Ремизов

Прозаик, драматург, поэт, мемуарист Алексей Михайлович Ремизов родился в июне 1877 г. в Москве в купеческой семье. Его мать, в девичестве Найденова, так же происходила из купеческого рода, известного своими культурными традициями. Родив пятерых детей (младшим был Алексей Михайлович), она разошлась с мужем и поселилась по воле братьев во флигеле на территории их фабрики. Для Ремизова образ матери был окружен ореолом страдания. Она стала прототипом многих трагических женских персонажей его произведений. Окончив Александровское коммерческое училище, Ремизов в 1895 г. поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Московского университета. По своим политическим взглядам он был близок социал-демократам. В 1896 г. за участие в студенческой демонстрации по поводу «полугодовой Ходынки» Ремизова сослали в Пензенскую губернию. В 1898 г. он попытался организовать там нелегальный рабочий кружок, снова угодил в тюрьму и был приговорен к новой ссылке, которую отбывал  сначала в Усть-Сысольске, а потом в Вологде. Здесь писатель познакомился с ссыльной Серафимой Довгелло, которая стала вскоре его женой.

По окончании ссылки Ремизов принял предложение Мейрхольда работать заведующим литературной частью (переводчиком) в организованном тем «Товариществе новой драмы». В феврале 1905 г., получив разрешение на проживание в столицах, Ремизов переехал в Петербург, где служил в редакции символистского журнала «Вопросы жизни». Вскоре он вошел в модернистскую среду, сблизился с Вячеславом Ивановым, Андреем Белым и Александром Блоком. Его собственные произведения так же были глубоко модернистскими, как по духу, так и по своей форме. Из глубины мрачного, нелепого быта, который описывает Ремизов, вырастает мистическое чувство, воплощающееся в фантастике и гротеске. Постоянно возникают бредовые видения, страшные сны, галлюцинации, появляется всевозможная нечисть: кикиморы, бесенята, лешие, ибо это и есть жизнь, ее внутренняя фантасмагорическая суть. Действительность часто трудно отличить от кошмаров сновидений.

Первым значительным произведением писателя стал роман «Пруд» (1905),  где он попытался  осознать-«проговорить» впечатления своего детства, отрочества и юности, до предела сгустив  мотив безысходности – «темной, в яви полусонной, уродливо-кошмарной жизни… непонятной». Пруд, «густо заросший старыми деревьями», илом, становится здесь символом задохнувшегося мира. В основе сюжета — судьба потомка купеческого рода Николая Огорелышева. Используя отдельные факты своей биографии (историю матери, эпизоды из времен своего детства, ссылки), Ремизов создал произведение о безысходном трагизме бытия, безвинных человеческих страданиях, обусловленных волей Рока. В том же духе был выдержан второй роман писателя «Часы» (1908).

В 1907 г. Ремизов создал свою самую радостную и любимую книгу — сборник сказок «Посолонь», в которой обратился к переработке фольклорных текстов. При этом он видел свою задачу в том, чтобы восстановить скрытый под поздними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Он был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Ремизов, жива «прапамять» о прошлом, которое таким  образом является частью настоящего. «В моих “реконструкциях” старинных легенд и сказаний не только книжное, — отмечал он, — а и мое — из жизни — виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, неспроста выбирал из прочитанного, а по каким-то бессознательным воспоминаниям — “узлам и закрутам” моей извечной памяти». В том же году вышла первая книга переработок древних сказаний «Лимонарь» (в переводе с греческого — «луг духовный»). Ее сюжеты основаны на народных версиях библейских событий, являющихся «отреченными», то есть не принятыми как церковная догма. В 1908 г. появился сборник рассказов и поэм «Чертов лог и полунощное солнце», где  Ремизов обратился к зырянской мифологии. Его проза, какой бы темы она не была, всегда «пропитана» его исступленными чувствами. Именно они подсказывают какие-то необычные коллизии, детали, смешение  реального и сверхъестественного планов, странное поведение героев. Своих первых читателей Ремизов поразил  необычной напевной интонацией, свободной и ассоциативной манерой рассказа, изощренной цветописью.

В 1907 г. была поставлена пьеса Ремизова «Бесовское действо над неким мужем» -  притча о жизни и смерти, основанная на материале фольклорных и древнерусских произведений. Вслед за ней Ремизов написал пьесы «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1908) и «Действо о Георгии Храбром» (1910), в которых воскрешал традиции не столько даже народного театра, сколько дотеатрализованных действ архаической культуры.

Этапным произведением, поставившим Ремизова в первые ряды литературной элиты тех лет, стала повесть «Крестовые сестры» (1910). Она по-новому раскрыла ремизовскую концепцию рока, тяготеющего над судьбами героев, которые влачат унизительно существование, стремятся спасти себя посредством  труда, таланта и долготерпения, но  не выдерживают злых ударов судьбы. Оттого даже обыденным событиям в повести сообщен «роковой» характер – движение к трагедии неостановимо. Глубине тематики соответствовали отточенность формы и музыкальность языка.

Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910—12 гг., показало целостность его художественного мышления, в котором парадоксально сошлись сказочное балагурство и кошмар повседневной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Ремизова, писавшего о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни — как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона — смешная». В 1912 г. Ремизов написал повесть «Пятая язва», посвященную исследованию сути народного характера. Русская провинция изображена здесь предельно густо, преувеличено, в духе гоголевского трагикомического гротеска. Главный герой повести, «пятая язва» маленького городка Студенца следователь Бобров, отчаявшийся в своих попытках восстановить законность в русской земле и потому отказывавшийся «быть русским», пишет «нечто вроде обвинительного акта» всей русской истории и «всему русскому народу». Но в конечном итоге, совершив судебную ошибку, Бобров переживает падение и гибель. Кульминацией повести  становится духовный поединок Боброва со своим антагонистом – носителем  иррациональной органики народной жизни старцем Шапаевым, в котором Бобров терпит поражение.

В годы революции Ремизов пережил творческий подъем. Он воспринял происходившие в России события как мировой пожар, в огне которого уничтожается старое и рождается новое. Но при всем том  революция для Ремизова — это и разрушение «Святой Руси», то есть христианского миросозерцания, которое писатель считал одной из главных основ народного мировосприятия. Этой стороны революции Ремизов не принял. Свою скорбь по поводу завершения огромного периода русской истории он выразил в «Плаче о погибели русской земли» (написан 5 октября 1917 г.). По Ремизову, никакое социальное переустройство жизни не принесет результатов без нравственного возрождения людей. В 1921 г. писатель с женой покинул Советскую Россию и уехал в Берлин. С 1923 г. он жил в Париже.

Годы эмиграции стали для Ремизова временем постоянной тоски о России, но также временем плодотворной работы. 20—30-е гг. — время создания книг, основанных на автобиографическом материале. Погружение в глубины своего «я», в воспоминания обернулось для Ремизова неисчерпаемым источником творчества. Эпохе детства посвящена его книга «Подстриженными глазами» (1951), годам ссылки — книга «Иверень» (опубл. в 1986), петербургскому периоду жизни — книга «Встречи. Петербургский буерак» (опубл. в 1981), годам революции «Взвихренная Русь» (1927), годам парижской эмиграции — «Учитель музыки» (опубл. в 1983), периоду немецкой оккупации - «Сквозь огонь скорбей» (1952) и «Мышкина дудочка» (1953). На основе рассказов жены Ремизов написал книги о ее жизни — «В поле блакитном» (1922), «Оля» (1927) и «В розовом блеске» (1952).

Погружение в мир легенд, сказок и древнерусских сказаний было для Ремизова еще одним мысленным путем на русскую землю. Он продолжает публиковать сборники переработок сказок и церковных легенд: «Три серпа» (1927), «Образ Николая Чудотворца» (1931), «Голубиная книга» (1946) и др. Он создает так же цикл пересказов народных повестей о любви и судьбе: «Савва Грудцын и Соломония» (1951), «О Петре и Февронии Муромских» (1951), «Мелюзина. Брунцсик» (1952), «Бова Королевич. Тристан и Исольда» (1957), и др. Их герои — книжники и мечтатели, испытавшие фантастические приключения и великую любовь, почти всегда заканчивающуюся трагично.

Большой трагедий для старого писателя стала Вторая мировая война. Он жестоко нуждался в эти годы и выстаивал многочасовые очереди за бесплатным супом. В мае 1943 г. умерла его жена. Сам писатель скончался в ноябре 1957 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Здравствуйте и здравствуйте, Константин !

чёткая ступенчатость жизненной и творческой хронологии даёт возможность если не полностью принять инструменты и методы писателя-исследователя А.М. Ремизова, то наверняка способствует осознанию внутренних человеческих качеств, выросших действительно из ситуационного развития.

быть может, и А.Камю знал отдельные творческие грани Ремизова : близость, но не похожесть восприятия и собственного - человека и\или писателя - отношения именно к повседневности во всех проявлениях её иногда вынужденной трагичности и зачастую неизбежности преждевременности предельности финала.

Ремизов и Розанов.
в одной исторической эпохе, но настолько естественно во всех произведениях отличаются и сюжеты и сам язык и постижимость\приятие высказанных обоими смыслов.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   17.04.2021 19:35     Заявить о нарушении
Розанов и Ремизов - это интересное сопоставление. И могло бы получиться увлекательное исследование. Да, верно, они кажутся во всем противоположны (и даже "эпохи" их далеко не совпадают, все-таки Ремизов более чем на 20 лет моложе). Но есть и что-то неуловимое, что их и роднит. Скорее, даже не в творчестве, это в их психологии, и в том, как они старались докопаться до самого глубинного - до основы основ "русскости"

Константин Рыжов   17.04.2021 20:24   Заявить о нарушении