Камень шоhам из земли Хавила
М.Л. Гликман, Израиль
Один мудрец сказал, что люди часто не видят то, что у них перед глазами.
Минералогическое значение камней хошена ( наперсника Первосвященника) все еще остается загадкой. Продолжая наше исследование , погружаясь в глубины интернета и в каталоги библиотек, мы сталкиваемся с информационным изобилием , находим тысячи статей, сотни книг и массу мнений . И все это на одну маленькую тему, восходящую к Книгам Завета. Археология, лингвистика, история, география древнего мира и современного, геология и геммология способствуют обновлению комментариев к строкам Торы, но при этом не затрагивают Основы Писания. Широко известны выражения : " Тора – это не книга по истории", но и в ней изложены исторические факты, "Тора не учебник по географии", хотя часто упоминаются различные географические названия. Известный журналист В.Келлер, завершив свое расследование "Библия как история" (М.,1999), написал: " А все-таки Библия – правда!". Нам остается только следовать за этой Правдой.
Одиннадцатый камень на хошене - шоhам (;;; ) был в древности необычайно популярен. Он упоминается в ТАНАХЕ одиннадцать раз, и только камень сапир может с ним соперничать - двенадцать упоминаний .
В пустыне, после Исхода из Египта, беглецы - переселенцы приступили к изготовлению Скинии , Храмовой утвари, одежд Первосвященника. Камень шоhам умельцы использовали и для хошена, и на пряжках эфода ( левой и правой, на которых были начертаны имена сыновей Якова-Исраэля, по шесть на каждом камне) . По призыву Моше люди приносили подношения, каждый то, что у него было ценного : золото, серебро, медь, разные ткани , кожу и камни и т.д.
" А вожди принесли камни шоhам и камни наполнения, и ароматические вещества для воскурений." ( Книга Исход, глава 35 строка 27).
Только у них был этот камень. В социально расслоенном обществе верхушка всегда занималась и занимается накопительством ценностей, которые широким слоям населения не доступны в силу слабости их финансово - экономического положения. Захоронения фараонов и царей Ура отличались от захоронений простого люда количеством найденных археологами золотых изделий , инкрустированных полудрагоценными ( согласно современной номенклатуры) камнями . "Серебро, твое место только во дворце"- так написано на одной из шумерских табличек ( цит. по книге М.Белицкого "Шумеры.Забытый мир ",М.2000, стр.351 ). В " Энки и устройство мира" ( строки 245-246 ) –"Их храмы порушил, их стены уничтожил. Серебро и лазурит – их богатство". Вожди еврейских племен подражали классу имущих египтян. Всего в Книге Исход камень "шоhам " упоминается семь раз.
В Книге Хроник (Первая Книга , глава 29, строка 2 ) сообщается , что Царь Давид , среди прочих стройматериалов для Храма , собирал и камни шоhам .
В Книге Ийова (глава 28, строка 16) говориться :"… Не уравновесить его златом Офира, шоhамом дорогим и сапиром;….).Подчеркнем , что в шумеро - аккадских текстах комбинируются в пару камень samtu и камень uqnu (предположительно карнеол и ляпис лазурь).
Пророк Иезекииль ( Книга Пророка, глава 28, строка 13) писал, что на обереге царя Тира среди прочих камней был и камень шоhам . Напомним, сравнивая этот оберег с талисманом Наваратна, мы получили, что позицию камня шоhам мог занять рубин, или гранат, или карнеол, в общем камень красного цвета ( см. M.Glikman, Navaratna- The Key to the Stones of Hoshen, Biblischen Notizen 159(2013), p.65-68).
Но самое первое упоминание камня шоhам в ТАНАХЕ находим в Книге Берэшит – Книга Бытия. Отрывок текста начинается с повествования о Райском Саде ( Саде Эденском или Эдемском ) и реке, орошающей этот сад.
"…и оттуда разделяется и образует четыре главных реки. Имя одной Пишон: она обтекает землю Хавилу, ту, где золото; И золото той земли хорошее ; бдолах и камень шоhам. А имя второй реки Гихон; она обтекает землю Куш. Имя третьей реки Хиддэкэль; она на восток от Ашшура. Четвертая река Пырат…" ( глава 2, строки 11-15)
(Перевод с иврита сделал Д.Йосифон, текст напечатан с нашей правкой "камень шоhам" вместо слова "оникс" в оригинале перевода).
Итак, месторождение камня шоhам в земле Хавила. Дело за малым - найти эту землю. Как в хорошем учебнике географии , в Торе описаны водные ресурсы этой земли , точнее указано, что река Пишон является ее естественной водной границей, перечислены другие полезные ископаемые : золото (подчеркнуто " золото хорошее") и бдолах. Тот самый бдолах , цвет которого ( или внешний вид ) схож с манной небесной . А она, в свою очередь, как семя гада белого ( белого льна – см . нашу статью в этом блоге " Как семя гада белого или ман белый?").
Прежде чем приступить к изложению и обсуждению полученных результатов надо подчеркнуть, что в приведенной выше цитате большинство географических названий и сегодня представляют собой загадку. Одно не вызывает сомнений, что речь идет о времени до Потопа , т.е. все четыре реки, земли Хавила и Куш, Ашшур, бдолах и камень шоhам уже существовали в те далекие времена (подробнее о Потопе см. в книге В. Конелеса "Сошедшие с небес и сотворившие людей").Эти названия на прямую не связаны с именами потомков Ноя ( Ноаха), которые получили их в память о прошлом. Еще одно замечание, в глубокой древности границами служили естественные природные образования : горы и реки . Поэтому, естественно представить, что земля Хавила простиралась от реки Пишон до реки Гихон. Земля Куш, в свою очередь, от реки Гихон до реки Хиддэкель. И наконец, Ашшур - от Хиддэкель до Пырата.
Всю литературу, посвященную Саду Эденскому, на наш взгляд, можно разделить на три этапа поисков. Первый этап начался переводом Торы на греческий язык (перевод Семидесяти ) и завершился написанием большой, обзорной работы Fr. Delitzsch " Wo lag das Paradies" (1881). Второй этап - с момента раскопок Мохенджо Даро , открытием цивилизации Хараппы и страны Мелухха. Третьему этапу предшествовали достижения в получении спутниковых фотографий. Именно на них Juris Zarins (1987, см. также Weekly World News . 21.09.1999 ) обнаружил высохшее и засыпанное песком русло большой реки, впадавшее когда-то в Персидский залив. Автор находки сделал вывод, что это одна из четырех рек , описанных во второй главе первой книги Библии, а именно река Пишон (Фисон). Река Карун, по его мнению, это Гихон, а остальные две реки соответственно Евфрат и Тигр. Известный американский писатель Захария Ситчнин в книге "Божество 12-й планеты" без возражений поддержал такое распределение. Доктор Фарук Эль-Баз (1993) из Бостонского университета дополнил находку исследованиями на местности в Саудовской Аравии и Кувейте. Река, которая закончила свое существование около 5000-6000 лет тому назад , получила современное название "Кувейт" . Знатоки Библии сделали вывод : страна Хавила на территории Аравийского полуострова – "Песчаная страна - Ард эль-халат". Саудовская Аравия - обладатель золотых месторождений. Бдолах –ароматической вещество, а камень "шоhам", конечно же, оникс.
Возражение первое. На иврите пишут справа налево, а при перечислении наименований предметов, расположенных в ряд, первым упоминают предмет -крайний справа. Еще Виленский Гаон указывал на ошибку (в переводной литературе) порядка перечисления десяти заповедей , начертанных на двух ( правой и левой ) Скрижалях Завета, связанной с прочтением слева- направо. Первой называют заповедь "Не убий", а фактически она шестая . Первой же является заповедь " Я Б-г твой". По аналогии , реку Пишон на карте следует искать справа от наблюдателя , смотрящего на карту Индийского океана, Персидского залива и Аравийского полуострова , Месопотамии , Ирана ,Пакистана и т. д. Значит река Кувейт не может быть рекой Пишон, и месторасположение земли Хавила остается под вопросом. Находка высохшей большой реки – важное открытие, особенно в свете мнений С. Ляшевского (1962) и J.Zarins , что основная река Рая протекала по долине( шумерское слово "эдин"- равнина), которую после Потопа занял Персидский залив. Да и река Гихон упоминается в тексте Торы сразу за рекой Пишон, а не через две реки.
Возражение второе. Откуда такая безоговорочная уверенность , что названия Тигр и Евфрат соответствуют Хиддэкэль (Хиддекель) и Пырат (Прат)? Из перевода Семидесяти? Старцы перенесли названия двух известных рек в текст Торы . Действительно, в шумеро- аккадских клинописных табличках постоянно упоминаются две большие реки Идиглат (Idiglat) и Пуранну ( Purannu). Названия созвучны с ивритом. Но таблички написаны после Потопа, который изменил облик земли. Одна из четырех рек перестала нести свои воды, и песок занес ее русло. Такой рекой могла быть древняя Пырат (найденная река Кувейт). И уже после Потопа произошел "топонимический сдвиг", выжившие люди перенесли название рек. Так снова появилась река Пырат, которую на всех картах мира называют "Евфрат". В книге Пророка Йирмейа звучит намек :" Сушь на воды его и иссякнут они "( глава 50, строка 38). А Иоанн Богослов в своем видении как бы уточняет:" Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат – и высохла в ней вода…"( Откровение Иоанна, 16,12). Видение или отголосок прошлого?
А кто сказал, что земля Куш - это Эфиопия? Семдесят два толковника , прибывших к Птоломею II Филадельфу (третий век до нашей эры), перевели Гихон- Геон, а Куш – Эфиопия. Дипломатично. Название реки не обозначили, а страну указали (?). В первом томе Всемирной Истории (М., 1955, стр.145) читаем :" В долине Нила , южнее египтян обитало темнокожее население…. Страна их у народов древнего Востока чаще всего обозначалась именем Куш, греки и римляне называли ее Эфиопия, затем она была известна как Нубия." И. Флавий дополнил перевод Семидесяти : " Река же Геон , протекающая через Египет… Греки называют ее Нилом". В словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона об Эфиопии :" неопределенный термин древнегреческой географии, означающий " страну людей с пылающими (может быть обожженными) лицами ". У Геродота (У век до н.э.) в книге "История " существует обозначение "азиатские эфиопы" ( книга III, 94. М..1999).Этот же термин встречаем и в "Географии" Страбона. Основное отличие "восточных эфиопов " от "ливийских " – это язык и волосы. У первых они прямые, а у вторых курчавые-" самые курчавые волосы на свете. Вооружены были эти азиатские эфиопы в основном по-индийски. " (Геродот, седьмая книга,70) . Г.А. Стратановский (1972) поясняет :" Эфиопы азиатские, остатки дравидских племен , вытесненных индийцами". Из Африки на Индостан. Уже в литературе ХIХ века земля Куш переместилась на территорию Касситского царства ( аккадское – кашшу), существовавшего с ХУII по IУ века до н.э в Северной Месопотамии. Следует упомянуть и Кушанское царство (I - III века н.э.). Не забудем, что и потомка Ноя (Ноаха) звали Куш. Взглянув на карту находим горы "Гиндукуш" ("индийские горы") . Но пока не ясно, где до Потопа располагалась земля Куш. Следует отметить, что современная еврейская традиция не подвергает сомнению перевод Семидесяти в позиции "Куш - Эфиопия".
Вернемся к оригиналу текста Книги Берэшит. Итак, одна безымянная река, орошавшая Райский сад, становится четырехглавой ( дословный перевод выражения "…;;;; ;;;;;; ;;;;;…"). Ключевым словом является слово "рош"- " ";;; - "голова, верхушка, глава ". В переводе Семидесяти это слово было подменено греческим словом "archas", и в итоге получилось "четыре начала". Иосиф Флавий привлек слово "meros" –"доля, часть, отделение". Переводчик книги Флавия " Иудейские древности" Г.Г.Генкель (1900) написал "…распадается на четыре рукава…" (стр.9). Такой же перевод находим и у И.Ш . Шифмана (1993), и у М.Г. Селезнева ( 1999). Православная Библия подправила "…разделялась на четыре реки…".
Современная география определяет : начало любой реки – это ее исток. Английские переводчики четко придерживались текста Писания - "four head", и при этом разъясняли :" The head of a river is the source of the river" – "голова реки-это исток реки". Искателей Райских рек такая трактовка подвела к поиску места на земном шаре , где четыре истока больших рек находились бы в относительной близости друг от друга, так D.Rohl ( Д. Рол , Генезис цивилизации . Откуда мы произошли ) приводит примеры поиска Рая на Кавказе ( в Армении) . Можно рассказать о поисках четырех истоков рек в Гималаях . Некоторые комментаторы перенесли Рай на небеса, а реку, орошавшую Рай, сделали подземной. У других преобладает пессимизм, так А.Салтыков (2014) заявил : " Можно прочитать много книг, где написано, с чем отождествлять те четыре реки, которые упоминаются в Библии, но полной идентификации нет и не может быть". Или Л. Гомберг (2005) в книге "Дорога в Ханаан":" Три первых наименования (Пишон, Хавила, Гихон - М.Г.)по мнению исследователей, имеют скорее всего , только символическое значение…"
Но есть и оптимисты . Стефан Ляшевский писал : " Совершенно ясно, что древний счет (рек- М.Г.) был не от истоков, как считаем мы, а от устья , значит река, орошавшая Рай, имела четыре больших притока или четыре реки….Рай нужно искать не между этими реками ( о чем сказано в Библии), а у одной реки , к которой сходились вместе указанные реки или притоки : Тигр на территории перед Ассирией, Евфрат, Гихон ( или Геон ), обтекавший землю Куш (область древнего и знаменитого города Киш ) и четвертая река Фисон , " где золото", очевидно, река Каршен со старым руслом, стекавшая с северных гор страны Элам"( из книги" Первые люди на земле", Балтимор,1962).
Для понимания словосочетания "четыре главы" следует учесть древнее представление многих народов " река-змея". В Южной Америке извилистую реку изображали в виде ползущей змеи, чья голова обращена к морю. Амазонка – "Большая змея" . Китайцы называют реку Амур- "Черный дракон", чья голова в Охотском море. Город Шанхай называют " Голова дракона," т.к. город расположен в устье реки Янцзы . Слово " устье" от "уста, рот" (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург, 1882, том четвертый, стр .514.). "Pi nari" , так аккадцы называли дельту реки . Соответственно , "pu" –рот ( на иврите- ;;-пэ) и "naru"-река ( на арабском - nahr, на угаритском - nhr, на иврите - ;;;- наhар). Промежуточный вывод на английском языке : " The mouth is where it lets out into body of water like a lake or ocean". Любой учебник анатомии подтвердит, что рот - атрибут головы. Следовательно, " четыре главы" – это четыре устья.
В прошлом, когда не было известно о существовании реки Кувейт , первой рекой назвали Ганг, помещая землю Хавила в Индию (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 1.1.3, Таргум Иерушалми, Иоанн Дамаскин , Абарбанель, Н.В.Левашев в книге "Россия в кривых зеркалах",2007 и др.) Саадия Гаон и РАШИ считали, что Пишон – это Нил. В литературе была выдвинута версия , что Инд и Нил были одной рекой, и " с разрывом единого материка произошел разрыв библейских рек". При этом указывается на сходство очертания береговых линий Аравийского полуострова ( берега Кувейта, Садовской Аравии, Объединенных Эмиратов и Омана) и Ирана - Пакистанских ( А.Филлипов , 2003).
Учитывая все вышеизложенное и следуя справа – налево по карте , можно назвать четыре устья больших рек : Инд, Тигр, Евфрат и Кувейт. Это современные названия, которые, по нашему мнению, соответствуют рекам , упомянутым в Торе, Инд – Пишон и далее по порядку , последняя Кувейт -Пырат.
Gene D. Matlock , следуя за И.Флавием , заявил :" Pishon or Pison may be a dialectical derivation of Vedic deity called Pusan …. Pison and Ganges interchangeable words for this great river….. Havilah derives from the original name of Rajasthan : Haveli" ( из книги "The Open Secret of India, Israel and Mexico from Genesis to Revelation! USA, 2008, p. 95).
Проверяя эту версию, мы обнаружили следующие интересные факты : на санскрите одно из значений слова " Pusan" - "солнце". Золото, по поверью - металл солнца. Земля Хавила, отгороженная рекой Пишон – "Солнечной рекой" , богата золотом. Возможно, и сама река - золотоносная . Но есть еще одно объяснение, связанное с направлением течения реки, напоминающем о движении солнца по небосводу: восход-заход, восток- запад. Река Инд несет свои воды с севера-востока на юго-запад. Правда, сам G.D. Matlock отождествлял реку Пишон с Гангом.
На аккадском также есть слово созвучное с именем реки Пишот – " pisannu , pishannu" – в значении "box, chest ; gutter" . Fr. Delitzsch считал, что речь идет о притоке или канале.
" Haveli"( Хавели ) –архитектурный прием строительства домов в Раджастане. Но если слово "Haveli" представить как сложносоставное слово , то получим следующий перевод с санскрита ": ha – paradise" и "velA - coast (seashore)", или в другом написании "vela –garden". Случайность или подсказка, заложенная в Торе, и слово Хавила , заимствованное из санскрита, означает " райский берег" , " райский сад "( см. "Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit" ) . Случаи заимствования отдельных слов из санскрита в тексте ТАНАХА не единичны. Так корабли Таршиш привозили царю Соломону из страны Офир обезьян (" кофим" на иврите и "kapi" на санскрите ) и "туким "( в современном иврите перевод "попугаи", но на санскрите " tuk –boy" , попугай – "zuka – мужская особь и "zuki" женская особь , на тамильском попугай- "tattai") . Некоторые комментаторы пишут, что царю привозили рабов, другие считают – привозили павлинов ( на санскрите павлины - "zApaThina или zApaTina, но на тамильском павлин – "tokai" (R.Swaminatha Aiyar, 1975). Есть мнение ( проф. Х. Рабин), что название второго камня в первом столбце на хошене " питда" также происходит от слова санскрита " pita " – "желтый".
Землю Хавила надо искать по соседству с Индией, между реками Инд и Тигр (Пишон и Гихон) . Страбон пишет , что река Инд была границей между Индией и Арианой, последней до греков владели персы (География, Книга ХУ,10). В более ранние времена на этой территории еще до расселения индо-арийских племен располагалась страна Мелухха . Возможно, она стала преемницей всех богатств земли Хавила. К моменту Исхода из Египта осталась лишь память о ней в записях месопотамских царей. Корабли из страны Мелухха привозили и золото, и древесину, и драгоценные камни ( uqnu и samtu), и разноцветно окрашенных птиц ( есть приписка из слоновой кости). Набор, как во времена царя Соломона.
Там где заканчивается земля Хавила начинается земля Куш, сразу за рекой Тигр (Гихон), что согласуется с мнением С. Ляшевского.
Сегодня по еврейскому календарю на нашей планете 5774 год. Если отнять 2014, то получим 3760 . Какова была географическая картина в четвертом тысячелетии до нашей эры? Где протекали некогда райские реки? Какова была политическая карта мира? Вопросы, вопросы. Одно бесспорно в это время начали развиваться, как минимум, три мировые цивилизации древности : шумерская, египетская и цивилизация Хараппы . Зарождались торговые связи между ними, а бдолах и камень шоhам были частью торговых сделок. Но о них в следующей части нашего исследования.
Свидетельство о публикации №220042600951