На уроках братьев Стругацких

  “ВРЕМЯ УЧЕНИКОВ - 1”
  У меня очень трепетное отношение к такому автору, как братья Стругацкие. Они изменили мой взгляд на сам жанр, благодаря им я понял, что есть такие фантастические произведения, которые показывают картину нашего мира с разных ракурсов и открывают правду о нём. Несомненно и бесспорно, что братья Стругацкие – это номер один в истории отечественной фантастики (дореволюционной, советской и российской), это вершина, которую ещё никто не покорил.
   Честно говоря, я очень настороженно отношусь ко всяким экспериментам с текстами каких-либо уважаемых и прославленных авторов – Стругацкие, Булычев, Лем, Уэллс, Желязны, Брэдбери, Толкиен и т. д. Особенно, если с ними экспериментируют авторы, большую часть которых я не знаю и никогда не читал ранее их творения. Когда я в первый раз увидел первые два томика проекта “Время учеников”, то преисполнился восторгом и желанием ознакомиться с ними. Мне тогда было семнадцать лет, я был наивен и глуп, и в силу этих качеств (или недостатков?) полагал, что все произведения этих сборников написаны на уровне братьев Стругацких. Однако, знакомство с ними не оправдало моих ожиданий. Только один опус я принял благосклонно и дал ему высокую оценку – повесть Вячеслава Рыбакова «Трудно стать Богом». Рыбаков сам по себе автор сильный и достойный, у него много хорошей фантастики вышло из под пера. Очень убедителен в его повести образ Малянова и его семьи на фоне оголтелых 90-х годов прошлого столетия. Прочитал сие произведение с большим удовольствием.
  Так же хочу отметить повесть Николая Романецкого «Отягощенные счастьем». Качеством пониже, чем у Рыбакова, но в целом сойдёт. Мартышка играет с Зоной в точности, как любой ребёнок режется в компьютерную игру (мне это близко, я сам люблю нет-нет поиграть в “Цивилизацию” Сида Мейера). Нравится, как скроен этот опус. Технический приём, при котором всё повествование от лица самих чередующихся  персонажей, мне очень импонирует.
   Понравилась вступительная статья Бориса Стругацкого и немножко не понравилась финальная статья Андрея Черткова.
   “Временная суета” Лукьяненко не тянет на продолжение “Понедельника начинается в субботу”. В лучшем случае – это попытка продолжить, но не более. Очень слабо.
  Ант Скаландис «Вторая попытка» - вообще провал. Виктор Банев в образе растлителя несовершеннолетней девушки выглядит очень отталкивающим.
  Леонид Кудрявцев «И охотник…» - ничего во мне не вызвал. Трудно воспринимать его на уровне рассказа. Это скорее похоже на фрагмент повести.
  Андрей Лазарчук «Все хорошо» - что-то такое есть, похожее на то, что можно почитать. Но мало. К сожалению.
  Михаил Успенский «Змеиное молоко» - неубедительно, совсем неубедительно. Никак не могу серьёзно воспринимать опус, в котором представители отсталой во всех отношениях планеты, мягко говоря, “надирают задницу”землянам. Это просто какая-та авантюра.
  Вадим Казаков «Полет над гнездом лягушки» - лучше промолчу.
  Во время чтения сего сборника неоднократно возникала крамольная мысль о том, что “ученики” просто-напросто изгалялись над текстами своих “учителей”. Но я, конечно, старался гнать эту мысль. Участники-авторы первого сборника – все до одного состоявшиеся писатели, не мальчики, до такого безобразия не опустятся. Просто у них своё видение и своё отношение. Каждый выложился, как мог и как захотел. И эта мысль меня успокаивает и примиряет с действительностью.
  Этот сборник получился лучше и качественнее остальных последующих за ним.

 
  “ВРЕМЯ УЧЕНИКОВ - 2”
  Ознакомившись с первым сборником, я понял, что есть доля правда в известном высказывании Джона Леннона относительно жизни и планов. Поэтому чего-то большого, шедевров и всякого такого гениального я от второго сборника не ждал. Он меня не разочаровал. И только по одной причине – я не возлагал на него больших надежд. Опять же, я не ругаю эту замечательную антологию и не хаю произведения и самих авторов, принявших участие в проекте Черткова. Просто всё получилось так, как того следовало ожидать – никто из авторов перещеголять Стругацких не собирался, каждый писал, как хотел и как смог.
   Андрей Чертков «Проверка на разумность» - в чём-то согласен с этой статьёй, а в чём-то не согласен. Как обычно. Чертков тут не виноват. Дело во мне, конечно.
  Василий Щепетнев «Позолоченная рыбка» - когда читал, то первое время думал, что это оригинально. Однако, образ развенчанных любимых героев не пришёлся по сердцу.
  Сергей Лукьяненко «Ласковые сны полуночи» - ни о чём. Вообще нет ничего, чтобы потянуло к рассказу.
  Николай Ютанов «Орден Святого Понедельника» - сей автор старался писать в духе Стругацких, копировал каждую букву, каждый письменный знак. Мне понравилось. Не сильно понравилось, но читать можно. Эпизод, когда научные сотрудники НИИЧАВО представляются в будущем, заставляет задуматься.
  Даниэль Клугер «Новые времена» - шедевр, наверное. Читал и перечитывал несколько раз. И сильно смеялся. Очень понравилось. Напрашиваются ассоциации с исторической действительность, связанной с распадом СССР на самостоятельные и независимые государства. Образ обывателя автором соткан так убедительно и правдоподобно, что просто хочется воздать за сей творческий труд овации.
  Владимир Васильев «Богу — Богово…» - трудно принять её, как альтернативу позиции Малянова из “Трудно быть богом” Рыбакова из первого сборника. Но в принципе, читаемо.
  Павел Амнуэль «Лишь разумные свободны» - большая вещь, серьёзная, но мне показалась абсолютно неинтересной. Скучное повествование, неживое.
  Александр Етоев «Изгнание из рая» - отстранённая фантазия. Не привлекла. Оставила меня равнодушным.
  Леонид Филиппов «День ангела» - интересно, автор попытался связать воедино многое и дать ответы. Смелая попытка. Но по плечу ли она автору? Связать воедино многое как раз-таки и невозможно. Да и нельзя. Вся интрига пропадает, просто псу под хвост.
  Андрей Измайлов «Слегач» - в такой манере пишутся боевики, а боевики никакого отношения к миру Стругацких не должны иметь.
  Эдуард Геворкян «Вежливый отказ» - мешанина. Может, кому-то она будет интересна. Но тут хоть автор был честен. Рассказал правдиво (или постарался правдиво рассказать), что не потянет.
  Вот такой вот сборник…
  Третий томик я не стал читать. Не потому, что я заранее поставил на нём крест. Нет, не поэтому. Просто в какой-то момент наступает предел, подходишь к черте, так сказать. Идейность плавно перетекает в коммерцию. Мне кажется, что проект Черткова с третьего тома просто начинает терять свои первоначальные цели и поставленные задачи.
 Спасибо всем автором, которые приняли участие в этом проекте!


Рецензии
Спасибо за ваш рассказ.
Творческого вдохновения!

Любовь Кирсанова   21.06.2020 06:05     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.
И всех вам благ в писательском ремесле!

с уважением
Владимир

Владимир Швец 3   21.06.2020 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.