Древняя Русь, первый князь

Продолжение. Начало: "Древняя Русь, Лыбедь и Лабут"

Написав рассказ о начале города Киева, я не включил в него легенду о святом апостоле Андрее, воздвигшем крест на горе у Днепра, решив перенести ее в другую тему.

 Автор «Повести временных лет» вложил в уста апостола слова такие: «Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути».

И далее летописец описал о поездку Андрея через Варяжское море вокруг Европы в Рим. Святой Андрей был сумасшедшим?

Римлян апостол удивил рассказом о славянских банях: «…и обольются водою студеною, и тако оживут. И тако творять по вся дни, не мучими никымже, но сами ся мучать…» Пришла пора удивиться мне – римляне, имевшие тысячу бань и тысячу бассейнов, оказались грязными варварами.

Историки отрицают факт поездки апостола к горам на Днепре, и основания для этого утверждения имеются. Не был он у варягов, не был в Риме, короче, выдумку велел впихнуть в повесть князь Ярослав во время третьей переписки «Повести». Бездоказательный момент.

Необходимо внимательно присмотреться к фразе: «А Днепръ втечет в Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское, по нему же училъ святый апостолъ Андрей, братъ Петровъ». Что здесь не так? Все.

Понтийское море называли Русским в X веке. Правильно должно было писать: «святой апостол Андрей, младший брат святого апостола Симона- Петра».

Возможно, не было включения в «Повесть» явно выдуманного события I в., а  произошло оно в веке X-ом? Действительно, в то время жил в Константинополе пресвитер Влахернского храма Андрей. В историю он вошел как святой апостол Андрей, юродивый Христа ради, кстати, происхождением он был из славян.

Как я писал в прошлой работе, имени Кий не существовало, киянами называлось моравское племя. Но летописный князь-то был, и о нем достаточно сведений. Может быть, пресвитер Андрей княжил на Днепре? Но он был христианином, и значит, являлся заклятым врагом язычников. Итак, версия повисла в воздухе. А если зайти с другого боку, сведения же имеются.

Влахернский храм принадлежал императору; сюда он с семейством приходил молиться, а не в Софийский собор, в котором постоянно толпился народ. Таким образом, Андрей имел большое влияние на цесарей и они ему благоволили. Особенно сильно его уважал император Лев.

Понятно, что человеку низкого происхождения путь в храм был отрезан и отсюда следует вывод о том, что пресвитер Андрей был птицей высокого полета. В славянских землях два княжеских дома имели знатную родословную: Пржемысловичи и Моймировичи. Чешская династия подчинялась моравскому князю Святоплуку, на наш лад – Святополку, но позже, в X в. Пржемысловичи завладели Моравией.

Знаменитый воитель Святополк огреб вокруг себя многие земли, имел добрые отношения с Ватиканом, нажил множество друзей и врагов.  У него был младший брат Славомир, который ни в одном источнике не фигурирует в качестве брата. Но само имя указывает на принадлежность его к роду Моймировичей.

В 860 г. князь Моравии Ростислав поставил двадцатилетнего племянника Святополка княжить в Нитре. Спустя десять лет между ними возникло недоверие, в результате которых Ростислав угодил в ловушку и был выдан Людовику Немецкому. Вскоре он умер в тюрьме. Попал в плен и Святополк. В Моравию приехали немецкие маркграфы.

Великой Моравией, пока князь находился в плену Людовика Немецкого, управлял именно священник Славомир, объединивший славян на борьбу с Восточно-Франкским королевством.

Первая армия баваров, посланная усмирять повстанцев, была Славомиром разгромлена. Во главе второго войска Людовик поставил Святополка. Немцев моравы окружили, Святополка освободили, и он принял командование ополчением. В следующие годы моравы несколько раз громили немцев, и имя Славомира упоминается в связи с некоторыми победами в сражениях.

Далее летописец Фульде его имя не упоминает, подробно рассказывая о князе Святополке. Но мы помним запись в «Повести временных лет»: «Но сий Кий княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю — не свемы, но токмо о семъ вемы, якоже сказають: яко велику честь приялъ есть от цесаря, которого не вемъ…»

Вернемся в 860 год. Расширение княжества пришлось не по душе хану Болгарии Борису и Людовику Немецкому. Начались политические дрязги, и Ростислав отправил в 961 г. посольство в Ватикан.

Оно должно было решить несколько важных задач, а именно, заручиться поддержкой папы в борьбе против немецкой экспансии и создании славянской епархии в княжестве. Папа делегацию не принял.

В следующем году князь отправил посольство в Константинополь, и оно заручилось поддержкой императора Михаила. Был создан военно-политический союз против Болгарии и королевства.

Несомненно, делегацию возглавлял человек высокого ранга, а им был княжич Славомир. В 863 г. приехали просветители Кирилл и Мефодий.

Итак, сомнения прочь, княжич Славомир, апостол Андрей и пресловутый князь Кий есть одно лицо. Осталось ответить на два вопроса: каким путем Славомир занял место во втором по значимости храме Византийской империи и где искать его брата Петра?

Если таковой не найдется, тему смело можно слить в песок. Вернемся к Святополку. Просветитель Мефодий, имевший большой вес в Ватикане, умер в 885. В последние дни он передал дела Горазду,  наиболее достойному преемнику.

Святополк, однако, не сразу представил его кандидатуру на утверждение в Ватикан и епископ Нитры убедил папу Стефана V в том, что Мефодий игнорировал приказ в деле славянской литургии. Папа давно запретил проводить литургию на славянском языке и теперь направил письмо  Святополку, пожелав отказаться от  своеобразных византийских практик.

 Святополк призвал учеников Мефодия подчиниться папским наставлениям, но те их проигнорировали. Некоторые из них угодили в тюрьму, другие были проданы в рабство, остальных – изгнали. Они  нашли убежище у хана, теперь уже князя Бориса.

Князь Борис ушел в монастырь в 888 г, передав власть старшему сыну Владимиру Расате и тот в следующем году начал гонения на христианских священнослужителей, реанимировав язычество. Священникам пришлось бежать в Константинополь.

Именно в это время Славомир мог подружиться с императором Львом. В каком году Славомир отправился в Тавриду миссионерствовать нам неизвестно. Но там он узнал о появлении на Днепре города Киев и поехал к землякам с определенной целью – втянуть их в христианство.

Если верить археологам, группа северян перебралась с левого берега Днепра на Подол в 907 г. Примерно этим годом можно считать появление Славомира в Киеве. Вряд-ли он княжил долгое время – несовместимость религиозных убеждений вынудила вернуться его в Византию.

Но след свой Славомир в Киеве, кажется, оставил. В «Повесть» летописец включил досужий вымысел о перевозчике Кие. Была еще одна перевозчица и тоже встречалась с императором в Царьграде.

Осталось найти Петра, брата Славомира. Читаем «Жизнь Мефодия». Просветитель обещал Святополку, что если тот будет отмечать День святого Петра в церкви архиепископа, «Бог вскоре оставит»  врагов его, и «так случилось».


Рецензии