Ч. 31 Почему перенесли день Д
Английские метеорологи использовали методы, разработанные школой Бергена, собрали измерения температуры, давления и влажности со станций на суше, на море и в воздухе. Они даже включили данные, собранные немецкими подводными лодками, код которых был взломан.
Немецкие сводки погоды для Центральной метеослужбы немедленно становились известны союзникам. С помощью этих данных англичане пытались сопоставить системы штормов, вращающихся против часовой стрелки, находили их теплые и холодные фронты, определяли минимумы давления, а также положение и направление следующих максимумов.
Там, где проходили минимумы, ожидалась плохая погода. Когда наступили гребни вершин, должна наступить ясная погода.
Возглавлял метеорологов капитан Джеймс Мартин Стэгг, невысокий шотландец с длинным, худым, бледным лицом. Когда метеорологи завершили работу над прогнозом, поздно вечером 4 июня капитан отправился к Эйзенхауэру, с трудом к нему пробился, чтобы сообщить: назначенный генералом день высадки десанта, 5 июня, не годится.
Ветер будет силой 5 баллов по шкале Бофорта, небо – пасмурное, низкая облачность на высоте до 150 метров. Капитан пояснил генералу, что корабли будет болтать волна, десантники укачаются, бомбардировщики не смогут производить точное бомбометание, а морским артиллеристам будет сложно судить о точности своей стрельбы.
Незначительное улучшение погоды, доложил капитан, будет только 6 июня.
Я попытался себе представить подобное, и не смог: чтобы в такой ситуации, когда маршал Жуков назначил дату десанта и доложил об этом Сталину, к нему пришёл бы капитан- метеоролог и сказал, что высадку десанта нужно перенести.
Генерал Эйзенхауэр собрал командование союзников, и все внимательно ещё раз выслушали капитана. Тот доложил, что 6 июня погода несколько улучшится. Генерал спросил капитана, понимает ли тот степень своей ответственности? Капитан ответил, что прекрасно понимает.
Эйзенхауэр приказал перенести высадку десанта на сутки. Операцию приостановили. Сотни судов вернулись в гавань, соблюдался режим полного радиомолчания, все сигналы передавали флажным семафором.
Десантники оставались на своих судах, страдая от морской болезни и запахов рвоты. В 4.30 утра 5 июня командование союзников ещё раз выслушало доклад капитана Стэгга. Тот снова подтвердил свой прогноз, что давление растёт, а значит, будет некоторое улучшение погоды.
В 9.00 5 июня конвои направились в море. Переход длился семнадцать часов, многие десантники укачались так, что их буквально выворачивало наизнанку. Рано утром десантные самолёты Pathfinder неожиданно встретили группы облаков над побережьем Франции.
Эти самолёты должны были поставить визуальные и радиолокационные маяки для транспортных самолётов C47. Из-за облачности эти маяки некоторые самолёты сбросили не там, где надо. Транспортные самолёты летели в V-образном строе.
Но из-за тех же облаков строй нарушился. Многие парашютисты оказались сброшенными далеко от назначенного им места. Морские десантники высаживались при волнах высотой до 1,5 -1,8 метра. Это было выше, чем ожидалось, но не смертельно, тем более что ветер дул им в спину.
Конец дня был солнечным, температура воздуха 15 градусов Цельсия, сила ветра 4 балла. Союзники прочно закрепились на пляжах. Они потеряли 12 тысяч человек. Но если бы не было эффекта неожиданности для немцев, то потери планировались до 75 тысяч человек.
Что же случилось с немцами, ведь они знали, что 5, 6 и 7 июня были единственными днями с правильными приливами? Генерал Роммель, отвечавший за оборону Нормандии, в это время гулял в Берлине с женой, половина командиров дивизий и четверть командиров полков в это время находились на сборах по учениям, как отражать высадку союзников.
Торпедные катера мирно стояли в гавани, а строители оборонительных сооружений на побережье получили небольшой отдых.
Ответ прост: немцы считали, что погода, прогноз которой составили метеорологи под командованием капитана Хайнца Леттау, не позволяет союзникам осуществить высадку десанта.
Леттау отметил небольшое улучшение погоды 6 июня, но немецкое командование не приняло это во внимание. Немцы считали, что погода была слишком плохой для вторжения союзников, ведь они сами отложили вторжение в Англию (операция «Морской лев») из-за риска, что ветер достигнет силы 4 балла и выше.
В тоталитарном государстве даже умные люди и учёные часто говорят начальству те вещи, которые от них хотят слышать.
Союзники перенесли вторжение на один день, но свалились на немцев, как снег на голову, благодаря чему понесли меньшие потери в людях, чем могли бы. После войны немецкий адмирал Фридрих Руге сказал, что Эйзенхауэр принял «одно из действительно великих решений в военной истории».
При этом он добавил, что ни один немецкий командир не смог бы этого сделать, не запросив разрешения сверху. А я, когда читал, подумал, а как бы поступили наши командиры?
Продолжение http://proza.ru/2020/04/21/1176
На фотографии: капитан Джеймс Мартин Стэгг
Свидетельство о публикации №220041702137