Необычная Пасха 2020-го года

    Надолго остается в памяти всех православных христиан Пасха Христова года две тысячи двадцатого, празднование которой в России пришлось на пик поразившей мир пандемии коронавируса. Строжайший режим карантина объявлен был властями страны уже  в конце марта – начале апреля, в Великий пост. Всем “дорогим россиянам” сей режим предписывал пребывать в самоизоляции, то бишь сидеть дома, дабы не подхватить заразу и не стать её переносчиками.  Разрешалось лишь выходить за продуктами в магазин, за лекарствами в аптеку да выгуливать собак – и то на расстоянии не более ста метров от жилья. О том, чтобы выводить  на прогулки маленьких детей, не было и речи, уже не говоря о стариках. Всем, кому перевалило за шестьдесят пять лет, строго-настрого приказали не высовываться из квартир и домов: вирус де особо прилипчив к пожилым людям, хотя на практике это не подтвердилось.
   
   Сразу же в соцсетях прозвучали гневные отповеди в адрес авторов столь суровых ограничений, живущих в роскошных загородных особняках и гуляющих в просторных парках. Эх, пожить бы им пару-тройку недель вместе с детьми в тесной двухкомнатной квартирке  на десятом этаже  в спальном районе!  Какова была реакция Русской Православной Церкви на все эти ограничения в канун ежегодного Марииного стояния? Патриарх Кирилл обратился ко всем чадам РПЦ с просьбой молиться в “пустынях” своих домов, как молилась в пустыне  ставшая святой бывшая блудница Мария Египетская, и не ходить в храмы.
   
    И лишь для староверов твёрдая вера в Бога была сильнее боязни заразиться вирусом: они продолжали молиться в своих церквях и храмах, как делали это их предки во дни любых, самых страшных невзгод. Хорошо сказала о необходимости преодоления испытаний  в своём бесхитростном стихотворении прихожанка старообрядческой церкви из Ижевска  Дарья Коробейникова, молодая мать двух детей:
 Трудное настало время…
А когда легко жилось?
Только нынче перемены
Ставят всё наперекос
Кто сильнее: страх и вирус
Или вера и Христос?
Человека сразу выдаст
Лишь ответ на тот вопрос.
Если в храм идти боишься
Исповедовать грехи
Из боязни заразиться
(Шансы, мол, столь велики),
Сможешь как без осужденья
Ты на Страшный суд предстать?
Там себя за прегрешенья
Уж не сможешь оправдать.
Бог наш милостив бесспорно,
Может быть он и простит,
Тех, кто был с Ним всей душою,
Но не смог во храм прийти.
Неспроста все искушенья
Пали на Великий пост:
Может Божье попущенье
Мир за тяжкий грех понёс?
Если даже в чьей-то власти
Стало храмы закрывать
В самый Светлый праздник Пасхи,
В том рисуя благодать,
Что за силы правят миром?
Кто нас вздумал испытать?
Не на Бога ли и Сына
С Духом надо б уповать?
Пусть людей немного в храме,
Всё же верные идут
На молитву, понимая,
Что не люди мир спасут.
Без благословенья свыше
Не избавиться от бед,
И пока живём и дышим,
Сохраним святой завет!
    
  Символично, что в годы Первой Мировой войны во всех православных храмах  России верующие молились о спасении Отечества. Молились они и в тяжёлую годину Великой Отечественной войны о победе нашего воинства нал лютым, безжалостным врагом: церкви были открыты для прихожан. А вот во времена Третьей, гибридной мировой войны впервые в истории христианства властями было запрещено молиться. Печальная католическая Пасха прошла в пустых церквях и соборах. Девятнадцатого апреля Пасха православная тоже состоялась без участия прихожан во всех церквях РПЦ. Исключение, как было сказано на чиновничьем новоязе,   сделали “для священнослужителей и лиц, присутствие которых необходимо для функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений”.
   
   Главный редактор православного портала “Русская народная линия” Анатолий Степанов напрасно надеялся, что Владимир Путин встретит Пасху в Храме,   тем самым явив добрый пример народу.  Президент РФ встретил Светлое Христово Воскресенье в Ново-Огарёво, вольготно, по-барски развалившись в кресле возле пылающего камина. Рядом на столике –  чайный прибор и что-то наподобие куличей, поодаль на стене сиротливо висела иконка. Прозвучавшее поздравление  А.Степанов справедливо назвал беззубым и пустым: в нём не прозвучало даже традиционно радостное “Христос Воскресе!”. Отрадно, что Глава Белоруссии Александр Лукашенко встретил Пасху в церкви вместе сыном Николаем и со своим народом, не испугавшись вируса.
   
   Мнения о том, надо ли было праздновать Пасху и молиться в храмах во времена пандемии, диаметрально разошлись. Шекспировские страсти вновь разгорелись после известия в официальных СМИ о вспышке коронавируса в Дивеево Нижегородской области, одном из центров РПЦ. Там в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Вербное воскресенье собрались люди, а в итоге заболела одна из монахинь, священнослужители, прихожане и жители деревни. Узнав об этом, депутаты-атеисты фракции ЛДПР в Госдуме предложили закрыть религиозные храмы всех конфессий.
   
    Хочется особо отметить, что ни в одном из храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви не было ни единого случая заражения прихожан пресловутым вирусом. И не будет! Необычной была Пасха Христова в пермском  Храме во имя Святителя Стефана Пермского лишь потому, лишь прибыли на торжество всего-навсего около ста человек – в разы меньше, чем в прежние годы, когда верующие переполняли Храм. А в остальном Праздник праздников прошёл, как обычно. Ровно в полночь настоятель Храма, протоиерей о.Никола Татауров, облачённый в сверкающую белую ризу, радостно провозгласил: “Христос Воскресе!”. Вспыхнули огни, и под сводами мощно прозвучало ответное: “Воистину Воскресе!”.
   
   Под колокольный благовест состоялся крестный ход вокруг храма.  Клирошане в эту Пасху, не похожую на предыдущие,   с особым чувством пели хвалу Христу:
    Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи
    И гробным живот дарова
 И, конечно же, много раз прославлялась Пресвятая Богородица:
     Светися, светися, новый Иеросалиме, слава бо Господня на Тебе восия;  ликуй и ныне веселися Сионе, Ты же чистая красуйся Богородице, о восстании Рожества Твоего.
   
   Празднество завершилось Божественной литургией, освящением крашенных пасхальных яиц и прочей вкусной снеди.  При пермском Храме по инициативе двух священников – о.Николы и о.Георгия – и мужчин-прихожан был создан в самом начале пандемии благотворительный фонд “Ермак”, целью которого  стала доставка еды и всесторонняя помощь престарелым прихожанам, поддержка малоимущих и многодетных семей да прочие полезные виды деятельности. Под утро всем, кто накануне, не убоявшись вируса, прибыл в Храм, были розданы освящённые батюшками пасхальные куличи. По традиции, прихожане уселись за стол, где их ожидала общая трапеза – долгожданное разговление после долгих семи недель Великого поста. Любой старообрядческий приход – это единая семья, где все готовы помочь друг другу и в радости, и в горести.
   
   Пасхальные богослужения состоялись во всех храмах и приходах Казанско-Вятской и Уральской епархий, да иначе и быть не могло! Для староверов на первом месте Бог и твёрдая вера в его помощь и заступничество, а уж после – решаемые мирские проблемы.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Галина!

Страх! Страх непросвещённого народа.

Ведь даже и двух специалистов не нашлось,
чтобы они дудели в одну дуду - все,
обременённые учёными степенями и научными
регалиями, говорят кто во что горазд.

А Путин сидел развалясь... Что об этом говорить?
Человек отдыхает.

Спасибо. Божьей благодати Вам,

Дарья Михаиловна Майская   29.05.2020 13:47     Заявить о нарушении
Уважаемая Дарья, благодарю за понимание всей остроты проблемы!Творческих Вам успехов!

Галина Чудинова   29.05.2020 18:24   Заявить о нарушении
Извините.
Искренно рад Вашему общению

ПОЗДРАВЛЯЮ Вас с праздником ТРОИЦЫ !

Желаю здоавия личного, здравия дружбы, здравия общих проектов и реализованых дел !

Георгий Сотула   06.06.2020 22:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.