Счастливчик-10

(начало в Счастливчике-1,-2,-3,-4,-5,-6,-7,-8,-9 – http://proza.ru/2020/04/22/495)


      Для служебного (и домашнего) пользования

   
                СЧАСТЛИВЧИК
                (маленькая военно-семейная повесть)

                10.

     То, что в первый день лета на «Неукротимом»  тоже должна была состояться проверка девиации(1)  магнитного компаса вовсе не отменяло политической подготовки – «Кто ж её мог отменить!?» – резонно рассуждал ещё утром, сидя во втором по расписанию и первом по факту рейсовом автобусе «Калининград-Балтийск», Коляшин. Её провели, только не у причальной стенки, как на всех кораблях бригады до обеда, а на выходе в море.

     Но на утреннем докладе у начальника штаба опомнился флагманский штурман! Оказывается не только на «Свирепом», но и на «Неукротимом» (по данным штурманской службы) в начале июня требовалось устранить ошибки в показаниях магнитных компасов. Чего-то там маленько напутали, но вовремя спохватившись, исправились планировщики боевой и политической подготовки флота, решив совместить в один день стрельбу и проверку девиации на корабле Коляшина. Всё равно ведь в море выходить!

      Но вот то, что единственный на весь Балтийский флот командир БУК(2) 
«Неукротимого» опоздает «со схода» (до отдачи швартовых!) не мог предположить никто, включая самого Евгения. И к счастью, что сейчас он уже занял своё место у пульта управляющего огнём и давал все необходимые распоряжения и команды своим подчинённым. Везёт счастливчикам!

     К тому времени катера «условного противника» заняли диспозицию в районе маневрирования, а «Неукротимый» после пристрелки репера(3), сразу перешёл на поражение шквалом – стрельбой с максимальной скорострельностью.

     Снаряды ложились кучно, всплески от них, плотно закрывающие отметку от цели, хорошо наблюдал на своём  индикаторе   Коляшин,   как   вдруг   неожиданно   одна  артустановка замолчала. Повторный  взвод – снова нет залпа,что это – неужели
осечка или того хуже – затяжной выстрел?

     – Вторая – Дробь!(4) – скомандовал он старшине  – командиру второй артиллерийской башни, отключив специальным тумблером на пульте электрическую цепь стрельбы, но продолжая вести непрерывный огонь на поражение одной – первой установкой.

     Тревога нарастала с каждой секундой и комбат доложил на командный пункт (КП) БЧ-2 о возможном затяжном выстреле, как неожиданно получил сверху команду:
     – Прекратить стрельбу! Дробь, комбат!

     – Дробь обеим? – мгновенно переспросил КП-БЧ-2 Евгений.

     – Да, Дробь батарее! – повысил голос в микрофон Караев.

     – Есть Дробь! – Коляшин прекратил огонь, но снова обратился по громкоговорящей связи наверх. – КП-БЧ-2, товарищ старший лейтенант, у меня одна башня почти сразу замолчала! Не осечка и не затяжной вроде…

     – Ты «Дробь» исполнил?

     – Так точно! Цепь стрельбы отключена.

     – Молодец! Расколошматил ты цель, тонет она… С катера-водителя передали по связи! А по второй башне  – подальше от греха – произведи, как отрабатывали в базе, отсчёт через ноль до шестидесяти и снимай полностью электропитание.

     – Есть! – и Коляшин начал отсчёт голосом этой тревожной минуты. – Ноль один, ноль два, ноль три…

     Тем временем, вторая башня доложила, что клин(5) закрыт и орудие в полном накате, а очередного снаряда нет на линии заряжания.  Это было признаком того, что осечки действительно не было, как не случилось и затяжного выстрела, но почему не работал тракт подачи боезапаса? Надо будет как можно скорее разобраться…

     – Отсчёт произведён, выстрела не последовало! – доложил по прошествии беспокойной минуты командир БУК на КП-БЧ-2.

     – Дробь, не наблюдать! – последовало очередное распоряжение Караева сверху.

     – Есть «Дробь, не наблюдать!»  – командир батареи отключил электропитание  с  артустановок  и отдал команду своим «львятам» – операторам артиллерийской системы управления «Лев» на снятие цели с автоматического сопровождения.

     Фактически всё это означало, что зачётная стрельба «Неукротимого» по катеру волнового  управления, не без приключений и волнений, но завершилась… Успешно ли? Катер-цель, получив несколько пробоин ниже ватерлинии, медленно набирал в свой трюм воду и «Свирепый» уже спешил на помощь катеру-водителю. «Утопленника», хоть и предназначенного для расстрела, надо было срочно спасать и буксировать в базу.
 
     Между тем командир корабля, как и положено после стрельбы, скомандовал по общекорабельной связи командиру  БЧ-2  лично осмотреть каналы стволов. Они, как и ожидалось, оказались чисты от снарядов. Невыясненным оставался только вопрос, отчего «заглохла» одна из артиллерийских  установок и Коляшин со своими комендорами уже искал на него ответ. По огневому показателю оценка за стрельбу получалась отличной, а вот по техническому… Почему после нескольких выстрелов замолчала вторая башня?

     Сторожевой корабль «Неукротимый» полным ходом возвращался в Балтийск, когда в подбашенное отделение артиллерийской установки №2 прибежал дежурный матрос-рассыльный:
     – Та-ща(6)! Вас командир бригады к себе вызывает!

     – А зачем, не знаете? – спросил Коляшин, отрываясь от развёрнутой  схемы  элеватора подачи боезапаса, спинным мозгом предчувствуя – «Вот и началось!»

     – Да не знаю я. Орут там все… Во флагманскую каюту идите! И Караев, и Лещенко, и даже замполит наш, все уже там. Комбриг буйствует!

     – Точно началось... – выдохнул Евгений и, прихватив с собой схему, засобирался «на разбор полётов» к руководителю стрельбы. – Сейчас буду!

     Бегом преодолев шкафут(7), Коляшин быстро поднялся по наклонному  трапу  в  коридор,  где  находилась  флагманская  каюта, из которой только что вышел раздосадованный его командир боевой части:
     – Ну, натворил ты, комбат, дел! Иди теперь сам рассказывай командиру бригады, как умудрился одной башней катер разбить. Да так, что весь Балтийский флот теперь на ушах стоит! Меня Корнейко уже слушать не хочет…

     –  Так мы цель грохнули, Сергей Борисович. Хорошо же!

     – Хорошо было бы, если какого-нибудь фашиста времён войны ко дну пустили, а катер тот – единственный радиоуправляемый на флоте, по которому все стреляли. И ничего! Попадали «куда надо»,  не мазали, но нормально,  в общем.  А  мы его так раздолбали, что он потерял управление и тонет сейчас!

     – Совсем утонет?..

     – Ну это вряд ли. «Свирепый» уже тащит его в базу. – Успел разобраться, почему вторая артустановка не стреляла?

     – Так точно! Тракт подачи подвёл… Железяка проклятая!

     – Ну вот теперь иди сам доложи комбригу об этом. А я на ходовую вахту! Моя смена сейчас…

     И Коляшин, постучав в дверь флагманской каюты, сразу открыл её.



1              Девиация – ошибка, отклонение показаний магнитного компаса
                корабля.
2              БУК – батарея универсального калибра (входит в состав ракетно-
                артиллерийской боевой части (БЧ-2).
3              Репер – вспомогательная точка, по которой ведётся пристрелка
                артиллерийских орудий с целью последующего переноса огня для
                поражения цели.
4              Дробь! –  команда, означающая прекращение стрельбы.
5              Клин – клиновый затвор, механизм огнестрельного оружия,
                обеспечивающий открывание и закрывание канала ствола.
6              Та-ща – сокращённо матросской скороговоркой «товарищ лейтенант».
7              Шкафут – средняя часть верхней палубы корабля.



                (продолжение повести – http://proza.ru/2020/04/23/389)


                © Н. Кирюшов, 2020 г.


Рецензии
Доброе утро, Николай!
С большим интересом прочитала главу. Люблю, когда стреляют, но только на учениях. 😂
Конечно, Евгениц молодец, но подвела его вторая артустановка. Ну а её подвёл тракт подачи снарядов. А можно было его проверить ещё до стрельбы? Хотя железяка и есть железяка - в любой момент может заклинить. Но Евгений отстрелялся и неплохо. Теперь ему предстоит услышать оценку комбрига. Хорошего Вам дня и отличного настроения!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   26.04.2024 13:39     Заявить о нарушении
Доброе утро, Валентина! Спасибо и за отклик, и за замеченную опечатку. Уже поправил! Вот так случилось у Коляшина: фактически отстрелялся одной АУ. Успешно, но... На "разбор полетов" - ДЕРЖАТЬ ОТВЕТ - его сразу вызвали во флагманскую каюту. Продолжение следует! И Вам хорошего дня и прекрасного весеннего настроения, Валентина! Вроде температура воздуха в Питере пошла вверх. Ждём теплого ПЕРВОМАЯ! И читаем друг друга дальше, конечно. С уважением и теплом к Вам,

Николай Кирюшов   26.04.2024 09:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.