Альма-матер. Часть III

     История здания, в котором сегодня находится 321 школа, началась в 1820 году, когда на участке между улицами 12-я Рота Семеновского полка (ныне Звенигородская), Большая Офицерская (ныне улица Правды), Ивановская (ныне Социалистическая) и Загородным проспектом началось строительство комплекса зданий, входящих в состав учебного заведения. И вот уже ровно два столетия главный корпус, практически в первоначальном виде, стоит на своём историческом месте.
     В создании комплекса зданий в разные периоды приняли участие известные зодчие П. Д. Шрётер, А. Н. Бенуа, А. В. Кокорев.
     Осенью 1821 года на втором этаже появилась церковь. Однако, в связи с совершёнными перестройками, она была преобразована, и 12 октября 1841 года освящена в качестве Храма во имя Преображения Господня при Первой Санкт-Петербургской гимназии. Церемонию проводил архиепископ Рязанский Гавриил.
     Сохранилась старинная фотография не очень хорошего качества, но позволяющая представить интерьер церкви. Её внутреннее убранство впечатляет.
     Домовая церковь имеет свою богатую историю. В отделке, обустройстве, создании внутреннего убранства участвовали многие известные мастера резьбы по дереву, лепки, иконописи. В частности, пять икон специально для домовой церкви были исполнены великим К. П. Брюлловым. Его кисти также приписывается авторство некоторых фрагментов росписи главного купола и стен храма.
     Боже мой! У меня начинается раздвоение личности, ведь всё это происходило в до мельчайших подробностей знакомой мне школе. Прямо под куполом находился малый спортивный зал. В нём проходили уроки физкультуры учащихся начальных классов. Здесь мы лазили по шведской стенке, играли в мяч, проводили эстафеты и осваивали азы спортивной гимнастики. Согласитесь, лучшего применения этому месту,намоленному многими поколениями глубоко верующих воспитанников, найти невозможно!
     Со временем церковь существенно расширили, сделали отдельный вход, а над зданием появился купол с золоченой главкой. Сегодня сохранившийся купол давно не блещет золотом. Выделяемых из бюджета средств, к великому сожалению, не достаёт даже на банальный косметический ремонт, в котором здание нуждается уже не первый год.
     Однако, в те времена церковь, как и всё здание, получала постоянную материальную поддержку от высокопоставленных выпускников учебного заведения. Один из них даже  пожертвовал крест с частицами Животворящего Креста, Гроба Господня и разных святых…
     Благородный пансион просуществовал до 1830 года. Всего со дня основания из его стен было выпущено 158 воспитанников, многие из которых позднее прославились на государственной службе и в общественной деятельности. Всего несколько имён для примера, но каких! Евгений Балабин, Аврам Баташев, Михаил Глинка, Дмитрий Глинка, Иван Панаев, Александр Плещеев, Александр Ребиндер, Александр Римский-Корсаков, Александр Яхонтов, Павел Нащокин... Всех и не перечислить.
     В марте 1830 года Правительствующий Сенат получил именной высочайший Указ о преобразовании Благородного пансиона при Санкт-Петербургском университете в гимназию. Так в Санкт-Петербурге появилась Первая классическая гимназия.
     Гимназия пользовалась личным покровительством императора Николая I, о чем свидетельствует тот факт, что за время своего царствования он 18 раз посещал её по различным поводам. Гимназия представлялась для Государя важнейшей кузницей достойных кадров для государственной службы, наряду с Царскосельским лицеем.
     И снова всплывают картины из школьного детства. Просторный вестибюль, парадная лестница, расходящаяся двумя маршами и ведущая в строгий и величественный Актовый зал на третьем этаже, куда к нам в гости приходили настоящие большие писатели и артисты. Запомнились встречи с двумя знаменитыми Львами - Кассилем и, особенно, с Успенским. Последняя положила начало моему пожизненному увлечению русским языком, а появившаяся в то время у меня книга «Слово о словах» до сих пор стоит на полке домашней библиотеки.
     Но вернёмся в 19-й век. Позволю себе привести коротенькую выдержку из обширного списка выпускников Гимназии в разные периоды её существования. Надеюсь, эти имена говорят сами за себя.

А. И. Антонов (Генерал армии, начальник Генерального штаба)
А. Н. Бекетов (Член-корреспондент Академии наук, тайный советник)
И. Я. Билибин (знаменитый русский художник)
А. П. Бородин (великий русский композитор, знаменитый ученый-химик)
В. И. Вернадский (великий ученый, всемирно известный академик)
В. В. Вишневский (русский советский писатель и драматург)
Р. Р. Вреден (знаменитый военно-полевой хирург, ортопед)
П. П. Гнедич (писатель, драматург, театральный деятель)
П. П. Дягилев (русский генерал, отец знаменитого Сергея Дягилева)
Д. Б. Кабалевский (выдающийся русский композитор)
Е. Е. Лансере (народный художник РСФСР)
В. В. Крестовский (знаменитый русский писатель)
Н. Н. Петров (академик, основоположник отечественной онкологии)
В. А. Рождественский (знаменитый русский советский поэт)
Л. С. Термен (изобретатель, создатель музыкального инструмента терменвокса)
Л. М. Чичагов (Священномученик Митрополит Серафим)

     Гимназия просуществовала до Октябрьского переворота, и с 1917 года стала обычной школой. Однако заложенные за столетие традиции не исчезли и в советское время. Сработала преемственность педагогических принципов, да и прямая человеческая связь с прошлым. В школе до середины 60-х годов 20 века работали старые учителя. Для учительниц, многие из которых были выпускницами высших женских бестужевских курсов, было жизненно важным суметь воспитать себе достойную смену в лице своих детей. А они, в свою очередь, подхватили и продолжили славные традиции.
     Это позволило на протяжении десятилетий держать высочайший уровень педагогической работы, что не могло не давать результатов. Многие выпускники уже советской школы пополнили ряды выдающихся граждан нашего государства. Среди них и учёные, и государственные деятели, и представители культуры.
     И я горжусь, что достойное место в этом славном списке занимает мой одноклассник Иван Петрович Саутов, посвятивший всю свою сознательную жизнь делу восстановления и развития жемчужины российской и мировой культуры - Музея-заповедника "Царское Село".
     С улыбкой вспоминаю, как мы, шестиклассники, сидя с ним за одной партой, писали сочинение на тему "Мой любимый литературный герой". Кто был выбран в качестве моего героя, я не помню, а вот Иван не побоялся написать об Остапе Бендере. В самом начале шестидесятых годов такой выбор трудно было признать типичным. Но этим фактом уже тогда он заявил о своей неординарности, что в будущем проявилось в полной мере.
     С Иваном мы были близки до последнего его дня. Сотрудничали много лет. Дружили, очень часто встречались и в школе, и у него в Царском Селе. Кроме прекрасных профессиональных качеств (Саутов был выдающимся архитектором, разработавшим проект резиденции Президента России в Кремле, за что получил Государственную премию), позволивших ему 20 лет успешно руководить в непростое время сложнейшим дворцово-парковым комплексом, он был наделён от Бога гениальным талантом дружить. Собирая ежегодно в Царском Селе многочисленных деятелей культуры, он создавал неповторимую атмосферу всеобщего праздника. Уже 12 лет его нет с нами, но дружба людей, которых он сплотил вокруг себя, продолжается до сих пор. И все мы сохраняем благодарную память об этом удивительном человеке.
     Ивану, как и некоторым другим выдающимся выпускникам, в Актовом зале открыта мемориальная доска. Эта традиция зародилась незадолго до празднования 200-летнего юбилея школы и будет продолжена в будущем.
     С 1940 года и по сей день это учебное заведение известно как Школа №321.
В годы войны и блокады Ленинграда школа ни на один день не прекращала своей работы. В тяжелейший 1942 год школу окончили всего пять человек. Но уже в 1945 году было два выпускных класса.
     ... А потом наступили послевоенные времена. В середине 50-х судьба свела меня с 321-ой школой.
     О моей первой учительнице я рассказал в начале своих воспоминаний.
Став пятиклассниками, мы попали под опеку другой удивительной классной дамы — Анны Александровны Бари. Будучи преподавателем русского языка и литературы, она являлась ещё и завучем начальных классов. Несмотря на большую загруженность, Анна Александровна уделяла нам очень много времени вне школьной программы. Мы становились взрослее, и темы наших бесед затрагивали уже многие практические стороны жизни. У меня сложились очень тёплые и душевные отношения с Анной Александровной. Возможно, этому способствовала моя любовь к русскому языку и литературе, а может быть, мы просто испытывали взаимную человеческую симпатию. Окончив школу, затем техникум, я был призван на срочную службу в армию, откуда регулярно вёл переписку с любимой учительницей. Через несколько лет после демобилизации, решив завести семью, я пришёл к Анне Александровне в гости с моей невестой. Помню её квартиру на втором этаже в доме при школе. Был традиционный чай, нескончаемые разговоры и добрые напутствия моей постаревшей и от этого ещё более дорогой учительницы. Её образ я бережно храню в своей памяти.
     Хочется сказать добрые слова в адрес всех моих учителей. Особо выделю Анну Викторовну Кузьмину. Преподавая  историю, она не только прививала нам знания о прошлом, но, прежде всего, учила системно мыслить. Я запомнил её утверждение: всё в мире взаимосвязано в пространстве и во времени, надо научиться распознавать эти связи, тогда многое в современной жизни станет понятным. Анна Викторовна всегда была подтянута, корректна, уважительна по отношению к своим ученикам.  Она никогда не повышала голоса и была одной из первых, кто стал обращаться к нам, пятиклассникам, на Вы. Не мудрено, что история была в списке моих любимых школьных предметов, да и после школы интерес к ней у меня не пропал.
     Ещё одна школьная дама, сыгравшая определённую роль в моей жизни, это преподавательница пения Зоя Владимировна Пядышева. Интеллигентная, немного высокомерная учительница не была в числе популярных и любимых нами преподавателей. Уроки пения нравились не всем, некоторые мальчики позволяли себе прогуливать эти уроки или вели себя на них не очень достойно.
     У меня подобных проблем не возникало, я любил петь, со слухом тоже всё было в норме, и ко мне претензий со стороны Зои Владимировны не было. Но ощутимо доброе её отношение к себе я почувствовал после поступления в вечернюю музыкальную школу, которая начала работать в помещении нашей школы. Из простой учительницы пения Зоя Владимировна превратилась в директора музыкальной школы, под чьим началом я и проучился пять лет, вплоть до окончания восьмого, выпускного на тот момент, класса. Её же рукой подписано свидетельство об успешном окончании мною музыкальной школы. Вспоминаю об этом эпизоде своей детской жизни с благодарностью и теплотой, ибо этот преподаватель и её коллеги открыли для меня прекрасный мир серьёзной музыки.
     Добрым словом хочется помянуть и преподавателей-мужчин. Одним из них был Александр Михайлович Тимофеев, который на уроках столярного дела прививал нам, 11-12-летним мальчишкам мужские навыки владения рубанком, ножовкой, стамеской и другими инструментами. Под его руководством мы мастерили скворечники, которые весной занимали свои места на деревьях в парках.
     Но главным мужчиной в нашей школьной жизни был, без сомнения, Борис Михайлович Марцинкевич. Этот педагог-энтузиаст поистине всё своё время отдавал своим подопечным. Кроме прямых обязанностей учителя физкультуры, он вёл баскетбольную секцию, индивидуально занимался с ребятами, не имевшими особых склонностей к занятиям физкультурой, но желавшими усовершенствовать свою физическую форму. Человек, прошедший войну в истребительной авиации, придя в школу, полностью посвятил себя любимому делу. В те непростые годы Борис Михайлович водил нас, шести-семи-классников в многодневные походы. Отбор в группу проводился по принципу успеваемости, а также по уровню физического состояния, поэтому мы всеми силами старались доказать свою  готовность к этим увлекательным испытаниям.
     Наиболее запоминающимся стал двухнедельный поход по Карельскому перешейку, который послужил своеобразной тренировкой и проверкой сил к более серьёзным путешествиям. И такое путешествие состоялось через некоторое время.  В этом походе мы прошли по достаточно сложному маршруту по территории Большого Кавказского заповедника. Для большинства ребят из нашей группы эта поездка была первым в жизни такого рода приключением. Мы неоднократно попадали под горные ливни, ночевали в палатках у подножья горы Алоус, вершина которой была покрыта вечными снегами, переправлялись по канатным  переправам через горные речки, купались в горных озёрах. Борис Михайлович научил нас устанавливать палатки, разводить костёр, готовить на нём походную пищу, правильно передвигаться в горах, оказывать первую медицинскую помощь. Спустившись через Красную Поляну к черноморскому побережью, мы впервые в жизни увидели настоящее море. Незабываемые впечатления от этого похода остались на всю жизнь.
     Вспоминаю преподавателя физкультуры Ларису Александровну Петушкову,  научившую меня играть в настольный теннис, которым я увлекаюсь до сих пор.
     Интересно и неформально вела свои уроки преподавательница английского языка Татьяна Николаевна Громова. Профессионально аккомпанируя себе на фортепиано, она сопровождала многие уроки исполнением песен на английском языке. Потом мы пели эти песни вместе.
     Какими счастливыми и многообещающими были те, далёкие и безвозвратно прошедшие школьные годы. И лишь память временами воскрешает какие-то эпизоды, подёрнутые ностальгической дымкой...
    

     В наши дни в 321 школе проводится бережная работа по увековечению памяти своих великих выпускников и сохранению богатейшей двухвековой истории. Несколько лет назад был создан серьезный многоплановый музей, в собрании которого имеются сотни экспонатов - это старинные книги, мебель, предметы быта, учебные пособия, множество старых фотографий, личных вещей, принадлежавших знаменитым выпускникам.
Большая экспозиция посвящена военным годам и блокаде Ленинграда. В коридорах и рекреациях размещены красочные стенды, подробно рассказывающие об истории пансиона, гимназии, школы, её преподавателях и выпускниках. Из старшеклассников создана группа экскурсоводов. Они проводят экскурсии по музею, считая это для себя большой честью.
     Современная молодежь удивительно бережно и уважительно относится к памяти о непростом прошлом города и страны. По инициативе совета школы создана знаменная группа, участвующая в памятных мероприятиях, проводимых в сотрудничестве с Региональным штабом "Бессмертного полка России в Санкт-Петербурге". Выпускники разных лет охотно участвуют в делах родной школы, оказывая ей посильную помощь.
     В юбилейном 2017-м году было положено начало замечательной традиции. Теперь ежегодно в последнюю декаду октября в школе проводится «гимназический день». Учащиеся облачаются в наряды, соответствующие временам Первой Санкт-Петербургской гимназии. Девочки и мальчики в этот день учатся раздельно. Уроки проводят заслуженные выпускники прошлых лет, преподаватели Санкт-Петербургского Педагогического университета, который, как и два столетия назад, осуществляет шефство над школой, представители других шефских учреждений. Большое внимание в учебном расписании уделяется истории гимназии и биографиям знаменитых выпускников.
     А после занятий в Актовом зале проходит бал. В нём участвуют все классы и отдельно группа преподавателей, которые исполняют поочерёдно старинные бальные танцы. Атмосфера удивительная. Детвора старается изо всех сил. Победители награждаются грамотами и ценными призами.
     Поддерживая тесную связь со школой, я бываю на всевозможных мероприятиях, встречах, тематических семинарах. Одно из таких событий, очень значимое для школы и всех, кто имеет к ней отношение, произошло вскоре после празднования юбилея. Состоялась презентация книги, изданной в рамках проекта «Золотая книга Санкт-Петербурга» и посвящённой 321-ой школе. Название книги «200 лет педагогического эксперимента». Познакомившись с интереснейшим содержанием прекрасно изданной книги, можно сделать однозначный вывод: педагогический эксперимент удался.
     Во все времена это учебное заведение служило во благо и процветание Отечества и своего родного Санкт-Петербурга. Уверен, так будет и впредь.
     Старейшее учебное заведение Санкт-Петербурга всегда будет помнить своих славных выпускников и гордиться ими. Эта незыблемая традиция закреплена в Гимне 321-й школы. Вот его последний куплет:

«Нет, мы народ не суеверный –
Из триста двадцать первой мы.
Но школы нашей ноосфера
Рождает светлые умы.
Быть может, возле чьих-то судеб
Взрастёт забвения трава.
Средь наших – никогда не будет
Чужих, не помнящих родства!»

     ... С недавних пор каждый, ступающий на парадную лестницу школы, благоговейно проходит мимо бронзового бюста основателя Благородного пансиона Императора Александра I.
     Память жива, традиции сохраняются, эксперимент продолжается...


Рецензии
Очень интересно. На одном дыхании.
Вы правы, это большое везение, попасть с детства в нужное место. Ведь именно детство и все что с ним связано и формирует дельнейшую жизнь. Именно в детстве человек выбирает через общение со взрослыми, через образование и воспитание то, что потом называется судьба.

Александр Брич   22.05.2020 07:58     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за очень точно сформулированный комментарий.

Юрий Нистратов   22.05.2020 11:06   Заявить о нарушении