Древняя Русь, наши пращуры

Почему мы себя называем русскими? Почему страна называется Россией, а раньше звалась Русью? Нет ответа. Существует бесчисленное количество различных теорий, но ни одну из них нельзя считать достоверной.

Пожалуй, самые распространенные домыслы стоит повторить в кратком изложении. Первая фантазия. Слово «русы» созвучно названию племени этрусков и, соответственно, мы должны считать их нашими предками. Но этруски назывались еще и тусками, а ранее – турами. Туркменские лингвисты приезжают в Италию и переводят надписи на плитах надгробных на свой язык. Выходит, что мы и туркмены есть кровные братья, более того, мы есть близнецы.

Вторая, часто встречаемая, версия звучит примерно так: по руслу славяне плавали, отсюда и пошло название племени. Получается, что большинство славян плавали берегом и потому не удостоились имени русов. К тому же у русов водились русалки в омутах и на березах.

Некоторые авторы считают слово «русь» финно-угорским и предлагают различные переводы слова. Они, вообще, утверждают, что наш язык соответствует финскому, еврейскому, тюркскому и китайскому словарям. Даже академики не гнушаются молоть подобную чепуху.

Тогда как быть с произношением слова «роусь»? В некоторых исконных наших местечках жители говорят именно так, причем «оу» сливается в один звук, который мы не умеем произносить. У нас получается «русь» или «рось».

Интересно, что в Германии имеется область Рур, название аналогичное  слову «русь». Никакого нервного возбуждения рурики не испытывают по поводу исторического имени области. В древние времена прадеды их пахали землю, и область получила такое имя от римлян.

Мы не германцы, и потому считаем обязательным выкопать истину из глубины веков, ведь латыни мы не верим. И каждый исследователь находит свою истину. Не надо ее искать, она лежит перед глазами. Вспомним о работе первого нашего летописца.

Летоисчисление в «Повести временных лет» начинается с упоминания автором Руси. «В лето 6360, индикта 15, наченшю Михаилу цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля. О семъ бо уведахом, яко при сем цесари приходиша Русь на Цесарьград, якоже писашеть в летописании грецком».

Итак, летом 860 года некая Русь напала на Византию, но буря разметала флот, потопив и разбив многие корабли. Русские воины с позором вернулись домой.

Среди работ патриарха Фотия сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми текстами, упоминающими  русь. Патриарх произнес гомилии, т.е. проповеди с кафедры собора Святой Софии перед горожанами во время смертельной опасности при нашествии «северных варваров».

Вторую проповедь он произнес во время всеобщей радости при их отступлении. В гомилиях не указано название племени, но в сохранившихся торговых документах того времени о русах упоминания есть.

Третий документ – «Окружное послание» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвящённое созыву Собора в Константинополе (867 г.), в котором Фотий упомянул добровольное крещение «росов», «ещё недавно причинявших столько бедствий христианам».

И в этом документе и в двух первых о росах ничего не говорится, имеем искусственную вставку летописца. Во всех трех документах нет никаких подробностей о походе варваров.  Нас в первую очередь интересует то место из которого они пришли в Цесарьград.

Зададим себе еще один вопрос: что сподвигло северных варваров воевать с Византией?

860 год. Цесарь Михаил выпихнул матушку с соседнего трона, решив рулить империей самостоятельно. Арабский халифат, узнав об этой оказии, решил проверить цесаря на прочность и напал на Армению. Император с армией ушел на Карс биться с арабами.

После смерти правителя Рашки Властимира в том же году государство было разделено между его сыновьями. Константинополь, опекавший Рашку, оказался не готов к такому развитию событий.

Хан Болгарии Борис, желая воспользоваться смутой у соседей и отсутствием императора Михаила, двинул войска к границе с Рашкой.  Опасаясь многочисленных греческих гарнизонов в прибрежных городах, он решил их выманить подальше от Рашки. С этой целью он нанес отвлекающий удар по Константинополю силами жителей Дуная, но хитроумный план провалился.

Войска Рашки самостоятельно разгромили болгарского хана. Сербы захватили его сына Владимира Расате и двенадцать великих бояр; в итоге Борис был вынужден временно замириться.

«В лето 6361-е. В лето 6362-е. В лето 6363-е. В лето 6364-е. В лето 6365-е». Наш летописец оставил пробелы, хотя события в эти годы в Болгарии, Великой Моравии, Византии происходили интересные. Он перескочил из 860 г в 866 г., опустив событие 863 г. о поездке делегации византийцев в Восточно-Франкское королевство для заключения союза против Болгарии. В перечне послов упомянуты русы.

Вероятно, они служили переводчиками у византийцев как знатоки греческого и немецкого языков. Переговоры подобного рода делаются тайно, и ясно, что русским купцам заплатили большие деньги за провоз посланников через вражеские земли.

Следующее и самое архиважное сообщение летописец в ПВЛ вставить не забыл. Именно это событие определило дальнейший ход истории. «В лето 6366-е. Михаилъ цесарь изыде с вои берегом и моремъ на болъгары. Болгар(е) же увидевьше, не могоша стати противу, креститися просиша, покорятися греком. Цесарь же крести князя ихъ и бояры вся и миръ сътвори съ болгары».

Конечно, Фотий в третьей гомилии выдал желаемое за реальное положение вещей, а наш летописец скрыл истину, но все же оставил лазейку для любознательных читателей.  Добровольность крещения заключалась в кровопролитных битвах народа с дружиной хана Бориса в гражданско-религиозной войне. Болгария была крещена насильно, что подтверждается описанием событий следующего года.

«В лето 6367. (867) Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словенехъ, и на меряхъ и на всехъ, кривичахъ. А козаре имахуть на полянех, и на северехъ, и на вятичихъ, имаху по беле и веверици тако от дыма».

Явный прокол автора ПВЛ.  Племена сидят настолько далеко от варязей и хазар, что речи о дани не должно идти.

Если же автор хотел указать год исхода славянских племен на север и восток, мы должны принять эту дату и заменить фразу «и на всехъ» конкретными именами племен. Первое племя названо: северяне. Племя покинуло город Северин на Дунае и осело на левом берегу Днепра.

Вероятно, вместе с ними двигалось на восток племя диснян, и оно остановилось рядом. В историю племя вошло под именем радимичей. Радимом назывался их город в Валахии. Силистряне не смогли всем племенем выйти из города. В Силистрии находился хан и первый епископ Болгарии. Но части селян удалось бежать, и они поселились на территории Московской области.

Маричане, дравяне, смоляне, варны ушли на север в Полабье. О русах ничего не говорится, поскольку ушли они из родных мест не очень далеко, заняв земли северян. В горах Пояна-Рускэ они построили город, назвав его именем родной реки Русица. Местность была богата железными и медными рудами, золотом и охотников пограбить племя хватало. Несомненно, здесь русы получили боевую закалку в битвах с языгами, гепидами, сакеями и моравами.

Мы должны констатировать следующее: до выхода русов в горы существовал только один топоним Русе, один гидроним Росица, и других не было.

«Баварский географ» писал о крупном племени  Vuillerozii. Название племени «вилларосии» говорит об определенном роде занятий и местах проживания славян. Но не только сельским хозяйством жили русы, они имели два крупных города Русе и Разград, в то время как в остальной Болгарии имелось городских поселений меньше десятка.

Земля русов простиралась от реки Янтры вдоль Дуная до Черного моря, включая область Лудогорье, покрытую дикими лесами. Полтораста русских сел и деревень наши историки упорно не хотят замечать. Некоторые из них сохранили древнее название Росица.

Значит, мы имеем начальную точку – область Русе, и конечную – город Киев. Между ними имеется еще точки расселения русов. Киев как место их поселения, по большому счету, нельзя назвать конечной точкой, ибо русы составляли мизерное количество населения города, находясь на службе в дружине князя. 

Этой теме посвятил свою работу «Откуда пошли слова Русы и Русь...» Владимир Павлов Великие Луки. Она опубликована на сайте недавно. Собрав гидронимы и топонимы  северо-западных областей России, он пришел к выводу о переселении русов из Пруссии, а точнее, из Порусья и трудно с ним не согласиться. Топонимы, кстати, имеются и в Северной Белоруссии.

Итак, начальная точка – Русе, следующая – горы Пояна-Рускэ, предпоследняя – Порусье и последняя – Северо-Запад России. Где промежуточное место проживания племени Русь нам пока неведомо.

В 895 г. орда угров обложила стольный город болгарии Силистру (Доростол). Царь Симеон отбился от захватчиков и те ушли грабить Моравию. Вероятнее всего, в боях с уграми  князь Святополк получил тяжелое ранение и скончался, передав власть старшему сыну Моймиру.

Вся Валахия подпала под власть степняков, живших первобытным рабовладельческим строем. В этом году славянские племена бежали от захватчиков во все стороны, в том числе и русы. С боями они покинули горы или бежали заранее мы не знаем. Где искать следующее место их остановки?

Продолжение следует.


Рецензии
1. В тексте летописи ВСИ - это не "все", а речь идет о финском племени Весь.
так же, как и во фразе о призвании варягов "Реша Русь, Чюдь и Словены и Кривичи, и Вси"
Северяне это племя, которое жило в верховьях Десны, а не на Дунае.
Таким образом в ПВЛ никакого прокола нет.
3. Корень рус связан с рекой и у словян и у балтов. Поэтому не удивительно, что у словян река Русица. Отсюда и названия с корнем рус у всех славян и балтов.
Однако, рос и рус - разные корни. Росица - это уже однокоренное со словом роса.
4. Когда мы судим о названиях с корнем рус важно учитывать время их появления, потому что после прихода Рюриков в Киев и исчезновения пруссов под русским подразумевали уже исключительно восточных словян.
Например возле Владивостока есть Русский остров. Князь же Святослав еще в те времена ставил города по Дунаю.
5. Бывают просто созвучия.
- Вилла росси означает сельский дом и русы тут ни при чем.
- В Грузии есть город Рустави. Переводится как голова ручья и русы тут тоже ни при чем
- Город Русе в Болгарии, построен в средние века и назван в честь праздника Русалии (славянский праздник поминовения усопших).

Тарас Скворцов   19.12.2020 00:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.