6. О прогностике
Вначале несколько слов о термине «аспект». В астрологии он может иметь два значения:
1) угловое расстояние между двумя точками на эклиптике;
2) особый вид взаимосвязи между небесными телами, которая характеризуется природой угла и участвующих в нём небесных тел.
В классической астрологии используют пять аспектов: конъюнкцию, или соединение (0°), секстиль (60°), квадратуру (90°), трин (120°) и оппозицию (180°).
Аспекты трин и секстиль считаются гармоничными, а аспекты оппозиция и квадратура — разрушительными и дисгармоничными. Соединение имеет смешанную природу.
Согласно пояснениям Птолемея, представление о природе аспектов основано на исследовании взаимо-отношений между зодиакальными знаками. Например, трин подобен взаимоотношению одностихийных и однополых знаков, поскольку небесные тела, находящиеся в этом аспекте, располагаются в знаках одной стихии и одного пола (отмечу, что понятие «мужской – женский» рассматривается в астрологии в смысле «активный – пассивный»). Секстиль подобен взаимоотношению между однополыми знаками, оппозиция — взаимоотношению между разностихийными знаками, а квадратура — взаимоотношению между знаками и разных стихий, и разного пола.
От себя добавлю, что, на мой взгляд, первые выводы о природе аспектов были сделаны в процессе наблюдений за аспектами между Солнцем и Луной.
Кроме того, следует помнить, что из-за склонения орбит к эклиптике Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн зачастую находятся на разной эклиптической широте и лишь периодически пересекают линию эклиптики. Поэтому в астрологии аспекты небесных тел в Зодиаке — это не точные углы между небесными телами, а точные углы между точками проекции положения небесных тел на эклиптику (зодиакальная долгота). Расположение небесных тел в Зодиаке вычисляется по специальным астрономическим таблицам — эфемеридам.
Например, 26 апреля 2020 г. в 16 часов 38 минут 06 секунд по Гринвичу мы имеем по эфемеридам точное соединение (0°) Луны и Венеры в 17°03’44’’ Близнецов. На небесной сфере же в этот момент времени реальное угловое расстояние между ними будет составлять не 0°, а 6°35’51’’.
Путём многолетних наблюдений за небесными телами был установлен характер их влияния в различных градусах Зодиака, при разных положениях относительно Солнца и Луны, разной аспектации с другими планетами и светилами, а также при разных положениях относительно углов гороскопа. Небесные фигуры повторяются из-за цикличности своего движения, и очередная фигура всегда подобна такой же предыдущей. Подобна, но не идентична.
Например, рассмотрим периодически повторяющийся аспект трина между Марсом и Венерой.
2020 г.
Марс — 25-й градус Овна
Венера — 25-й градус Льва
2021 г.
Марс — 1-й градус Тельца
Венера — 1-й градус Козерога
2022 г.
Марс — 24-й градус Близнецов
Венера — 24-й градус Весов
Мы видим цикличность аспектации, но также отмечаем, что аспект трина (120 градусов) происходит из разных зодиакальных знаков, что вносит свои коррективы в природу этого аспекта. Кроме того, на характер любого аспекта большое влияние оказывает расположение других небесных тел относительно планет, участвующих в данном аспекте, а также положение всех небесных тел относительно горизонта, светил, характера движения по орбитам и проч.
Необходимо понимать, что сначала изучается вся небесная карта (гороскоп) в целом, затем отдельные её элементы и только после этого составляются суждения (прогнозы) общего и частного порядка.
Например, астрологические предсказания погоды опираются на представление о повторяемости астрономических событий (цикличность времени), и соответственно, аналогичных повторениях природных условий в это время. Но ввиду того, что повторения всегда происходят в контексте гороскопической фигуры в целом, их значение никогда не бывает идентичным прежним, поскольку другие небесные тела вносят в общую картину дополнительное влияние. При этом очень важно учитывать географическое положение местности, особенности её климата. Например, климат географических районов, расположенных на одной широте, может радикально отличаться, потому что один находится в горах, другой в степной зоне, третий — на морском побережье и т. д.
Наиболее известный способ прогнозирования будущих событий основан на изучении затмений Солнца и Луны (рис. 9 http://proza.ru/2020/04/21/1670), он подробно описан в «Тетрабиблосе» Птолемея, поэтому мы не будем здесь его детально рассматривать.
Таким образом, искусство астролога, занимающегося прогнозами будущего, заключается в том, чтобы, вычислив небесную фигуру на искомый момент времени и зная основные характеристики небесных тел, знаков, домов и аспектов, достоверно определить силу и влияние каждого из исследуемых элементов, установить те, что доминируют в гороскопической фигуре и управляют событием или явлением, и составить об этом точное суждение, которое впоследствии будет подтверждено фактами. А это, увы (или к счастью), дано не каждому, как не каждому математику дано доказать теорему Ферма и не каждому литератору написать бессмертный роман.
Птолемей писал, что «даже тот, кто подходит к астрологии, глубоко проникнувшись духом исследования и сознавая законность её существования, может часто ошибаться, не в силу уже указанных причин, а из-за глубинной сущности явления и своей личной слабости по сравнению с величием того, чем он занимается» («Тетрабиблос», 2).
Известно представление о так называемом Годе Платона — периоде времени, за который точка весеннего равноденствия совершает полный оборот по эклиптике. Согласно одним источникам, он равен 25850 годам, согласно другим — 25908 годам, математические вычисления дают 25781 год, но тот же Птолемей говорит о нём, как о явлении, выходящем за рамки человеческого опыта.
Древние учёные не мыслили периодами в миллиарды лет и исходили из того, что и через десятки тысяч лет год будет равен 365 суткам, а на небесной сфере будут с той же периодичностью обращаться видимые небесные тела. Однако, если допустить, что завтра, например, с небосвода исчезнет Сатурн или Меркурий, то необходимо будет строить новую астрологическую теорию, адекватно описывающую новую картину геоцентрической системы.
Поэтому с помощью древней геоцентрической модели можно и сегодня с высокой точностью на тысячелетия рассчитывать положение небесных тел на небесной сфере, как в прошлом, так и в будущем. Или мы не вправе считать достоверным прогноз о расположении небесных тел, например, на 21 июня 2745 года только потому, что он сделан в рамках устаревшей геоцентрии?
Разумеется, читатель понимает под словом «прогноз» не просто астрономически вычисленное положение небесных тел на тот или иной момент времени, а основанные на этих вычислениях предсказания неких событий в этот период. Но если существует возможность предсказать будущее событие, например, затмение Солнца, даже в таком ключе, то это позволяет предполагать, что будущее, хотя бы отчасти, но в принципе предсказуемо. А вот какие явления можно предсказать и до каких пределов может доходить точность таких предсказаний, это уже другой вопрос.
Что касается частных предсказаний, то примеры точных и ложных астрологических предсказаний в истории есть, но первые, как правило, подвергаются сомнению и либо почитаются за обыкновенные совпадения, либо вообще считаются выдумками постфактум.
О современных астрологических предсказаниях я не могу говорить как о предсказаниях, сделанных на научной базе. Это, по сути, гадания (мантика), а не научное прогнозирование. К сожалению, классическая астрология, за редким исключением, давно исчезла из практики. Нынешние астрошколы состряпали винегрет из древних и современных представлений и потчуют им невежественных и доверчивых простаков. Но это не наука, а паразитирующий на якобы тайных знаниях бизнес, к науке не имеющий никакого отношения, кроме известного имени. Разбирать подробно заблуждения и подтасовки упомянутых астрошкол — дело малопродуктивное. Во-первых, это требует употребления специальной терминологии и серьёзных экскурсов в область классической теории, во-вторых, массового читателя этим не убедишь. Элементарный пример лженаучности современных астрологических теорий — введение транссатурновых планет в систему Зодиака.
Читатель может спросить: а почему бы и не добавить в астрологическую теорию новооткрытые планеты? Отвечаю: добавить можно, но для этого необходимо провести всеобъемлющие исследования природы этих планет, характер их аспектов с другими небесными телами и их влияние на земные процессы. А для этого, учитывая длительность обращений транссатурновых планет вокруг центра эклиптики, нужны десятилетия, а то и века систематических наблюдений. Но сейчас это невозможно, поскольку нет научной астрологической структуры, которая бы занималась астрономическими наблюдениями за транссатурновыми планетами в рамках геоцентрии, разрабатывала научные гипотезы, проверяла их на практике и строила новую теорию по всем правилам научного знания. И сомневаюсь, что кто-нибудь будет этим заниматься в ближайшем будущем.
Вообще, что касается транссатурновых планет, я думаю, что древние астрологи не знали об их существовании, и это, на мой взгляд, очень весомый аргумент в пользу того, что свою теорию они строили строго научно, то есть на результатах наблюдения за фактами — реальными движениями видимых небесных тел по небосводу.
Однако, в диалоге Платона «Тимей» есть загадочная фраза, в которой упоминается о существовании неких «блуждающих светил»: «Что касается круговоротов прочих светил, то люди, за вычетом меньшинства, не замечают их, не дают им имён и не измеряют их взаимных числовых отношений, так что, можно сказать, они и не догадываются, что эти необозримо многочисленные и несказанно многообразные блуждания также суть время» (Платон, «Тимей», 39 с). Возможно, речь идёт о звёздах, но слова «необозримо многочисленные и несказанно многообразные блуждания» могут быть отнесены также к Урану, Нептуну, и карликовым планетам (Плутон, Эрида, Седна, Хаумеа и проч.), орбитальные движения которых действительно «несказанно многообразны», а общее количество этих небесных тел «необозримо многочисленно».
Если и допустить, что древние астрономы имели знание о транссатурновых планетах, то сути дела это не меняет, поскольку в геоцентрическую систему космоса они их не ввели, руководствуясь ныне неизвестными нам соображениями. Можно лишь предположить, что влияние транссатурновых планет игнорировали, потому что они невидимы для земного наблюдателя без специальных оптических инструментов.
Необходимо также отметить, что математическая геоцентрическая модель, необходимая для астрономических вычислений, значительно отличается от физической геоцентрической модели. И та, и другая создавались как описательные модели космоса, но выполняли разные научные функции.
Добавлю: всякая наука должна соответствовать определённым критериям, и потому логически необходимо признать классическую астрологию наукой, если она соответствует этим критериям. Конечно, можно пренебречь логикой и игнорировать этот аргумент, ссылаясь на незнание «достоверной статистики». Но если нам известно, что согласно статистике многие люди не в состоянии по химической формуле, например, извлечь из медного купороса чистую медь, то это отнюдь не значит, что химия ложная наука. Одно дело — научная теория, и совершенно другое — умение применять её на практике отдельными лицами.
На сегодняшний день неизвестны надёжные способы, которые предлагала бы академическая наука по прогнозированию, например, эпидемий, землетрясений, стихийных бедствий или просто погоды. Между тем, в классической астрологии такие методы есть, и очень немногие сегодня их практикуют, из чего, однако, не следует, что они неэффективны. У того же Птолемея эти методы детально описаны и проверить их на практике может любой добросовестный исследователь.
Свидетельство о публикации №220042502088
А вы хотите, чтобы мы Птолемея изучали. Это давным-давно пройденный этап.
Астрология Для Писателей 26.04.2020 15:55 Заявить о нарушении
Лео Корсо 26.04.2020 16:58 Заявить о нарушении