Музыкальный алкобар. Часть 3

Вино

"В бутылке вина содержится больше философии,
чем во всех книгах мира".
Луи Пастер

   История возникновения вина, по оценкам археологов, началась не менее восьми тысячелетий назад на Ближнем Востоке, но кто придумал вино из винограда, науке неизвестно. Виноделие возникло после развития виноградарства — освоения людьми культивирования винограда. Самые первые свидетельства существования вина были добыты в Грузии. Там обнаружили фрагменты глиняных кувшинов, украшенных изображениями виноградных гроздьев. Между Тигром и Евфратом (Междуречье), на Ниле, в южных районах Кавказа и в Палестине также нашлись доказательства того, что человек уже в ранние периоды истории умел делать вино. Настоящими мастерами виноделия были древние египтяне, что подтверждается многочисленными картинами, находящимися в гробницах. На них изображены сцены ухода за виноградом, сбора урожая, производства вина. На сосудах наклеены этикетки, с указанием владельца и года урожая. Вино пили фараоны и придворные, состоятельные торговцы и жрецы, ибо цена на вино была достаточно высокой. Как установили исследователи, в Библии вино упоминается 521 раз.

   Во 2-м тысячелетии до нашей эры виноделие распространяется по Средиземноморью. Со временем вино стало одним из наиболее значимых культурных символов для разных народов Средиземноморья, и заняло важное место в их мифологии и ритуалах, а впоследствии — и в христианском богослужении. К 1700 году до нашей эры, виноделие в Греции стало обычным делом. Позднее, виноделие стало важной отраслью экономики, а вино — одним из основных предметов экспорта. Вино стало важным напитком для приема гостей и стало неотъемлемой частью ежедневной трапезы. Вина считались настолько важными для греков, что их употребление считалось отличительной чертой греческой культуры: те, кто не пил вино, считались варварами. Греки соблюдали религиозный культ Диониса. Считалось, что опьянение приближает людей к божеству.
   
   Миссию распространения виноделия, начатую греками, успешно продолжили римляне. Виноделие получило широкое распространение в Галлии. В начале III века нашей эры виноградники появились в Бургундии, а спустя несколько десятилетий - в Эльзасе. Таким образом, некоторые современные европейские центры виноделия были основаны римлянами. С этого же периода на замену амфорам пришли деревянные бочки. В Древнем Риме масштаб распространения вина был чрезвычайно велик. Вино пили во время общественных мероприятий, религиозных обрядов, дома и в тавернах. Пили как воду, по несколько литров в день.

Дайте бокалы!
Дайте вина!
Радость - мгновенье.
Пейте до дна!
Громкие песни
Гряньте, друзья!
Пусть нас веселых
Видит заря!
Ныне пируем -
Юность на час -
Нынче веселье,
Радость у нас!
Завтра что будет,
Знаю ль, друзья?
Пусть нас веселых
Видит заря!
Шумно, разгульно
Пойте, друзья!
Лейте в бокалы
Больше вина!
Ну-те ж все разом
Выпьем до дна!
Пусть нас веселых
Видит заря!

(Алексей Кольцов "Веселый час")

   Греки и римляне, как и поэты Золотого века русской поэзии, пели громкие песни во время винопития. Шумные празднования сопровождались пением и музыкой. Во времена Юлия Цезаря не было Моцарта и Бетховена, поэтому они слушали другую музыку, но мы будем наслаждаться вином под композиции великих композиторов.

   Вольфганг Амадей Моцарт (1756 -1791) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

   Моцарт - редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком, имевшим небывалый успех. Решающую роль в его судьбе сыграл отец - Иоганн Георг Леопольд, который был скрипачом, композитором и педагогом. С младенчества  Вольфганга Амадея сопровождала музыка. Уже с четырёх лет Амадей играл на скрипке и клавесине, с пяти начал сочинять музыку, с восьми - сонаты и симфонии, а ещё через три года - оперы. В 14 лет Моцарту довелось дирижировать в Милане исполнением своей оперы «Митридат, царь Понта».

   За свою короткую жизнь Моцарт написал более 600 произведений. Одним из самых узнаваемых произведений композитора считается симфония №40. Моцартовские симфонии настоящие инструментальные драмы. От них - прямой путь к симфониям Бетховена. Леонард Бернстайн, выдающийся американский композитор и дирижёр ХХ века, писал: «Музыка Моцарта переступила пределы своего времени. Моцарт - это сама музыка. Что бы вы ни пожелали найти в музыке, вы найдёте у Моцарта. Моцарт - дух милосердия и всеобщей любви, дух, который не знает возраста, который принадлежит вечности».

   Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Её можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. В музыке Моцарта, как и в «Джоконде», мы ощущаем загадку мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души. Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью. Автор размышляет в ней о несовершенстве бытия, о невозможности разрешения жизненных конфликтов. Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического её содержания.

Восхитительно играет
Драгоценное вино!
Снежной пеною вскипает,
Златом искрится оно!
Услаждающая влага
Оживит тебя всего:
Вспыхнут радость и отвага
Блеском взора твоего,
Самобытными мечтами
Загуляет голова,
И, как волны за волнами,
Из души польются сами
Вдохновенные слова,
Строен, пышен мир житейской
Развернется пред тобой...
Много силы чародейской
В этой влаге золотой!

(Николай Языков "Кубок")

   Значение Диониса - бога растительности, виноградарства и виноделия для греческой культуры и религии нельзя переоценить. Его почитали во всех греческих полисах и за их пределами. Дионис (или в римской традиции Вакх, он же Бахус) неоднозначный и противоречивый бог. Он - это прежде всего олицетворение виноделия и природной мощи, естественных страстей, возлияний и буйства. Дионис освобождал человека от тоски и повседневных забот, приносил радость, веселье, праздник, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни. Мудрые греки знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников. В Греции Диониса почитали не меньше, чем Аполлона. Кроме виноделия, Дионис взял под покровительство такую важную сферу человеческой жизни, как плотская любовь. Символ парнасского виноградаря — священный фаллос, означающий продолжение жизни и плодородие. В честь Диониса проводили праздники, которых было четыре в году, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда. Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, и, в конце концов, Дионис занял почетное место в сонме богов. Что предложил человечеству Дионис и почему люди так высоко оценили напиток, который, с точки зрения химика, является не более чем перебродившим виноградным соком? Дело в том, что вино дарило свободу. Один из эпитетов Диониса – Освободитель. Он разрывает путы обыденной жизни, снимает цивилизационные ограничения, раскрепощает желания. Дионис - символ природы, естественных сил и, следовательно, человеческого естества, что роднит его с людьми.

Бог веселый винограда
Позволяет нам три чаши
Выпивать в пиру вечернем.
Первую во имя граций,
Обнаженных и стыдливых,
Посвящается вторая
Краснощекому здоровью,
Третья дружбе многолетной.
Мудрый после третьей чаши
Все венки с главы слагает
И творит уж возлиянья
Благодатному Морфею.

(Александр Пушкин "Бог веселый винограда")

   Александр Македонский (356-323 гг. до нашей эры) - великий полководец, завоевавший сравнительно небольшим войском огромные территории, которые составляли тогда большую часть цивилизованного мира. Взойдя на престол в возрасте 20 лет, он восстановил власть Македонии в Греции, объединил всю Элладу, завоевал Египет, Сирию, Финикию, Палестину, другие страны Ближнего Востока и стал царем Азии. Александр Македонский вошел в историю как завоеватель, не проигравший ни одной битвы. Помимо воинских доблестей, историки отмечали его страстное пристрастие к вину. Победы и другие важные события отмечались многодневными попойками, в которых Александр принимал активное участие. Александр Македонский действовал по принципу: пришел, напился, победил. От попойки к попойке, устраивавшейся по случаю всякого успеха, он медленно, но верно становился закоренелым — уже не выпивохой, а горьким пьяницей. Александр устраивал среди своей свиты соревнования, кто больше выпьет вина. Победитель, как правило, умирал от передозировки спиртного. Великий завоеватель скончался в возрасте 32 лет после недельной беспробудной пьянки от болезни печени и желудка.

   Об алкогольных приключениях императоров Древнего Рима написаны тысячи книг, как исторических, так и художественных. Пили все, ведь винопитие считалось священнодействием, но на пьедестале алкопочёта - Калигула, Нерон и Тиберий. Их чудачества были результатами неуемного пьянства, которое длилось неделями и годами и завершалось сценами белой горячки. К примеру, Калигула объявил войну Нептуну. Он приказал солдатам бросать копья в море. После атаки легионерам было велено собрать на берегу ракушки, которые и были выставлены на Капитолии в виде военной добычи. Калигула объявил о победе над Нептуном. В отличие от потомков, современники не удивлялись их безумным поступкам, ведь в вине они усматривали божественную влагу, а в опьянении — акт овладения бога Диониса человеческим существом. Так что безумие оказывалось священным недугом.

Что мне до стишков любовных?
Что до вздохов и до слез?
Мне, венчанному цветами,
С беззаботными друзьями
Пить под тению берез!

Нам в печалях утешенье
Богом благостным дано:
Гонит мрачные мечтанья,
Гонит скуку и страданья
Всемогущее вино.

Друг воды на всю природу
Смотрит в черное стекло,
Видит горесть и мученье,
И обман и развращенье,
Видит всюду только зло!

Друг вина смеется вечно,
Вечно пляшет и поет!
Для него и средь ненастья
Пламенеет солнце счастья,
Для него прекрасен свет.

О вино, краса вселенной,
Нектар страждущих сердец!
Кто заботы и печали
Топит в пенистом фиале,
Тот один прямой мудрец.

(Вильгельм Кюхельбекер "Вакхическая песнь")

   Желая порадовать жену, в 1787 году Моцарт пишет в её честь "Маленькую ночную серенаду" (Серенада №13). Супруге немного обидно – ее знаменитый муж столько произведений посвящает другим людям, даже ее собственной сестре. И вот она получает от него трогательное подношение – самую прекрасную музыку, которую ей доводилось когда-либо слышать. Музыка, которая по известности превзошла многие серьезные и глубокие классические композиции, представляет собой миниатюрный камерный шедевр. Порою кажется, что она способна неуловимо прозвучать и раствориться в воздухе. Мимолетная и легкая как вдох, она наполнена жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением.

Братья, рюмки наливайте!
Лейся через край, вино!
Все до капли выпивайте!
Осушайте в рюмках дно!
Мы живем в печальном мире,
Всякий горе испытал -
В бедном рубище, в порфире -
Но и радость бог нам дал.
Он вино нам дал на радость,-
Говорит святой Мудрец,-
Старец в нем находит младость,
Бедный - горестям конец.
Кто все плачет, все вздыхает,
Вечно смотрит сентябрем -
Тот науки жить не знает
И не видит света днем.
Все печальное забудем,
Что смущало в жизни нас,
Петь и радоваться будем
В сей приятный, сладкий час!
Да светлеет сердце наше,
Да сияет в нем покой,
Как вино сияет в чаше,
Осребряемо луной!

(Николай Карамзин "Веселый час")

   Средневековье связано не только с мракобесием и инквизицией. Это был период великих географических открытий и распространения христианства. В религиозных обрядах часто использовалось вино, употребление напитка приветствовалось церковью и светскими властями. В монастырях создавались изысканные рецепты, многие из которых до сих пор входят в золотой фонд виноделия.
   Мореплаватели осваивали новые земли и, благодаря этому, завязывались торговые связи, развивался экспорт. В средневековой Европе вино было важнейшим атрибутом жизни, его пили вместо воды или вместе с ней. Чай  и кофе появились заметно позже. Виноделы проявляли чудеса изобретательности, а виноградари выводили новые сорта лозы. Вино долго оставалось основным алкоголем в Европе. Интерес к пиву и крепким напиткам проявился только в конце XIX века.

Отказаться от вина —
В этом страшная вина,
Смелее пейте, христиане,
Не верьте старой обезьяне.

(Владимир Соловьев "Отказаться от вина")

   "Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть просто людьми" - эти слова величайшего композитора раскрывают его творческое кредо.
Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество разных музыкальных произведений, но именно оперы он считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни.
"Свадьба Фигаро" - один из мировых шедевров оперы, ярчайшее проявление таланта Моцарта. Премьера оперы состоялась в Вене 1 мая 1786 года. Сюжет прост: главный герой оперы Фигаро, готовится к свадьбе с Сюзанной. Вокруг этого события закручивается много различных интриг. Опера высмеивает аристократию и показывают ум и хитрость прислуги. Заявленная как опера-буффа, "Свадьба Фигаро", однако, вышла за рамки жанра благодаря сложности персонажей, их индивидуальности, создаваемых музыкой. В "Свадьбе Фигаро" абсолютно нет таких речитативов, таких арий, таких остановок действия и развития образов, при которых солисты лишь демонстрирует свой голос. "Свадьба Фигаро" — это, в первую очередь, музыкальный рассказ. "Свадьба Фигаро" вызывает восторг миллионов слушателей и считается самой любимой оперой среди музыкантов.

   В 1787 г. Моцарт пишет оперу "Дон Жуан" по мотивам средневековой испанской легенды. Дон Жуан, пытаясь соблазнить донну Анну, убивает её отца Командора и скрывается. После целого ряда приключений Дон Жуан приглашает статую Командора на бал. И Командор приходит. Как грозное орудие возмездия, он увлекает распутника в ад. Порок наказан, как того требовали законы классицизма. Однако, моцартовский Дон Жуан вовсе не отрицательный герой, он привлекает зрителя своим оптимизмом и отвагой. Моцарт выходит за рамки жанра и создает психологическую музыкальную драму, по накалу страстей близкую к Шекспиру. "Дон-Жуан" — величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались по крайней мере три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано — Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение "Волшебной флейте", но это потому, что он считал сюжет "Дон-Жуана" аморальным.

   Моцарт всегда мечтал создать национальную оперу, которая исполнялась бы на немецком языке. Незадолго до смерти ему удалось воплотить свои идеи и задумки в реальность – он написал оперу-сказку "Волшебная флейта", триумфально завершившую весь его творческий путь. Опера "Волшебная флейта" - венец оперного творчества великого композитора. Вот уже более двух столетий она, излучая вечную юность и радость жизни, каким-то магическим образом продолжает пленять наши сердца, вызывая всеобщий восторг, трепет и умиление. По мнению музыковедов, в мире больше нет такого произведения, где столь органично сочетаются и простота, и сложность. Под покровом чудесной феерии Моцарт создает философскую сказку, где воплощает идеал справедливого общества, идеи мудрости и гармонии мира. Он прославляет победу разума над суеверием, любви над хитростью, дружбы и единства над враждой. "Волшебная флейта" всегда излучала очарование сказки и с самого начала имела огромный успех. Этот успех не слишком-то помог Моцарту. В реальной жизни волшебства не произошло. Композитор умер через тридцать семь дней после премьеры.

Полный влагой искрометной,
Зашипел ты, мой бокал!
И покрыл туман приветный
Твой озябнувший кристалл...
Ты не встречен братьей шумной,
Буйных оргий властелин,-
Сластолюбец вольнодумный,
Я сегодня пью один.
Чем душа моя богата,
Всё твое, о друг Аи!
Ныне мысль моя не сжата
И свободны сны мои,
За струею вдохновенной
Не рассеян данник твой
Бестолково оживленной,
Разногласною толпой.
Мой восторг неосторожный
Не обидит никого,
Не откроет дружбе ложной
Таин счастья моего,
Не смутит глупцов ревнивых
И торжественных невежд
Излияньем горделивых
Иль святых моих надежд!
Вот теперь со мной беседуй,
Своенравная струя!
Упоенья проповедуй
Иль отравы бытия,
Сердцу милые преданья
Благодатно оживи
Или прошлые страданья
Мне на память призови!
О бокал уединенья!
Не усилены тобой
Пошлой жизни впечатленья,
Словно чашей круговой,
Плодородней, благородней,
Дивной силой будишь ты
Откровенья преисподней
Иль небесные мечты.
И один я пью отныне!
Не в людском шуму пророк -
В немотствующей пустыне
Обретает свет высок!
Не в бесплодном развлеченьи
Общежительных страстей -
В одиноком упоеньи
Мгла падет с его очей!

(Евгений Баратынский "Бокал")

   Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и философ, труды которого стали известны во всем мире.  Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, металлургия, минералогия, приборостроение, география и многих других. Также, по сведениям биографов Михаил Васильевич прославился на ниве винопития. О склонности Михаила Васильевича к запоям знали все коллеги ученого. Собратья по науке часто замечали пьяного Ломоносова на работе. Он приходил в Академию наук в состоянии опьянения. Но чаще вовсе не приходил, предпочитая пить вино и сочинять стихи. Профессор Ломоносов, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук и почётный член Королевской Шведской и Болонской академий наук с годами пил всё больше, нисколько не обращая внимания на реакцию общественности. Но ему прощалось всё, ведь он был - гений. Александр Сергеевич Пушкин писал: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". В биографии Ломоносова прослеживается некая закономерность: чем больше он пил, тем дальше отдалялся от науки и приближался к поэзии. Поэты Золотого века многое почерпнули у Ломоносова, в том числе и любовь к вину.

Спасибо за грибы, челом за ананас,
За вина сладкие; я рад, что не был квас.
Российско кушанье сразилось с перуанским,
А если бы и квас влился в кишки с шанпанским,
Те сделался бы в них такой же разговор,
Какой меж стряпчими в суде бывает спор.
Я думал уж и так, что в брюхо ... забился,
И, выпустить хотя, я чуть не надсадился.

(Михаил Ломоносов "Спасибо за грибы, челом за ананас")

   Вина традиционно производятся из ферментированного сока винограда. Алкогольные напитки, произведённые по сходным технологиям из ферментированного сока плодов и ягод, относятся к отдельной категории плодовых или плодово-ягодных вин. В производстве вин используется огромное количество различных сортов винограда, самое общее их разделение на чёрные (иногда их называют красными) и белые. По цвету различают белые, розовые и красные типы вин. К белым относятся вина, имеющие цвет от светло-соломенного до янтарного. У розовых и красных вин очень много оттенков: от светло-рубиновых до тёмно-гранатовых.
   Вина подразделяются на натуральные (сухие, полусухие, полусладкие и сладкие), креплёные (крепкие, сладкие, десертные и ликёрные), игристые. Игристые вина — это вино, насыщенное в процессе вторичного брожения углекислым газом. Самое известное в мире игристое вино — шампанское, изготавливаемое по технологии, открытой и впервые реализованной во французской провинции Шампань.

Икалось ли тебе, Давыдов,
Когда шампанское я пил
Различных вкусов, свойств и видов,
Различных возрастов и сил,

Когда в подвалах у Моэта
Я жадно поминал тебя,
Любя наездника-поэта,
Да и шампанское любя?

Моэт — вот сочинитель славный!
Он пишет прямо набело,
И стих его, живой и плавный,
Ложится на душу светло.

(Пётр Вяземский "Эперне")

   Золотой век русской поэзии совпал с золотым веком шампанского в России. Шампанское стало чуть ли не национальным напитком. Шампанское десятками бутылок пили на вечеринках гусары и поэты. Шампанским отмечались празднества, шампанское подавали на поминках, шампанским встречали и провожали. Можно сказать, что поэты Золотого века вскормлены шампанским. Александр Пушкин, Николай Карамзин, Петр Вяземский, Евгений Баратынский, Николай Языков и многие другие любили пить шампанское и сочинять о шампанском. Шампанское неоднократно появляется в "Евгении Онегине".

Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.

(Александр Пушкин "Евгений Онегин")

   Александр Сергеевич, как всегда, точен в деталях, шампанское подавали тогда прямо из погреба и очень холодным.

   Шампанское массово появилось в России после войны 1812 года. Существует легенда, что, войдя в 1812 году в Париж, русские гусары вломились в винные подвалы госпожи Клико. Когда ей сообщили о попойке, устроенной вражескими солдатами в её подвалах, она осталась невозмутимой и сказала: "Это русские. Пусть пьют. Русские всегда платят за выпивку. Не сейчас — значит, позже. Платить за своих солдатов будет вся Россия". Её пророчество сбылось. Ни одна светская вечеринка XIX века не обходилась без шампанского. А шампанское в России стоило дорого. За бутылку "Вдовы Клико" нужно было выложить 12 рублей. На эти деньги можно было купить шесть коров. Например, в 1825 году "Вдова Клико" продала в России более 250 тысяч бутылок шампанского — почти 90% всего производства фирмы. В России шампанское пили больше, чем в стране-производителе.

Боже! вина, вина!
Трезвому жизнь скучна.
Пьяному рай!
Жизнь мне прелестную
И неизвестную,
Чашу ж не тесную,
Боже, подай!

Пьянства любителей,
Мира презрителей,
Боже, храни!
Души свободные,
С Вакховой сходные,
Вина безводные
Ты помяни!

Чаши высокие
И преширокие,
Боже, храни!
Вина им цельные
И неподдельные!
Вина ж не хмельные
Прочь отжени!

Пиры полуночные,
Зато непорочные,
Боже, спасай!
Студентам гуляющим,
Вино обожающим,
Тебе не мешающим,
Ты не мешай!

(Николай Языков "Гимн")

   Летом 1791 года, последнего года жизни композитора, на пороге квартиры Моцартов появился таинственный человек в черном одеянии. Лицо его было скрыто широкополой шляпой, а плащ, несмотря на жару, укрывал фигуру. Призрачный пришелец протянул композитору заказ на сочинение заупокойной мессы. Задаток был внушительным, срок оставлялся на усмотрение автора. Не сказав ни слова, заказчик ушёл.
   "Реквием" (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти. "Реквием" является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений. Моцарт в этом произведении с необыкновенной пластичностью передает эмоциональную выразительность содержания. Чередование картин печали и траура земного человека, молящего о господнем прощении, хоровых номеров, символизирующих голос верующих, и сольных партий, знаменующих глас Божий, нюансов и силы звучания – всё служит цели максимального воздействия на слушателя.
   Через несколько месяцев после посещения таинственного гостя Моцарт умер. За неделю до смерти Моцарт сообщает в письме: «Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня. Он постоянно торопит меня, упрекает и требует заказанной работы. Я продолжаю композицию, потому что работа утомляет меня меньше, чем бездействие. Чего мне страшиться? Я чувствую, близок мой час! Близка моя смерть!» В предсмертных галлюцинациях композитору не раз являлся черный демонический человек, заказавший заупокойную мессу за самого Моцарта.
Великий композитор жил в бедности, умер в нищете, а потому был похоронен в общей могиле для простолюдинов. Моцарта не стало в 35 лет, но у нас осталась его музыка, которую мы и слушаем в сопровождении вина.

Полней стаканы, пейте в лад!
Перед вином - благоговенье:
Ему торжественный виват!
Ему - коленопреклоненье!

Герой вином разгорячен,
На смерть отважнее стремится,
Певец поет, как Аполлон,
Умея Бахусу молиться.

Любовник, глядя на стакан,
Измену милой забывает,
И счастлив он, покуда пьян,
Затем что трезвый он страдает.

Скажу короче: в жизни сей
Без Вакха людям все досада:
Анакреон твердит нам: пей!
А мы прибавим: до упада.

Полней стаканы, пейте в лад!
Перед вином благоговенье,
Ему торжественный виват!
Ему - коленопреклоненье!

(Николай Языков "Песня")

   Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор, пианист и дирижёр. Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. По философской глубине, сме­лости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

   Одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний - Симфония № 5 до минор Бетховена. Впервые исполненная в 1808 в Вене, симфония очень быстро приобрела репутацию выдающегося произведения. Немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман назвал симфонию "одним из самых значительных произведений эпохи". Открывающий симфонию мотив (основной мотив главной партии первой части, известный также как «тема судьбы») приобрел символический статус, и в этом качестве широко используется не только в академической, но и в массовой культуре — от диско и рок-музыки до кино, телевидения и рекламы. Густав Малер, знаток и выдающийся интерпретатор творчества Бетховена, сказал о симфонии: "Так судьба стучится в дверь".

Соловьи на кипарисах и над озером луна,
Камень чёрный, камень белый, много выпил я вина,
Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего:
Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Виночерпия взлюбил я не сегодня, не вчера,
Не вчера и не сегодня пьяный с самого утра,
И хожу, и похваляюсь, что узнал я торжество:
Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Я бродяга и трущобник, непутёвый человек,
Всё, чему я научился, всё забыл теперь навек,
Ради розовой усмешки и напева одного:
Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Вот иду я по могилам, где лежат мои друзья,
О любви спросить у мёртвых неужели мне нельзя?
И кричит из ямы череп тайну гроба своего:
Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Под луною всколыхнулись в дымном озере струи,
На высоких кипарисах замолчали соловьи,
Лишь один запел так громко, тот, не певший ничего:
Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

(Николай Гумилёв "Пьяный дервиш")

   Любовь к вину переняли русские поэты Серебряного века. Встречи поэтов, творческие поединки, торжественные мероприятия, как правило, проходили в ресторанах, трактирах и кабачках. Алкоголь на этих вечеринках лился рекой, ведь как сказал Сергей Есенин: трезвый поэт всё равно что монах-атеист.
   Велимир Хлебников, Валерий Брюсов, Саша Чёрный, Андрей Белый, Игорь Северянин и многие другие были большими любителями выпить вина. После изрядной доли алкоголя они декламировали свои стихи. Громко и неистово. Публике очень нравилось.
   Владимир Маяковский очень любил вино. Он категорически не пил водку, только вино. "Вино я всосал с молоком матери — родился среди виноградников и пил его, как дети пьют молоко" - говорил великий пролетарский поэт. Из вин Маяковский предпочитал шампанское и рислинг. Одним из его излюбленных напитков был крюшон - коктейль из белого вина и рома или коньяка со свежими фруктами. Владимир Маяковский разбирался в вине, он говорил: "У нас же некоторые поэты пишут о винах, не имея о них понятия. Надо браться только за то, что знаешь. Надо учиться у Пушкина . Вы чувствуете, как это здорово сделано! Шш и пп – ппенистых, ппунша, ппламень – товарищи, это здорово! Дай бог всякому! Я и то завидую. Пушкин понимал, что такое пунш, с чем его едят и как он шипит. Надо чувствовать это шипение".

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

(Александр Блок "Незнакомка")

   Пальма первенства в пристрастии к винопитию принадлежала Александру Блоку. Певец Прекрасной Дамы и Революции, Блок был одним из главных русских поэтов, проповедовавших религию пьяного разгула. Многие шедевры поэтической лирики Блока возникли в состоянии опьянения поэта. Поэт Георгий Иванов вспоминал: "Время от времени его тянет на кабацкий разгул. Именно – кабацкий. Холеный, барственный, чистоплотный Блок любит только самые грязные, проплеванные и прокуренные злачные места". Блок редко бывал трезвым. Все вечера, а нередко и ночи поэт проводил в трактирах и кабаках. Но это нисколько не помешало, а, может быть, и способствовало гению Александра Блока. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма, Александр Блок ушел от нас рано - в 40 лет, но оставил нам замечательное поэтическое наследие.

Я пригвождён к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё — равно.
Вон счастие моё — на тройке
В сребристый дым унесено...

Летит на тройке, потонуло
В снегу времён, в дали веков...
И только душу захлестнуло
Сребристой мглой из-под подков...

В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь, всю ночь светло...
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло...

И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна...
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

(Александр Блок "Я пригвождён к трактирной стойке")

   В книге «Камо грядеши» Генрика Сенкевича есть гениальная фраза: «Не будь слишком настойчив, помни, что хорошее вино надо пить медленно». Вино - это такой напиток, который следует смаковать, наслаждаться вкусом. В отношение вина действует правило: семь раз отпей, один раз налей.

   Как правильно пить вино? Каждый сорт требует определенной температуры: насыщенные красные вина с высоким содержанием танинов, а также десертные и ликерные вина подаются при комнатной температуре, легкие красные вина – при температуре от 14 до 16 градусов, легкие белые вина – при температуре около 12 градусов, а шампанское надо охладить до 6-7 градусов.

   Для правильного восприятия цвета, запаха и вкуса вино пьют из бокалов на тонкой ножке. Чем крепче вино, тем меньше должна быть посуда.

   Благодаря хорошему сочетанию вина с другими напитками (алкогольными и безалкогольными) появляется возможность сделать на его основе вкусные коктейли. Вино в формате коктейлей - вечная классика, которая пользуются неизменной популярностью у любителей алкоголя.

Соседка, девочка Альвина,
Приносит утром молоко
И удивляется, что вина
Я пью так весело-легко.

Ещё бы! - тридцать пять бутылок
Я выпил, много, в десять дней!
Мне позволяет мой затылок
Пить зачастую и сильней...

Послушай, девочка льняная,
Не удивляйся ничему:
Жизнь городская - жизнь больная,
Так что ж беречь её? к чему?

Так страшно к пошлости прилипнуть, -
Вот это худшая вина,
А если суждено погибнуть,
Так пусть уж лучше от вина!

(Игорь Северянин "К Альвине")

   Самый известный из грузинских художников, один из крупнейших мастеров наивного искусства - Нико Пиросмани был чудаковатым пьяницей, который за бутылку вина мог расписать вывеску или покрасить стену. Называли его «маляр Нико». Про него говорили «Работал, чтобы пить. Пил, чтобы работать». Работал он быстро, никогда ничего не исправляя. Утверждал, что видит святых, а его кисть пишет сама. Нико Пиросмани никогда не брал за работу деньги. "Вино - вот лучшая награда для художника", - говорил он. После смерти Пиросмани портреты художника можно увидеть не только на винных этикетках, но и на банкноте Грузии в 1 лари.

   Эрих Мария Ремарк — эталон писателя ХХ века. Одинокий сердцеед, мужественный герой, надломленный войной сентиментальный циник. Вместе с Хемингуэем он воспел «потерянное поколение» — тех, чья молодость выпала на межвоенное время. Страдающий от многочисленных депрессий, Ремарк залечивал их двумя способами: романами с красивыми женщинами и алкоголем. Для него алкоголь стал своеобразной анестезией, позволяющей забыться от кошмаров военной действительности. Побег в любовь и алкоголь с подачи писателя навсегда был принят читателями как рецепт от всех бед. «Что ты будешь делать, когда война закончится? – Пить, чтобы забыть все. – А если не поможет? – Все равно буду пить». Кончилось это циррозом печени... и десятком гениальных романов.

Напои меня вином —
тёмно-красною свободой,
напои меня собою,
в рот набрав «Сент-Эмильон».

Напои меня виной
холодяще, эротично.
Всё другое — еретично.
Нови, нови нет в ином!

Все фужеры я давно
перебил тебе на счастье.
Обучу тебя причастью
пить взаимное вино.

Научу пить из горла
вкус малины и канцоны —
антирадиационно
Геба ты, а не герла.

«С Новым годом!» повторим.
Неужели, неужели
твои женские фужеры
не новее всех новин?!

Жизнь — короткие вакейшены.
Нам завещано одно —
пить из губ любимой женщины
монастырское вино!

Рукавами кимоно
утро сужено в окно.
Нови, нови нету, но
есть вино, вино, вино.

Только зеркало с торца
отражает невозможно
неразъятою восьмёркой
два дурацкие лица.

Новый год — какой наив!
Век какой? Не всё ль равно...
Нет новин, новин, новин,
есть вино, вино, вино...

(Андрей Вознесенский "Обучение винопитию")

   В обширном репертуаре мировой музыкальной классики трудно найти более известное сочинение, чем "Лунная соната" Бетховена. Соната для фортепиано № 14 (более известная под названием "Лунная") написана в 1801 году и находится в ряду произведений, открывающих в музыкальном искусстве XIX век. Достоверно известно, что при создании сонаты Бетховен вдохновлялся совершенно конкретной оперной сценой. В эскизную тетрадь, где зафиксированы первые наброски будущего шедевра, композитор выписал фрагмент из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это краткий, но очень важный эпизод — смерть Командора, раненного во время поединка с Дон Жуаном. В период создания сонаты композитор стал все чаще ощущать ухудшение слуха. Болезнь была воспринята Бетховеном как крушение всех надежд. После нескольких лет борьбы с болезнью Бетховен понимает, что надежды на излечение нет, и мечется между отчаянием и принятием своей судьбы. Из страдания композитора рождается прекрасное произведение, которое поклонники классической музыки слушают с затаённым дыханием.

Я пью за военные астры, за всё, чем корили меня,
За барскую шубу, за астму, за желчь петербургского дня.

За музыку сосен савойских, Полей Елисейских бензин,
За розу в кабине рольс-ройса и масло парижских картин.

Я пью за бискайские волны, за сливок альпийских кувшин,
За рыжую спесь англичанок и дальних колоний хинин.

Я пью, но ещё не придумал - из двух выбираю одно:
Весёлое асти-спуманте иль папского замка вино.

(Осип Мандельштам "Я пью за военные астры, за всё, чем корили меня")

   Знаменитости не только пьют вино, но и производят его. Любимый миллионами французский актер Жерар Депардье является самым известным виноделом среди творческих людей. В его владении множество виноградников не только во Франции, но и в Испании, Португалии, Италии и других странах Старого и Нового Света. Он не только один из самых крупных инвесторов, но и талантливый мастер, создавший несколько уникальных сортов вин. Все вина продаются под общей маркой Gerard Depardieu, а выпуск достигает почти миллиона бутылок в год.

   Легендарный голливудский режиссер Фрэнсис Форд Коппола одним из первых среди известных людей кинематографа увлекся виноделием, приобретя несколько виноградников в Калифорнии. Эти виноградники с более чем вековой историей были приобретены за гонорар, полученный за фильм «Крестный отец». Сейчас во владении режиссера и его жены почти 2000 га виноградников.

   Популярный актер Антонио Бандерас виноделием занялся совсем недавно, купив один из виноградников своей родной страны — Испании. Ежегодно около полутора миллионов бутылок вина от Антонио Бандераса поступает в продажу по всему миру.

   Культовый британский музыкант Стинг решил не ограничиваться музыкальным бизнесом и приобрел в Италии собственные виноградники. Стинг продает вино под собственной торговой маркой Message In A Bottle. Красное вино «Sister Moon» от Стинга вошло в список ста лучших вин Италии. В этом вине удивительно тонко сочетается несколько сортов винограда, придав напитку неповторимый букет.

   Одним из самых уважаемых производителей вина в Европе считается австрийская компания Mozart Wine House. Хитом продаж компании является вино, которое выпускается по аутентичному рецепту XVIII века, то самое, что пил великий Моцарт.

Я хотел стакан вина - меня поят молоком,
Ох я вырасту быком, пойду волком выти.
Сведи меня скорей с Максимом-Лесником,
Может он подскажет, как в чисто поле выйти.

(Борис Гребенщиков "Максим-Лесник")

   Древнегреческий целитель Гиппократ говорил, что для здорового или больного человека мёд и вино — лучшие лекарственные средства, если являются натуральными и правильно принимаются. Французский химик и микробиолог Луи Пастер сказал, что вино - самый здоровый и гигиеничный из напитков. Современные медики считают, что умеренное потребление вина оздоровляет и укрепляет организм человека. Важнейшими полезными свойствами являются: замедление процесса увядания тканей организма; снижение риска заболеваний сердечно-сосудистой системы; укрепление артерий сосудов; контроль уровня холестерина в крови человека; улучшение работы мозга и укрепление иммунитета нервных клеток; поднятие уровня эстрогена – гормона, необходимого для здорового состояния костей; замедление старения органов слуха. Так что, если вы хотите слушать музыку до старости, вино должно присутствовать в вашем меню. Пейте на здоровье!

Cидели с другом и пили вино.
Занимались этим делом довольно давно.
По комнате клубами плавал никотин,
И к концу подходил мой запас легких вин.
Мой друг сказал мне: "Мы с тобою Бодхисаттвы",
Я ответил: "Да, но нам пора в магазин".

Вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва - нам с тобой пора в магазин.

В магазине мы купили две бутылки вина,
Но скоро выпили и их до дна.
Однако, никто из нас не был пьян,
Только в комнату въехал башенный кран.
Мой друг сказал: "Мы с тобою бодхисаттвы",
Я ответил: "Да, но нам пора в ресторан".

Вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва - нам с тобой пора в ресторан.

В ресторане мы купили бутылку коньяка.
Жизнь стала прекрасна, жизнь стала легка.
Коньяк был выпит, в это время часы
Показывали ровно "двадцать восемь ноль три".
Мой друг сказал: "Мы с тобой бодхисаттвы".
Я ответил: "Побежали за водкой в такси! "

Вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва - побежали за водкой в такси!

Вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед - к просветлению!

(Майк Науменко "Вперед, Бодхисаттва")


Рецензии