О книге Ефраима Мушеева 70 удивительных лет

О книге Ефраима Мушеева «70 удивительных лет»
Передо мной книга с красивой обложкой из 246 страниц, где рассказано о прошедшей жизни, фотографии и стихи бухарского еврея, жителя Ленин-
абада(ныне Худжанда). Книга читается с большим интересом, потому что она написана  эрудированным, грамотным человеком, прошедшим трудности
жизни в связи с потерей отца в Великой отечестенной войне, когда его мать
не имея специальности и образования, осталась с тремя малолетними деть-ми, когда старшему-Ефраиму было 12 лет, другой 10 лет и младшему 5 лет.
Я хорошо знал эту семью, так как я дружил с младшим братом Ефраима, Григорием а с Ефремом дружил мой старший брат Михаил.Наши семьи были похожи, мой отец тоже погиб на фронте, когда мне было 3 года, Михаилу -9 лет. Ефрем начал писать книгу в возрасти 70 лет и завершил её через 9 лет.
В книге почти автобиографически Ефрем рассказывает свою жизнь, рассказывает о своих близких родственниках, подробности своего роста в учёбе, работе, создании семьи, воспитании детей, вынужденного переезда из Таджикистана в США, в Нью-Йорк. И подробно, как абсорбировалась его
семья в новых, необычных условиях.
Работая с 12 лет сапожником на улице, Ефрем помогал матери материально
содержать семью и учился в школе. В 15 лет поступил учиться в ремесленное училище в городе Шурабе(недалеко от Ленинабада) и получил Аттестат кре-
пильщика 5 разряда в угольной шахте. Однажды был оглушен взрывом газов
во время  погрузки угля, второй раз упал без сознания из- за потери сил в шахте. Поэтому через несколько лет оставил эту работу и вернулся домой в
Лениабад и закончил 6 классов. Он решил поступить учиться в Среднеазиат-
ский политехникум.Сдал хорошо вступительные экзамены, но комиссия потребовала у него аттестат об окончании  7классов. Ефрем в течение недели сдал все экзамены экстерном и через одну неделю принёс аттестат об окончании 7 классов комиссии. Учился хорошо,занимался музыкой, шахма-
тами, общественной работой и вскоре стал чемпионом техникума по шахматам. Окончив техникум, Ефрем постепенно поднимался по службе и стал начальником отдела Управления Горнохимического комбината города Чкаловска, завершив  Всесоюзный Заочный Политехнический институт.
Благодаря правильному выбору подруги жизни, которой оказалась Рена Соломоновна Мушеева(Мататова), Ефрем и Рена воспитали троих сыновей  и дочь- настоящих вундеркиндов. Достаточно сказать, что они в школе учились на  отлично. Оба старших их сыновей тоже поступили в Среднеазиатский политехникум, получали повышенную стипендию и  все трое поступили и закончили институты в городе Москве. Дочь училась музыке в Ленинабаде.
Когда жить в Таджикистане стало невыносимо, семья  во главе   с Ефремом выехала в США, в Нью-Йорк и все поступив в инситуты,получили новые профессии и прекрасно устроились в новой обстановке.
Ефрем, живя ещё в Таджикистане, иногда писал стихи. Эта страсть была продолжена в новой Отчизне и он посвящал свои стихи своим родным, родственникам, друзьям и некоторым работникам искусства и науки.
Вот его стхотворение, посвящённое 60 –и летию Ильяса Маллаева:
          У Вас сегодня юбилей на зависть.
          Вы в Мир прекрасного шагнули далеко.
          Поклонникам позвольте Вас поздравить
          С годами, прожитыми духовно,широко.

          Вы в меру сил стремитесь быть с народом.
          Искусства свет так щедро льёте Вы.
          И ничего на свете нет дороже
          Заслуженной, простых людей молвы.!

          Ещё хочу, Маэстро, пожелать:
          И впредь сердца глаголом зажигать.
          120 лет прожить и творческой удачи
          Волшебнику концерно-поэтической передачи
Вот ещё несколько четырёхстиший из стихотворения «Летят перелётные птицы»:
          ...Я с болью с Россией расстался,
             Я у ней в неоплатном долгу.
             Ей верным я другом остался.
             Поскольку её, лишь её я люблю.
             Летят перелётные птицы.
             А я не хочу улетать...
             А я остаюся в Нью-Йорке.
             Нашёл я Отчизну опять...
 Сегодня, апрель 2020 года, скоро Ефрем будет отмечать своё 90 летие.
Я Желаю ему крепкого здоровья ( оно у него начало барахлить), долголетия
и всего доброго, его книга   - добрая память детям, внукам, родным и друзьям. Спасибо за прекрасную книгу жизни.


Рецензии
-Уважаемый Гавриэль, спасибо - Вы рассказали о замечательном человеке - Ефраиме Мушееве, о его семье, коротко сказав и о себе. Рассказали о его книге. Есть ли его книга в печати? А не посоветуете ли мне авторов, которые описали жизнь бухарских евреев Самарканда (махалли Яхудиён) в довоенные (начиная после революции), военные годы? То есть советские годы становления.

Описания дореволюционной махалли и бухарских евреев Самарканда читала у Вас, у Насоновского и Кагановича. Но мне интересны советские годы на примере какой-то семьи.
Будьте здоровы и берегите себя и близких!

Тамара Петровна Москалёва   13.09.2021 00:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, госпожа Москалёва.Где вы живёте -я не знаю, если в Израиле - посетите главную библиотеку в Иерусалиме или библиотеку в городе Рамле.Там вы найдёте десятки- сотни книг поэтов и писателей, написавших книги о своём городе, в частности Маркиэл Фазылов и Хана Толмас, Яков Аронов, Амнер Катанов и другие.
Если вы живёте вне Израиля- то трудно вам придётся искать такие книги, если только в Государственной библиотеке в Москве или у знакомых -жителей Средней Азии.

Гавриэль Борухов   12.09.2021 14:52   Заявить о нарушении
-Большое Спасибо.

Тамара Петровна Москалёва   13.09.2021 04:52   Заявить о нарушении