Разные ироды, иродиады и иродиане

История знает много Иродов, почти столько же, сколько Людовиков и Карлов. В Евангелиях мы столкнемся с двумя: Иродом Великим и его сыном Иродом Антипой. Справедливости ради стоит отметить, что и другие сыновья Ирода были тоже самые настоящие Ироды: полное имя Архелая, упоминаемого в Евангелии от Матфея — Ирод Архелай, а полное имя Филиппа, о котором мы читаем в Евангелии от Луки 3:1 — Ирод Филипп. Спасибо евангелистам, они не стали усложнять нам жизнь, иначе мы заблудились бы среди многочисленных иродов, как в темном лесу. Единственным человеком, способным без труда запомнить все родственне связи этого далеко не святого семейства оказался иудейский историк Иосиф Флавий.

Ирод Великий был потомком Исава. Дед Ирода Антипатр царствовал в Идумее, а отец - Антипатр Иудумеянин -  занимал должность римского прокуратора Иудеи. Именно римляне сделали Ирода царем и каждому из его подданных было понятно, что этот иноплеменник навязан им вопреки иудейским законам и традициям. 

Для того, чтобы упрочить свою власть  Ирод женился на внучке иудейского царя и первосвященника Гиркана Второго. Девушку звали Мариамна, она была на редкость хороша собой, умна, горда и своевольна. Царь любил ее со всей страстью параноидального  шизофреника, что и стоило ей жизни.

Мариамна была казнена по приказу  Ирода. Ревность, обида, ненависть, отчаяние,  непоправимость произошедшего сводили его с ума.   Ирод прожил семьдесят лет, причем последние тридцать были годами неистовства и кровавых расправ.  Он казнил трех своих сыновей,  множество родственников и бессчетное количество подданных. Один раз Ирод приказал убить триста человек одновременно, выстроив их на ступенях театра  напротив отряда лучников, которые пускали в них стрелы. После приступов бешенства он пытался успокоить совесть раздачей бесплатной еды голодающим, украшением Иерусалима, реконструкцией храма, строительством крепостей и башен. Неудивительно, что на фоне этих  феерических безумств расправа над Вифлеемскими младенцами осталась незамеченной даже дотошным Иосифом Флавием, но это кровавое преступление вполне соответствует дикому нраву Ирода Великого.

Подданным такого человека суждено было родиться  Иисусу Христу, Царю и Первосвященнику по чину Мелхиседека.

После смерти Ирода  царство было разделено между его сыновьями: Архелаем,  Филиппом и Иродом Антипой. Архелай, получивший в свое управление значительную часть Иудеи, оказался слабым правителем и был смещен римлянами. Его вотчина вошла в состав римской провинции Сирии и ей стали управлять прокураторы, самый известный из которых — Понтий Пилат. Под властью Ирода Антипы оказалась Галилея, местность, где жил Иисус и большинство апостолов.

Ко времени проповеди Иоанна Крестителя и начала служения Иисуса Христа бывшее царство Ирода Великого было разделено на четыре части и управлялось тетрархами — четверовластниками. Об этом повествуется в начале третьей главы Евангелия от Луки : «В пятнадцатый же  год правления    Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его четверовласником в Итурее  и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе был глас Божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне...»

Ироду Антипе в это время было пятьдесят лет. Он сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, которая  приходилась племянницей им обоим.  Иосиф Флавий подробно описывает все хитросплетения этой древней Санта-Барбары.

Ирод опасался растущей популярности Иоанна Крестителя, праведность и аскетизм которого так сильно контрастировали с разнузданностью четверовластника. По его приказу Иоанн был схвачен и отправлен в оковах в крепость Махерон, любимую резеденцию Ирода Антипы. Последние дни жизни пророка прошли в подземельях дворца. Ирод не раз приходил к нему побеседовать о жизни, но обличений не принимал и не каялся. Слово, данное спьяну обольстительной плясунье, оказалось для него намного важнее жизни праведника, и Иоанн был казнен в угоду развратной Иродиаде.

Спустя три года к Ироду был приведен другой Узник.  Иисус не произвел на Ирода никакого впечатления, потому что не стал демонстрировать чудес  и отвечать на пустые вопросы.

Через шесть лет римляне сместили Ирода Антипу и отправили его в ссылку,  чему немало посодействовал его собственный племянник, тоже Ирод, но уже Агриппа. С этим достойным продолжателем семейных традиций мы встретимся в Деяниях Апостолов.

Хотя Ироды были очень непопулярны в народе, у них все же была  немногочисленная группа поддержки, которых называли иродианами.

Со временем имя Ирод стало нарицательным. «Ирод» - это злодей и выродок.
Вот такая у них посмертная слава, а точнее, посмертное бесславие.


Рецензии