Леонид Панкратов. Боевые будни тральщика

   23 апреля  2020  года  исполнилось  110 лет со дня рождения  моего  отца Леонида Павловича Панкратова(Родился 23 апреля 1910 года ) и 45 лет со дня его смерти ( умер 20  апреля , похороны были тоже  23 апреля…  1975 года. Умер в 65 лет ,( его мать,моя бабушка, пережила его на целое десятилетие ).
    До войны Леонид Павлович Панкратов был моряком торгового флота , а потом   -- командир дивизиона минных тральщиков на Балтике..И хотя не был  военным корреспондентом ,тоже иногда  параллельно писал заметки, нечто вроде репортажей. У меня сохранились газеты военных лет, он писал, и  о нём  тоже писали…. Вот  предлагаю переведенный в электронный вид материал (заметку ) моего отца  за 1942 год «Боевые будни тральщика». Обратите внимание на подпись «действующий флот»  сколько за этим страданий, не было топлива,  продовольствия не хватало,   было ранение в голову… непомерные нагрузки, китель на нём, изможденном, исхудавшем  просто висел…  Папа не был профессиональным литератором, но способности литературные  , мне кажется , у него были , мб , если и есть во мне хоть какая-то   искорка божия, то это от отца…

Война – это боль и страдание . Не должно этого быть в человеческой жизни … Самый плохой способ решения любых противоречий.Нет ничего дороже  привычной размеренной ( для кого –то даже скучноватой ) мирной жизни.
 Простите за изречение банальности: Политики, общественные деятели, все мы, должны всеми   силами сохранять МИР.

Газета КРАСНЫЙ   ФЛОТ
 28 марта 1942 года , №73(1024 )
Рубрика. С ФРОНТОВ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 БОЕВЫЕ БУДНИ ТРАЛЬЩИКА
  Тральщик Н- один из тех тружеников моря , которые не отличаясь ни большой   скоростью хода  ни особенно  мощным вооружением скромно и мужественно обеспечивают действия  боевого ядра флота. С  начала войны этот тральщик редко можно было застать  в порту. Он всегда был в море ,тралил фарватеры конвоировал транс порты , а  в  базу заходил  только для пополнения своих запасов .
    Первый раз тральщик вышел на траление  в начале июля . Его команда не имела тогда боевого опыта . Сейчас экипаж   маленького корабля состоявший из тех же самых людей  вырос неузнаваемо . Многочисленные походы   выполнением самых разно,разных задач  закалили людей укрепили   их веру  в свои  силы научили  упорству и стойкости .
   После первого боевого похода  тральщик выполнял одну задачу за другой . Однажды  принимая в бухте запас  топлива , он получил приказ выйти на спасение людей  с госпитального судна, подожженного фашистскими  самолётами. На море был шторм . Волны прокатывались по палубе маленького корабля . Вода  проникала в бункера . Весь тральщик содрогался от тяжелых ударов. Но команда знала, что впереди -  советские люди , нуждающиеся в помощи и каждый делал всё от него зависящее чтобы  ускорить ход.
 Тральщик подошёл к горящему транспорту , и пока часть  команды  подбирала людей, плавающих  на досках и спасательных кругах , младшие командиры Гринёв, Поздняков  и Коваленко организовали  прием на борт пассажиров , еще остававшихся на горящем  теплоходе. Во время этой героической работы над районом    появился фашистский самолёт . Тральщик отогнал воздушного пирата и  продолжал спасать людей . Команда приняла пострадавших как дорогих гостей ,  сделала всё возможное  чтобы скорее доставить их в базу . Опытный котельный машинист Смирнов  отстоял несколько вахт подряд, держа всё время пар на марке . Командир  отделения сигнальщиков  Недоуров  не сходил с мостика в течении всего похода.
  В порту, куда были  доставлены пассажиры теплохода  тральщик  уже ждало новое задание . Он должен был  встретить в море и провести за тралами  в одну из наших баз  караван транспортов . На это раз  стихия  подвергла команду  тральщика еще большим испытаниям. Ветер  достиг 9 баллов . Котельным  машинистам , балансировавшим  с лопатами  угля у раскаленных топок  приходилось превращаться  в  настоящих циркачей. От  рулевого требовалось огромное  напряжение , чтобы  все время держать  нос корабля перпендикулярно  волне. Малейшая оплошность  грозила поворотом корабля лагом к волне , что означало  в таких условиях  смертельную опасность . Однако рулевой Лобанов не даром прошел суровую школу рыбака. Словно своим телом оценивая  силу ударов  каждой волны, он безошибочно  удерживал корабль на курсе.
 Вскоре тральщику пришлось проводить второй такой же караван Противник  пытался уничтожить наши транспорты на переходе. На них выходили в атаку торпедные катера , сбрасывали десятки бомб самолеты. Тральщик успешно отражал   атаки врага , несмотря на то, что не  мог свободно маневрировать , будучи стеснен тралами.
  Находясь  в боевом тралении, в дозоре,  конвоируя и буксируя транспорты , тральщик Н неоднократно подвергался вражеским   ударам , но неизменно выполнял поставленную задачу . Однажды на бухту в которую зашел тральщик для пополнения  запасов  налетела группа пикирующих бомбардировщиков .Приняли решение выйти из  узкой бухточки  и тральщик почти без прогрева машин дал полный ход. Один из бомбардировщиков погнался за тральщиком  и начал пикировать. Корабль в этот момент находился в узком проходе , ограниченном с одной стороны молом бухты , а с другой мелями и банками. В решающий момент , когда самолет был уже на  боевом курсе ,  единственная возможность маневрирования  сводилась к тому , чтобы дать полный ход назад . Так и сделали. Машины с предельной нагрузкой были  переключены на задний ход и быстро погасили инерцию. Серия бомб, сброшенных с малой высоты  упала впереди корабля. Обманув таким образом врага, тральщик в следующую минуту  дал полный  ход вперед  и вышел из опасной узости.
    Враг  был обескуражен, но еще не отказался от попыток  уничтожить корабль. Три часа бомбардировщики  преследовали тральщик. Они делали ложные заходы, пытаясь деморализовать личный состав ударами  с бреющего полёта, удалялись  на недосягаемую для корабельных пушек высоту, и потом снова появлялись из-за облаков  или со стороны солнца . Эта схватка потребовала  от команды  предельного напряжения сил. Измученных рулевых сменяли   краснофлотцы других специальностей , Каждый старался работать за двоих, за троих, и тихоходный  маленький корабль вышел победителем  из неравной схватки  со  скоростными бомбардировщиками .
   Война учит многому . Многому  она научила  и команду тральщика. Война показала насколько важно повседневно совершенствовать  боевую организацию корабля , не допуская никаких условностей, никаких   недоработок . Опыт боевых действий подтвердил важность  непрерывного научения  и постоянной  проверки  маневренных качеств корабля.
Мы и раньше понимали, какую роль играет элемент внезапности . Но теперь учёт этого фактора  принял гораздо более конкретные формы. Мы знаем, например, что особую осторожность надо соблюдать  не только при прохождении узкостей, но и при входе в   базу, когда внимание командира обычно отвлекается  управлением корабля и сигнализацией с береговыми постами. Вражеские самолёты не раз выбирали для атаки  момент, когда тральщик был занят  спуском или  выборкой тралов, проходил в зону  минных полей  и сетей заграждения  или принимал в бухте топливо. Из этого следует, что готовность всех средств  к отражению вражеских ударов должна быть постоянной  и не может снижаться в зависимости от выполнения кораблём какой-либо другой задачи.


                лейтенант  Л. Панкратов
                действующий флот


Рецензии
Боже,
какой он худенький
прямо как я в похожем возрасте

Герои!
=================
Мой добрый привет!

Юрий Атман 3   12.03.2021 01:46     Заявить о нарушении
Да , отец все силы отдавал службе, и на редких фото военных лет и в первые послевоенные годы он всегда выглядел изможденным ,( его подчиненные выглядели чуть лучше …)

Спасибо за отклик!

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   12.03.2021 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.