа северян перебралась с левого берега Днепра на Подол в 907 г. Примерно этим годом можно считать появление Славомира в Киеве. Вряд-ли он княжил долгое время – несовместимость религиозных убеждений вынудила вернуться его в Византию.
Но след свой Славомир в Киеве, кажется, оставил. В «Повесть» летописец включил досужий вымысел о перевозчике Кие. Была еще одна перевозчица и тоже встречалась с императором в Царьграде.
Осталось найти Петра, брата Славомира. Читаем «Жизнь Мефодия». Просветитель обещал Святополку, что если тот будет отмечать День святого Петра в церкви архиепископа, «Бог вскоре оставит» врагов его, и «так случилось».
Свидетельство о публикации №220041000691